Избирательность психических процессов называется вниманием. Внимание – одна из важных психических функций и обязательное условие результативности любой деятельности. Физиологической основой внимания являются процессы возбуждения и торможения в коре больших полушарий мозга.
Высшая нервная деятельность всегда характеризуется определенной направленностью и избирательностью. При этом, направленность связана с возбуждением одних корковых участков и торможением других по закону индукции. Среди возбужденных участков выделяется тот, который в данный момент имеет наибольшее значение (биологическое или социальное). Этот участок становится доминантным, таким образом проявляется избирательность или внимание.
Выделяются два типа внимания:
- произвольное (активное), направленное на сознательно выбранную цель;
- непроизвольное (пассивное), возникающее при неожиданных изменениях во внешней среде.
Непроизвольное внимание близко к ориентировочной реакции, оно возникает на новое или неожиданное предъявление стимула. Основным механизмом непроизвольного внимания является вовлечение ретикулярной формации. Ретикулярная формация по восходящим связям вызывает генерализованную активацию коры больших полушарий, а также структур лимбической системы, которые оценивают новизну поступающей информации. По мере повторения сигнала происходит либо угасание реакции, либо её переход к вниманию, направленному на восприятие или организацию деятельности.
Произвольное внимание в зависимости от конкретных задач, потребностей, мотивации, «оптимизирует» все этапы осуществления познавательной деятельности:
- начальный – ввод информации, здесь важная роль принадлежит двигательным компонентам внимания – глазным движениям. Происходит возбуждение структур среднего мозга, заднеассоциативной теменной коры, лимбической системы.
- основной центральный – анализ и оценка значимости информации. Обработка информации о стимуле, представляющем определенную значимость для организма, требует поддержания внимания. Управляющий эффект (локальная активация) достигается регулирующими влияниями лобной коры через ассоциативные ядра таламуса с вовлечением лимбической системы.
- конечный результат – фиксация нового знания в индивидуальном опыте, поведенческая реакция, необходимые двигательные действия. Осуществляется с участием лобных отделов и базальных ганглиев.
Произвольное селективное внимание обеспечивается целым комплексом иерархически организованных структур.
Возрастные особенности организации внимания.
Непроизвольное внимание является врожденным. До 5 лет эта форма внимания является ведущей.
В начале дошкольного возраста отмечается особенности активационных процессов, которые определяют специфику произвольного внимания, связанного с эмоциональными раздражителями. По мере развития речи формируется социальная форма внимания. Качественные сдвиги в формировании произвольного внимания связаны с созреванием лобных отделов коры, обеспечивающих организацию процессов локальной регулируемой активации в соответствии с принятием решения на основе информации, мотивации или словесной инструкции. Данные процессы выражены в младшем школьном возрасте.