Совокупность врожденных и приобретенных свойств нервной системы называется типом высшей нервной деятельности. Индивидуальные особенности человека обусловлены взаимоотношениями процессов возбуждения и торможения.
И.П.Павлов взял за основу разделения на типы высшей нервной деятельности критерии: сила, уравновешенность и подвижность процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга и выделил следующие типы ВНД:
Сильный - может быть уравновешенным и неуравновешенным.
Сильный уравновешенный может различаться по подвижности нервных процессов:
- подвижный (сангвиник) характеризуется быстрой переориентацией в ответ на смену жизненных обстоятельств;
- инертный (флегматик) характеризуется медленной переориентацией, уравновешенный, спокойный, рассудительный.
Сильный неуравновешенный (холерик) отличается повышенной возбудимостью, взрывчатостью в связи с преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.
Слабый (меланхолик ) – характеризуется слабым типом нервной системы, мрачный, подавленный, вечный скептик с преобладанием процессов торможения над процессами возбуждения.
В последующих исследованиях (И.Н. Красногорский, Б.П.Теплов, В.Д. Небылицын) в основу разделения на типы высшей нервной деятельности были добавлены критерии: скорость образования условных рефлексов, формирование речи и динамичность процессов. Если рассматривать все критерии в вариационном ряду, то можно выделить более 100 типов высшей нервной деятельности.
Тип нервной системы наследуется от родителей, однако на него существенное влияние оказывает окружающая среда. Особенности характера формируются в индивидуальной жизни человека.
Постановка слишком трудных, непосильных задач может вызвать перенапряжение корковых процессов возбуждения или торможения, что приводит к срывам нервной деятельности, к неврозам.
Межполушарная асимметрия и психическая деятельность.
Учение о межполушарной асимметрии возникло более 100 лет назад в связи с открытием речевых центров в левом полушарии мозга.
Левое полушарие стало рассматриваться как доминирующее, а правое - как дополнительный автомат.
Под влияние работ Р.Cheppu стала формулироваться концепция частичного доминирования полушарий. Согласно этой концепции левое - специализируется на вербально символических функциях, а правое – на пространственно синтетических.
В настоящее время наиболее распространен взгляд на преобладающую роль левого или правого полушария в управлении теми или иными психическими функциями.
При доминирующем левом полушарии человек тяготеет к теории, имеет большой словарный запас и активно им пользуется, ему присуща двигательная активность, целеустремленность, способность прогнозировать события.
При доминирующем правом полушарии – тяготеет к конкретным видам деятельности, медлителен, неразговорчив, не склонен к созерцательности и воспоминаниям.
Большинство людей – это двуединство этих крайних проявлений поведения и психики.
В последнее время все большее признание получает концепция Э. Констандова о взаимодополняемом сотрудничестве двух полушарий.
Установлено, что правое полушарие быстрее обрабатывает поступающую информацию. Зрительно-пространственный анализ передается из правого полушария в левое полушарие. Правому полушарию свойственно охватывать картину мира целостно, одновременно включая в рассмотрение конкретную реальность, не дробя её на части. Оно действует быстро.
Левое полушарие как бы дробит картину мира на части, анализирует их, выстраивая причинно-следственные цепочки, классифицируя все объекты. Действует сравнительно медленно. Его можно назвать аналитическим, классификационным, последовательным, индуктивным.
Правое - пространственное, интуитивное, эмоционально-образное.
Левое – знаковое, рационально-логическое, речевое.
Существует мнение, что общество переоценивает роль левого полушария в становлении мыслительной деятельности. Правое полушарие связано с развитием творческой интуиции. Основным типом мышления ребенка в 6 лет является наглядно-образное, тесно связанное с эмоциональной сферой, т.е. активное участие правого полушария.
Левшество – это один из вариантов нормального развития организма и чаще всего зависит от врожденных генетических особенностей, от особенностей строения мозга ребенка.
У детей правшество и левшествово в основном формируются к 4 годам. У левшей иначе устроен мозг, а значит и мышление. Леворукие дети обычно более ранимы, эмоциональны, подвижны, гневливы и тревожны. Они хуже привыкают к смене обстановки. Лучше чувствуют цвет, форму, отличия между предметами. Больше ориентируются на чувственные ощущения. Их стихия - индивидуальная работа. Поэтому регламентированная работа им в тягость.