Закономерности процессов роста и развития

1. Чем моложе организм, тем интенсивнее протекают процессы роста и развития.

2. В процессе роста и развития отмечаются половые различия.

3. Процессы роста и развития протекают не равномерно (гетерохронно). Каждому возрасту свойственны определенные анатомо-физиологические особенности.

4. Акселерация – процесс ускоренного развития. Гипотезы - алиментарная, радиоволновая, урбанизации, генетическая.

Надежность биологической системы - проявляется в надежности, пластичности, гибкости адаптационных реакций организма. Характеризуется избыточностью элементов управления, дублированию и взаимозаменяемостью функций, динамичностью и быстротой возврата в первоначальное состояние.

Возрастная периодизация – основоположник периодизации - Н.П.Гундобин.

В основе определения возрастного периода развития лежат:

- анализ оценки морфологических признаков – роста, смены зубов, увеличения массы тела и т.п.;

- учет специфических особенностей функционирования целостного организма;

- уровень развития и качественные изменения адаптивных механизмов, связанных с созреванием различных отделов мозга;

- психические новообразования, характерные для конкретных этапов развития.

Одна из целей возрастной периодизации – установить границы отдельных этапов развития в соответствии с физиологическими нормами реагирования растущего организма на воздействие факторов внешней среды.

Физиологическими и психологическими исследованиями показано, что чувствительность к внешним воздействиям носит избирательный характер на разных этапах онтогенеза. Выделяются сенситивные периоды как периоды наибольшей чувствительности к воздействию факторов среды и критические периоды развития, характеризующиеся интенсивностью морфофункционального созревания.

Возрастные периоды.

1. Новорожденность – критический период в жизни ребенка. Период адаптации к новым условиям существования.

2. Грудной возраст – наиболее стремительный период в развитии ребенка.

3. Раннее детство – прогрессирует психическое развитие ребенка, речь, память, активное развитие умственных способностей.

4. Первое детство – начало самостоятельного существования, расширение контактов с окружающим миром. Окончание первого детства связано с критическим периодом развития.

5. Второе детство – начало полового созревания, прогрессирует психическое развитие.

6. Подростковый возраст – критический период развития. Активизация процессов роста и развития. Завершение полового созревания. Перестройка всех функциональных систем организма. Развитие механической и словесно-логической памяти.

7. Юношеский возраст – завершение роста и развития, все аппараты и системы органов практически достигают морфофункциональной зрелости.

Физическое развитие – совокупность морфологических и функциональных свойств организма, которые характеризуют процесс его роста и развития.

Антропометрические исследования – проводятся с целью определения биологического уровня развития организма с определенной периодичностью.

Методика антропометрических измерений – используется для изучения физического развития.

1. Соматометрические признаки (рост, вес, окружность головы, окружность груди). Периодичность проведения:  до 1 года  - 1 раз в месяц, от 1 до 3 лет - 1 раз в три месяца, от 3 до 7 лет – 1 раз в пол года, от 7 лет – 1 раз в год.

2. Физиометрические признаки (жизненная емкость легких, мышечная сила рук, становая сила). Проводятся после 5 лет.

3. Соматоскопические признаки (описание осанки, характера жировых отложений, появления вторичных половых признако).

 

Школьная зрелость – определенный уровень морфологического и функционального развития, при котором требования систематического обучения, нагрузки, новый режим жизни не скажутся на здоровье ребенка.

- мотивационная готовность;

- интеллектуальная готовность;

- волевая готовность;

- зрительно-моторная координация.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: