Методика сопоставительного анализа и общей оценки технического уровня изделий

 

Под общей оценкой качества или технического уровня промышленного изделия понимают совокупность оценок качества на всех стадиях его жизненного цикла.

В современных условиях конкурентной борьбы качество продукта является конечной целью любого производителя и определяет ценность изделия или услуги в глазах потребителя при последующей эксплуатации. Качество продукта зависит от качества выполнения предыдущих этапов его жизненного цикла. И чем раньше будут скорректированы закладываемые в продукт параметры качества, тем меньше времени и средств потребуется для получения конечного продукта с заданными параметрами качества. С другой стороны, чем на более позднем этапе жизненного цикла продукта будет проведена корректировка параметров качества, тем больше средств это потребует.     Как показывает опыт, затраты на корректировку при переходе от одного этапа жизненного цикла к последующему изменяются на порядок. Вот почему японские специалисты говорят: «Нужно не исправлять брак, а не делать брака. Это значительно дешевле, а значит, выгоднее». Как показывает практика, достаточно только части невосполнимых затрат, которые производитель теряет на исправление брака, финансирования работ по предупреждению брака и, в конечном итоге, для получения продукта с ожидаемыми потребителем параметрами качества. При этом улучшение продукта на ранних стадиях его жизненного цикла требует значительно меньше затрат, чем тогда, когда он изготовлен или, еще хуже, когда он уже на рынке.

Именно этим объясняется в большей степени сравнительно низкая себестоимость японской продукции при высоком ее качестве [1]. Так, японские автомобильные компании основные измерения проводят на начальных стадиях проектирования и разработке опытных образцов автомобилей и только незначительную часть на стадиях, непосредственно предшествующих массовому производству, что позволяет повысить надежность продукции – верхняя кривая на рис. 15.1.

Американские компании, наоборот, основные изменения вносят перед массовым выпуском, за счет чего остается много недоработок, которые потом устраняются через 3-4 месяца после начала выпуска, что приводит не только к 10-кратному росту затрат, но и увеличению общего времени, затрачиваемого на удовлетворение запросов потребителей.

Основными составляющими качества, на которые производитель должен обращать особое внимание, являются: определение потребностей рынка (планирования); качество проектирования (разработки); качество процесса производства; соответствие качества конечной продукции проекту; качество после продажного обслуживания.

Рассмотрим подробнее эти составляющие.

 

Рис. 15.1 - График зависимости надежности от времени

 

Качество планирования оценивается, прежде всего, максимизацией ценности продукта для потребителя, т.е. тем насколько полно будут учтены ожидания потребителя в созданном продукте, и зависит от качества поступающей информации (ее достоверности) о состоянии потребительского рынка и перспективах его развития. Исследования рынка и анализ деятельности конкурентов являются важными инструментами достижения этих целей..

Для того, чтобы производить товары надлежащего качества необходимо осуществлять оптимальное планирование финансовых средств и ресурсов производителя, обеспечивающее минимальную стоимость продукта для потребителя и производителя при максимальном учете требований потребителя.

Насколько ответственно будет выполнено планирование, настолько меньше будут различные издержки производителя на корректировку качества на последующих этапах, возрастающие на порядок по мере перехода от одного этапа к последующему. Это в большей степени будет зависеть от качества интерпретации пожеланий и нужд потребителя и требования к показателям качества продукта, информация о которых поступает на следующий этап жизненного цикла продукта.

Качество разработки, так же как и любой другой этап жизненного цикла продукта, зависит от качества целей. Требование производства качественных товаров с минимальными затратами означает, например, для овеществленного продукта или продукта переработки разработку такой конструкторско-технологической и нормативной документации, которая позволила бы организовать процесс производства продукта с максимальной ценностью его параметров качества для потребителя и минимальной его стоимостью как для потребителя, так и для изготовителя за счет минимизации издержек на исправление брака.

Качество разработок будет тем выше, чем меньше корректировок оно будет претерпевать в результате последующего сравнения ценностей реального продукта и ожиданий потребителя.

