1. Чем моложе организм, тем интенсивнее протекают процессы роста и развития.
2. В процессе роста и развития отмечаются половые различия.
3. Процессы роста и развития протекают не равномерно (гетерохронно). Каждому возрасту свойственны определенные анатомо-физиологические особенности.
4. Акселерация – процесс ускоренного развития. Гипотезы - алиментарная, радиоволновая, урбанизации, генетическая.
Надежность биологической системы - проявляется в надежности, пластичности, гибкости адаптационных реакций организма. Характеризуется избыточностью элементов управления, дублированию и взаимозаменяемостью функций, динамичностью и быстротой возврата в первоначальное состояние.
Возрастная периодизация – основоположник периодизации - Н.П.Гундобин.
В основе определения возрастного периода развития лежат:
- анализ оценки морфологических признаков – роста, смены зубов, увеличения массы тела и т.п.;
- учет специфических особенностей функционирования целостного организма;
|
|
- уровень развития и качественные изменения адаптивных механизмов, связанных с созреванием различных отделов мозга;
- психические новообразования, характерные для конкретных этапов развития.
Одна из целей возрастной периодизации – установить границы отдельных этапов развития в соответствии с физиологическими нормами реагирования растущего организма на воздействие факторов внешней среды.
Физиологическими и психологическими исследованиями показано, что чувствительность к внешним воздействиям носит избирательный характер на разных этапах онтогенеза. Выделяются сенситивные периоды как периоды наибольшей чувствительности к воздействию факторов среды и критические периоды развития, характеризующиеся интенсивностью морфофункционального созревания.
Возрастные периоды.
1. Новорожденность – критический период в жизни ребенка. Период адаптации к новым условиям существования.
2. Грудной возраст – наиболее стремительный период в развитии ребенка.
3. Раннее детство – прогрессирует психическое развитие ребенка, речь, память, активное развитие умственных способностей.
4. Первое детство – начало самостоятельного существования, расширение контактов с окружающим миром. Окончание первого детства связано с критическим периодом развития.
5. Второе детство – начало полового созревания, прогрессирует психическое развитие.
6. Подростковый возраст – критический период развития. Активизация процессов роста и развития. Завершение полового созревания. Перестройка всех функциональных систем организма. Развитие механической и словесно-логической памяти.
|
|
7. Юношеский возраст – завершение роста и развития, все аппараты и системы органов практически достигают морфофункциональной зрелости.
Физическое развитие – совокупность морфологических и функциональных свойств организма, которые характеризуют процесс его роста и развития.
Антропометрические исследования – проводятся с целью определения биологического уровня развития организма с определенной периодичностью.
Методика антропометрических измерений – используется для изучения физического развития.
1. Соматометрические признаки (рост, вес, окружность головы, окружность груди). Периодичность проведения: до 1 года - 1 раз в месяц, от 1 до 3 лет - 1 раз в три месяца, от 3 до 7 лет – 1 раз в пол года, от 7 лет – 1 раз в год.
2. Физиометрические признаки (жизненная емкость легких, мышечная сила рук, становая сила). Проводятся после 5 лет.
3. Соматоскопические признаки (описание осанки, характера жировых отложений, появления вторичных половых признако).
Школьная зрелость – определенный уровень морфологического и функционального развития, при котором требования систематического обучения, нагрузки, новый режим жизни не скажутся на здоровье ребенка.
- мотивационная готовность;
- интеллектуальная готовность;
- волевая готовность;
- зрительно-моторная координация.