Необходимо различать следующие экономические категории: экономический результат, экономический эффект и экономическую эффективность.
Экономический результат — это абсолютное значение какого-либо показателя, характеризующего деятельность предприятия. Результат может измеряться как в стоимостном выражении, например, товарооборот, так и в натуральном (объем производства, объем продаж).
Экономический эффект — разница между результатами экономической деятельности и затратами, произведенными для их получения. Экономический эффект выражается через валовой доход и прибыль.
Под экономической эффективностью понимается соизмерение полученного результата или эффекта в стоимостном выражении с произведенными затратами по достижению этих результатов.
Показатели, характеризующие результаты хозяйственной деятельности предприятия, подразделяются на три подгруппы.
I подгруппа — показатели объема и структуры товарооборота:
- товарооборот (объем, состав, показатели динамики, равномерность выполнения и т. п.);
|
|
- структура (ассортимент, ассортиментные сдвиги и т. п.).
II подгруппа — показатели доходов:
- валовой доход (сумма, уровень, факторы);
- прочие доходы (сумма, структура).
III подгруппа – показатели прибыли и рентабельности:
- прибыль (сумма, факторы, ее определяющие);
- рентабельность (система показателей рентабельности).
Конечные результаты производственной деятельности предприятия характеризуются рядом показателей:
Объемом производства продукции — количеством выпущенной за определенный период продукции различных видов, учитываемой в натуральных и стоимостных показателях:
а) натуральные показатели определяют объем выпуска продукции по ее отдельным видам и используются для определения степени обеспеченности населения продукцией, составления планов материально-технического снабжения предприятия, капитального строительства и географического размещения;
б) стоимостные показатели характеризуют общий объем произведенной продукции по всей номенклатуре за определенный период. К стоимостным показателям относятся:
товарная продукция (ТП) – стоимость готовых изделий предприятия и полуфабрикатов собственного производства, предназначенных для реализации.
реализованная продукция (РП) – стоимость готовых изделий и полуфабрикатов собственного производства, подлежащих оплате или оплаченных по ценам предприятия за определенный период.
РП = ТП + Он – Ок (1)
Он,Ок, –остатки товарной продукции на начало и конец периода соответственно, руб.
|
|
Валовая продукция (ВП) — общий объем произведенной продукции и оказанных услуг промышленного характера.
Чистая продукция (ЧП) — определяется для объективного выявления динамики различных факторов производства продукции.
ЧП = TП – ZM – A, (2)
где ZM – величина материальных затрат предприятия, руб.;
А – сумма начисленной амортизации основных производственных фондов, руб.
В качестве обобщающего показателя эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия могут выступать комплексные показатели оценки эффективности деятельности (этот показатель еще называют показателем эффективности использования экономического потенциала предприятия), оценки финансово-хозяйственной деятельности, оценки трудовой деятельности и др., а также различные интегральные показатели — эффективности хозяйствования предприятия, темпа экономического развития и т. д.
Среда функционирования предприятия
Среда функционирования предприятия – совокупность субъектов, их взаимосвязи, инфраструктурные звенья и условия их деятельности, направленные на реализацию общих экономических интересов.
Изучение среды связано с тем, что субъекты хозяйствования осуществляют свою деятельность не изолированно, а вступают в связи между собой, а также с факторами внешней среды: органами государственного управления, общественными организациями и формированиями, звеньями рыночной инфраструктуры, т.е. осуществляют свою деятельность во внешней среде.
Основными характеристиками внешней среды являются взаимосвязанность ее факторов, сложность внешней среды, подвижность среды и ее неопределенность.
Во внешней среде функционирования субъектов хозяйствования различают два уровня: макроуровень (макросреда) и микроуровень (микросреда).
На каждом из уровней действует своя группа факторов, оказывающих влияние на деятельность субъекта хозяйствования. На макроуровне выделяются факторы: природные и экологические, социально-демографические и политические и др.
На микроуровне выделяются такие факторы, как рыночная конъюнктура, форма и теснота партнерских связей, складывающиеся отношения с поставщиками и потребителями, степень развития рыночной инфраструктуры.
Характер протекания экономических процессов зависит не только от влияния внешней среды, но и от внутренней организации деятельности субъекта хозяйствования или его внутренней среды.
Внутренняя среда представляет собой систему взаимосвязей между подразделениями субъекта хозяйственной деятельности. Элементами внутренней среды являются:
- структура функциональных обязанностей;
- структура обмена услугами;
- информационная структура;
- ресурсно-технологическая структура;
- структура трудовых ресурсов;
- организационная культура.
Внутренняя среда, ориентированная на достижение целей субъекта хозяйствования, требует вычленения специализированных задач, под которыми понимается комплекс видов работ (деятельности), который должен быть выполнен в установленный регламентом срок и разработанными способами.
Факторы, действующие во внешней и внутренней среде, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Изменение одного фактора оказывает немедленное воздействие на характер проявления другого фактора.