Процесс разработки (проектирования) можно разбить на три фазы: системное проектирование, которое является наиболее творческой фазой, когда происходит техническое и технологическое воплощение идеи проектируемого продукта; параметрическое проектирование, когда техническое и технологическое воплощение идеи проектируемого продукта реализуется конкретными значениями параметров для каждого этапа продукта; проектирование допусков, когда устанавливаются допуски на все параметры продукта и процесса его производства в зависимости от возможностей самого процесса и применяемых измерительных инструментов.

В результате проектирования должен быть разработан не только проект продукта с ожидаемой ценностью, но и вся необходимая конструкторско-технологическая и нормативная документация для процесса его производства.

Качество процесса производства в огромной степени определяется качеством этапа разработки. В то же время те же самые аспекты качества целей, которые использовались в процессе разработки документа, должны применяться для улучшения процесса производства продукции.

Когда производство в соответствии с разработанным проектом запущено, реальные усилия должны быть направлены на улучшение качества и эффективности процесса производства. На этом этапе жизненного цикла продукта статистический контроль производства является важнейшим инструментом, позволяющим выявлять источники изменчивости процесса и отслеживать его таким образом, чтобы новые источники изменчивости не появлялись.

Продукт после этапа производства по различным каналам поступает потребителю. После этого важно проанализировать весь реальный процесс: от момента поступления заказа на продукт до момента его изготовления. В современной конкурентной борьбе за потребителя выигрывает тот производитель, у которого протяженность этого процесса минимальна при максимальной ценности продукта для потребителя.

Качество эксплуатации продукта включает не только качество его эксплуатации потребителем, но и качество послепродажного обслуживания. Наличие послепродажного обслуживания в настоящее время, особенно для наукоемких продуктов, является решающим для потребителя, а, следовательно, важнейшей составляющей ожидаемой ценности продукта.

Потребитель, приобретая ценный продукт, должен быть уверен в том, что производитель поможет ему эксплуатировать продукт, а при необходимости обеспечит ввод его в эксплуатацию, осуществит гарантируемое обслуживание и требуемый ремонт.

Качество утилизации и переработки продукта после использования является не только экономическим вопросом, связанным с применением утилизированных материалов продукта при его воспроизводстве, но также главной проблемой сегодняшнего дня – проблемой окружающей среды (экологии). Этот вопрос тесно связан с будущим нашего поколения. Потому гарантии качества продукта с экологической точки зрения включают также качество его утилизации и должны планироваться и учитываться в общей ценности продукта для потребителя.

Из всего сказанного становится очевидно, что качество продукта, определяющее его ценность для потребителя, является результатом не только производственного процесса, но и каждого процесса (как внутри компании, так и вне ее), связанного с максимизацией ценности продукта для потребителя, а «петля качества», охватывающая типичные этапы жизненного цикл продукта, будет иметь вид, приведенный на рис. 15.5.

Рис.15.2 – Стадии жизненного цикла технической продукции

 

Следовательно,  уровень качества промышленных изделий должен задаваться и устанавливаться при разработке продукции, обеспечиваться и управляться при ее производстве (изготовлении), сохраняться при обращении и реализации, поддерживаться при эксплуатации или потреблении и легко утилизироваться или уничтожаться (ликвидироваться) по окончании использования. Однако для этого на всех стадиях жизненного цикла изделия сначала надо определять (оценивать) заданный или имеющийся уровень качества, а потом уже воздействовать на качество теми или иными конструкторскими и/или инженерно-техническими методами и средствами.

На всех стадиях и этапах жизненного цикла продукции (ЖЦК) предприятия и организации выполняющие соответствующие работы, занимаются менеджментом качества всего продукта, будь то исследование, проектно-конструкторская разработка, производство, обслуживание и ремонт, эксплуатация и даже утилизация.

Менеджмент качества – скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству. Менеджмент качества состоит из следующих основных элементов: планирование качества, обеспечение качества, управление качеством и улучшение качества. Менеджмент качества – менеджмент четвертого поколения – становится в наше время ведущим менеджментом фирм. Одновременно происходит процесс сращивания МВО и MBQ (как было на первом этапе в системе Тейлора), но уже на новом, качественно другом уровне. Сегодня ни одна фирма, не продвинутая в области менеджмента качества и экологии, не может рассчитывать на успех в бизнесе и какое-либо общественное признание.

Планирование качества – часть менеджмента качества по определению целей организации в области качества и планированию необходимого уровня качества ее продукции, а также методов и средств его достижения.

Обеспечение качества – часть менеджмента качества, направленная на создание уверенности в том, что требования к качеству будут выполнены. Это деятельность по созданию условий для производства продукции требуемого качества.

Управление качеством – часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству. Это оперативная деятельность по поддержанию качества заданного уровня.

Улучшение качества – часть менеджмента качества, направленная на увеличение способности выполнять требования к качеству. Улучшение качества – это разновидность управления качеством, направленная на повышение уровня качества объекта управления (процесса, продукции или услуги).

Очевидно, что процесс регулярного повышения качества во всех сферах и видах деятельности людей и, в частности, улучшение качества продукции во многом обусловлены технологией (методами и средствами) достижения необходимого качества.

Общая система мер и средств, направленных на повышение качества производимой продукции, состоит из трех основных частей.

1. Ключевая, центральная, коренная часть процесса управления качеством – это те приемы, методы и средства квалиметрии, которые применяются при исследовании, анализе и количественной оценке уровня качества, а также для установления «узких мест», т.е. тех показателей или параметров, которые необходимо улучшить. В итоге это первая система анализа и оценки качества обеспечивает принятие основных управленческих решений в отношении улучшения качества конкретных изделий.

2. Система технического обеспечения качества – это совокупность производственно-технологических и других приемов и средств используемых для реального повышения и поддержания высокого качества продукции. Эта система обеспечивает качества кроме всеобщих и объективных условий отражает специфику страны и каждого предприятия-производителя. Она зависит от уровня научно-технического развития страны, от особенностей национальной культуры и традиций в сфере производства. Это производительная система обеспечения качества создается самим предприятием и поэтому всегда специфична. Простой перенос положительного опыта передовых предприятий или фирм в иные условия производства, простое копирование или перевод их нормативно-технических документов на свой язык чаще всего не дают желаемого результата.

3. Всеобщая система стимулирования качественной работы производителей товаров и услуг – это система организованных структур, а также постоянного развития и освоения обществом социальных принципов, способствующих выполнению качества работ и продуктов труда. Эта система тоже специфична. В ней отражаются и национальные особенности, и социально-экономические условия внутри страны, и общий уровень образованности и т.д., а также менталитет данного региона или страны в целом.

Следовательно, решения проблемы повышения качества товаров и услуг является, по существу, делом самих производителей и поэтому носит в значительной мере индивидуальный, даже персонализированный характер. Каждый работник ответственен за качество своего труда. Только при массовом движении людей за улучшение качества всего, что делается, это движение становиться эффективным.

Задача квалиметрии и ее прикладной части по практической оценке технического уровня, например машин и других технических изделий, состоит в научно-методическом обеспечении производителей, продавцов и потребителей методами и средствами определения способности оцениваемой те6хники удовлетворять определенные потребности людей в соответствии с ее назначением. Эта оценка, как уже отмечалось, осуществляется методом сопоставительного анализа.

Обычно стоит задача установить степень соответствия качества оцениваемого объекта (например, технического изделия) по его способности удовлетворять несколько потребностей, но сопоставление его одним базовым (наилучшим) образцом, выбранным из числа аналогичных, все же не дает полностью адекватного ответа в отношении качества оцениваемого. Это происходит из-за того, что один аналог лучше удовлетворяет определенную потребность, другой – другую, а третий аналог превосходит всех в удовлетворении одной или нескольких особенных потребностей и т.д. Следовательно, для более полной, всеобъемлющей оценки качества объекта качества объекта, его необходимо сопоставлять с несколькими аналогичными объектами, принимаемыми за базовые, и по результатам сопоставительного анализа со всей группой этих базовых образцов можно сделать более общий вывод о качестве оцениваемого объекта.

В таком случае используются методики оценки качества или технического уровня изделий двух разновидностей в зависимости от целей производимых оценок. Это: 1) методика получения обобщенной сопоставительной оценки технического уровня изделия, и 2)методика подробного количественного анализа качества и численной оценки степени соответствия оцениваемого изделия уровню качества подобных базовых образцов.

Процесс укрупненного сопоставительного анализа и получения общей оценки уровня качества исследуемого изделия по сравнению с базовыми образцами осуществляется по трем известным градациям уровня качества (превышает, соответствует или уступает качеству базовых образцов) и может состоять из нескольких этапов.

На первом этапе проверяют соответствие значений показателей качества оцениваемого изделия требованиям стандартов, технических условий и другой нормативно-технической документации, включая санитарно-гигиенические и иные ограничения по показателям безопасности, экологичности и т.п. Если изделие не удовлетворяет хотя бы одному из этих требований, то оно изначально признается уступающим соответствующему (мировому, региональному, государственному или отраслевому) уровню качества.

При условии когда изделие удовлетворяет требованиям ГОСТов и другой НТД, а также при необходимости определить степень соответствия оцениваемого изделия тому или иному, например, мировому уровню качества, переходят ко второму этапу.

На втором этапе попарно соотносят показатели оцениваемого изделия с показателями каждого базового образца.

Сопоставление оцениваемого изделия с отдельным базовым образцом может привести, например, к следующим оценкам: оцениваемое изделие уступает по качеству данному базовому образцу, если оно уступает ему хотя бы по одному показателю; оцениваемое изделие превосходит базовый образец, если оно превосходит хотя бы по одному показателю, не уступая ни по одному показателю из остальных показателей; оцениваемое изделие соответствует по качеству базовому образцу, если значение всех его показателей качества совпадает со значениями показателей базового образца с учетом точности определения показателей.

Если базовых образцов несколько, то по итогам сопоставления оцениваемого изделия с совокупностью базовых образцов могут быть даны следующие оценки:

– изделие превосходит мировой (или какой-либо иной уровень), если оно превосходит каждый базовый образец;

– изделие соответствует мировому уровню, если оно одинаково по качеству хотя бы с одним из базовых образцов;

– изделие уступает мировому уровню, если оно уступает каждому базовому образцу.

Чаще всего оцениваемое изделие по одним показателям превосходит базовый образец, а по другому уступает ему. В этом случае имеется неопределенность отнесения оцениваемого изделия к любой из трех градаций: превосходит, соответствует или уступает принятому по базовым образцам уровню качества, например, мировому уровню качества.

Неопределенность отнесения оцениваемого изделия к одной из градаций по качеству устраняется на последующих этапах сопоставительного анализа и оценки. При этом те показатели, значения которых одинаковы у оцениваемых изделия и у всех базовых образцов, на последующих этапах сопоставления не используются.

Третий этап проводится, если количество базовых образцов больше количества оценочных показателей, оставшихся после проведения второго этапа. При меньшем числе базовых образцов, что чаще всего бывает, переходят к четвертому этапу.

На третьем этапе по совокупности значений оценочных показателей всех базовых (в таком случае множество базовых образцов называют аналоговыми) образцов строят границы области соответствия базовому уровню качества. Построение границ (верхней, средней и нижней)осуществляется апрокимационным методом. Отнесение оцениваемого изделия к одной из трех градаций по уровню качества определяется тем, в какую область попадает совокупность значений его оценочных показателей.

Четвертый этап сопоставительного анализа и общей оценки технического уровня изделия осуществляют на основе имеющихся показателей качества и экспертной информации о влиянии изменений отдельных показателей качества на технический уровень сопоставляемых изделий.

В случаях, когда нет аналогов оцениваемому изделию, изделие считается соответствующим мировому уровню качества, если, конечно, оно при этом разработано на основе принципиально нового технического решения, желательно, защищенного патентом.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: