Глава 2. «Рост и развитие организма»

ГОСУДАРСТВЕНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ДОНСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 КУРС ЛЕКЦИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ»  

Г.

Глава 1. «Возрастная анатомия и физиология  как дисциплина: содержание,   связь с медико-биологическими и психолого-педагогическими дисциплинами».

Анатомия  – это наука о формах, строении и развитии человеческого организма, его систем и органов.

Физиология –  изучает функции, процессы жизнедеятельности всего организма, его клеток, органов, взаимосвязей и взаимодействия в теле человека.

Изменения в строении и функциях организма изучает возрастная анатомия и физиология.

Возрастная анатомия, физиология и гигиена  изучают формы, строение и человеческого организма, его систем и органов, функции, процессы жизнедеятельности всего организма, его клеток, органов, взаимосвязей и взаимодействия, влияние факторов среды в процессе роста и развития организма.

С исторической точки зрения вопросы возрастной анатомии и физиологии поднимались в трудах Гиппократа (460 г. до н.э.) и Аристотеля(322 г. до н.э.), в сочинениях древних индусов. Научное изучение вопроса было начато Н.П.Гундобиным (1860-1908) и продолжено школой русских физиологов: Г.Г.Медовиковым (1873- 1941) М.Ф.Масловым (1885-1961), Г.Н.Сперанским (1873-1971), А.Ф.Тур (1894-1974), В.М. Бехтеревым(1857- 1927), современниками Л.Г. Ивановым-Смоленским, Н.И.Красногорским, Н.М.Щеловановым, Л.А.Орбели, П.К.Анохиным, А.Н.Кабановым, А.Г.Хрипковой, Н.Н.Леонтьевой и другими.

Значимость комплексного знания физиологии и психологии для педагога и воспитателя выделил известный русский педагог К.Д.Ушинский в своем труде «Человек как предмет воспитания» (1876). Он показал, что физиология относится к числу тех наук, в которых «излагаются, сличаются и группируются факты и те соотношения фактов, в которых обнаруживаются свойства предмета воспитания, т.е. человека».

Человек в своем развитии подчиняется всем основным законам, установленным природой для любого развивающегося многоклеточного организма, и поэтому возрастная анатомия и физиология представляют собой один из разделов более широкой области знания – биологии развития. Человек всегда живет в конкретных условиях окружающей среды, с которой он взаимодействует. Это определяет связь с наукой экологией, которая изучает воздействие на живой организм разнообразных факторов внешней среды и способы приспособления организма к действию этих факторов.

Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни – задачи педагогической валеологии, которая основывается на знаниях морфофункциональных особенностей развития организма человека.

Возрастная анатомия, физиология и гигиена представляют собой естественнонаучную основу педагогики.

Доказано, что педагогическая эффективность воспитания и обучения находится в тесной взаимосвязи с анатомо-физиологическими особенностями детей и подростков. При этом выделяются периоды в развитии – наиболее чувствительные к действию тех или иных факторов.

Знание морфофункциональных особенностей организма ребенка особенно важно, так как именно в период становления, при неправильной организации условий жизни, особенно легко возникают различные патологические нарушения.

Возрастная физиология имеет  особое значение для понимания возрастных особенностей психики ребенка. Объективное изучение функций мозга детей позволяют выявить механизмы, определяющие специфику осуществления психических и психофизиологических функций на разных этапах развития, установить этапы наиболее чувствительные к корригирующим педагогическим воздействиям.

Организация игр, занятий физической культурой, труда и отдыха детей, составление расписания или проведение уроков в школе требуют знания функциональных возможностей детского организма, которые определяются возрастными особенностями его структуры и функций.

Основные задачи дисциплины:

1. Сформировать правильное понимание основных биологических закономерностей развития организма.

2. Познакомить с физиологическими механизмами сложных психологических процессов.

3. Сформировать знания анатомо-физиологических особенностей растущего организма, которые необходимы для применения к нему педагогически эффективных методов.

4. Сформировать знания основных требований к среде образовательного учреждения, и умений проводить санитарно-просветительскую работу среди родителей.

5. Сформировать навыки оказания первой медицинской помощи.

6. Развивать умения применять знания о развивающемся организме человека в педагогической деятельности.

 

Глава 2. «Рост и развитие организма».

Под биологическим созреванием человека понимается достижение такого уровня морфологического, физиологического, личностного и социального развития, когда индивид способен произвести здоровое жизнеспособное потомство и обеспечить его нормальное развитие. 

Индивидуальные особенности человека определяются двумя факторами:

- наследственность;

- влияние внешней среды.

Онтогенез – процесс индивидуального развития происходит во все периоды жизни - от зачатия до смерти человека.

Филогенез – процесс исторического развития рода.

Клетка – элементарная, универсальная единица живой материи.

Межклеточное вещество – продукт жизнедеятельности клеток, который состоит из основного вещества и расположенных в нем волокон соединительной ткани.

Строение клетки:

- цитоплазма (плазматическая мембрана, органеллы клетки, включения клетки, гиалоплазма);

- ядро (хромосомы, состоящие из молекул ДНК и РНК – 23 пары).

 

Оплодотворение – начало развития организма после слияния женской и мужской половых клеток.

Факторы развития:

- рост – увеличение размеров и массы организма, его тканей и органов;

- дифференцировка – возникновение различий между исходно однородными клетками и тканями;

- морфогенез – возникновение новых форм и структур.

 

Внутриутробный (пренатальный) период развития – 280 дней.

1. Бластогенез – до 15 дней. Характеризуется дроблением зиготы, образованием бластомера и бластоцисты, формированием трофобласта и эмбриобласта.

2. Эмбриогенез от 16 до 75 дней. Характеризуется завершением гаструляции (зародышевые листки), закладкой органов, обособление зародыша, дифференцировка зародышевых листков, образованием плаценты.

Ткань – система клеток и не клеточных структур, обладающих общностью развития строения и функций.

- эпителиальная ткань – образует поверхностные слои кожи, покрывает слизистую оболочку полых внутренних органов, поверхности серозных оболочек, образует железы. Различают покровный и железистый эпителий.

Функции – защитная, секреторная, всасывающая, газообмена, выделения.

- соединительные ткани – образованы клетками и межклеточным веществом. Различают собственно соединительную ткань, скелетные ткани (хрящевую, костную), кровь и лимфу.

Функции - пластическая, защитная, опорная и трофическая.

- мышечные ткани – группа тканей, имеющих различное происхождение и строение, объединенных по функциональному признаку – способности сокращаться, изменять свою длину, укорачиваться (поперечнополосатая, гладкая и сердечная);

- нервная ткань – основной структурный элемент органов нервной системы.

Функции – адаптация организма к воздействию внешних и внутренних факторов.

3. Фетогенез – от 76 до 280 дней. Характеризуется дальнейшей дифференцировкой и созреванием тканей плода, завершением формирования функциональных систем.

Постнатальный период развития.

Период созревания.

- новорожденность – 4 недели;

- грудной возраст – до 1 года;

- раннее детство (преддошкольный) – от 1 до 3 лет;

- первое детство (дошкольный) – от 3 до 6 лет;

- второе детство –                      от 6 до 12 лет мальчики

                                                от 6 до 11 лет девочки;

- подростковый возраст –                 от 12 до 16 лет мальчики

                                                               от 11 до 15 лет  девочки

2. Юношеский возраст - от 16 до 21 года

3. Зрелый возраст - от 22 до 60 лет.

4.  Старение – от 61 года до естественного конца.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: