Этап 3. Распределение стоимости основных операций на объекты затрат

На последнем этапе стоимость основных процессов (операций) распределяется на объекты затрат. По аналогии с предыдущими этапами это распределение осуществляется пропорционально драйверам. В качестве драйверов операций выступают количественные характеристики самих объектов затрат, например, объем продаж или объем производства в денежном или натуральном выражении.

Примеры распределения стоимости основных операций на объект п.1 затрат компании «ФИС-трейд» приведены в таблице (табл. 16.4).

Как уже отмечалось, объекты затрат могут быть различными, так как каждая организация выбирает их самостоятельно исходя из своих целей. На практике наиболее распространенными объектами затрат являются «Покупатели» или «Каналы сбыта», «Поставщики» или ((Каналы поставки», а также «Продукты»/«Услуги».

Таблица 16.4

Пример распределения стоимости операций

на объекты затрат (выборка)

 

Объект затрат Единица драйвера Стоимость (тыс. руб.)  
       

022 Операция «Формирование заказа и отправка поставщику»

49,03 тыс. руб.  
Объект затрат — «Поставщик» Количество заказов    
ПА-1 16 0,64  
ПА-2 4 5,16  
ПВ-1 8 10,32  
ПВ-2 10 12,90  
032 Операция «Приемка товара»- — 57,84 тыс. руб.    
Объект затрат — «Поставщик» Тоннаж    
ПА-1 212 15,86  
ПА-2 47 3,52  
ПВ-1 416 31,13  
ПВ-2 98 7,33  
042 Операция «Продажа клиентам торгового склада (каналС)»— 35,40 тыс. руб.  
Объект затрат — «Канал сбыта»    
Самовывоз Операция относится только к одному объекту затрат, поэтому ее стоимость переносится целиком, без драйвера 35,40  
       

 

Для проведения дальнейших расчетов по нашему примеру необходимы данные о продажах и доходах за месяц (в качестве дохода в чанном примере рассматривается торговая наценка).

После распределения стоимости основных процессов операций на объекты затрат («Поставщики» и «Каналы сбыта») и расчета полной себестоимости по каждому из двух типов объектов затрат, а также совмещения этих данных со сведениями о доходах мы получим таблицу с данными расчета затрат в интересовавших нас разрезах: «Каналы сбыта — Поставщики» и «Поставщики — Каналы сбыта» (табл. 16.5). По этой таблице руководство «ФИС-трейд» может определить, что наибольшую прибыль приносит продукция поставщика ПА-1 (особенно при реализации через канал сбыта С — «Самовывоз»), а продукция поставщика ПВ-1 убыточна при любом ка­нале сбыта. Кроме того, очевидна более низкая рентабельность канала сбыта D — «Доставка» по сравнению с каналом сбыта С — «Самовывоз». По результатам анализа этой информации руководству «ФИС-трейд» имеет смысл задуматься о повышении цены на доставку либо увеличении доли сбыта продукции путем самовывоза.

Таблица 16.5

Результаты расчетов по методу ABC

 

Объекты затрат   Расходы   Продажи Наценка При­быль Рентабель­ность
    канал сбыта продукт всего                
          тыс. руб.        
Канал сбыта – Поставщик 401,19 420,78 821,97 11940,00 1112,00 290,03 2,43%
Самовывоз 125,36 233,81 359,17 6700,00 582,00 222,83 3,33%
ПА-1 56.13 76,02 132,15 3000,00 300,00 167,85 5.60%
ПА-2 18,71 21,33 40,04 1000,00 87,00 46,96 4,70%
ПВ-1 37.42 91,62 129,04 2000,00 120,00 -9,04 -0,45%
ПВ-2 13,10 44,84 57,94 700,00 75,00 17,06 2,44%
Доставка 275,83 186,97 462,80 5240,00 530,00 67,20 1,28%
ПА-1 105,28 50,68 155,96 2000,00 230,00 74,04 3.70%
ПА-2 31,58 12,80 44,38 600.00 50.00 5,62 0,94%
ПВ-1 131.60 114,52 246,12 2500,00 230.00 -16,12 -0,64%
ПВ-2 7,37 8,97 16,34 140.00 20,00 3,66 2,61%
Поставщик - Канал сбыта 401,19 420,78 821,97 11940,00 1112,00 290,03 2,43%
ПА-1 161,41 126,70 288,11 5000,00 530,00 241,89 4,84%
Самовывоз 56,13 76,02 132,15 3000,00 300,00 167,85 5,60%
Доставка 105,28 50,68 155,96 2000,00 230,00 74,04 3,70%
ПА-2 50,29 34,13 84,42 1600,00 137,00 52,58 3,29%
Самовывоз 18,71 21,33 40,04 1000,00 87,00 46,96 4,70%
Доставка 31,58 12,80 44,38 600,00 50,00 5,62 0,94%
ПВ-1 169,02 206,14 375,16 4500,00 350,00 -25,16 -0,56%
Самовывоз 37,42 91,62 129,04 2000,00 120,00 -9,04 -0,45%
Доставка 131,60 114,52 246,12 2500,00 230,00 -16,12 -0,64%
ПВ-2 20,47 53,81   74,28   840   95   20,72   2,47%  
Самовывоз 13,10 44,84 57,94 700,00 75,00 17,06 2,44%
Доставка 7,37 8,97 16,34 140,00 20,00 3,66 2,61%

 

Обычно к подобным таблицам прилагают и графическую визуализацию: диаграммы и графики, облегчающие целостное восприятие табличной информации. Различные варианты такой визуализации представлены на рис. 16.3.

 

 

Рис. 16.3. Пример визуализации информации АВС-метода

 

Как уже отмечалось, метод ABC позволяет с высокой степенью достоверности определять стоимость и производительность операций (процессов), оценивать эффективность использования ресурсов и вычислять себестоимость продукции (работ, услуг). В тех случаях, когда накладные затраты существенно превышают прямые (торговля, сфера услуг, банки), полученные таким методом расчетные значения радикально отличаются от результатов традиционных методов калькуляции. Так, если распределить все расходы «ФИС-трейд» (822 тыс. руб.) на объекты затрат традиционным способом, например, пропорционально объему продаж, то мы получим другие результаты (таблица 16.6).

Теперь продукция поставщика ПВ-1 выглядит рентабельной за счет высокой рентабельности при реализации через канал сбыта D — «Доставка». Распределение затрат в соответствии с объемом продаж скрыло нерентабельность этой продукции. Рентабельность продукции поставщика ПВ-2 в данном случае завышена почти в два раза (с 2,47 до 4,43%), а ПА-2, наоборот, примерно во столько же раз занижена (с 2,47 до 1,68%).

На основании данных о реальной себестоимости выпускаемой продукции руководство организации сможет принимать решения об изменении товарного ассортимента, снижении цены и ликвидации канала сбыта.

 

Таблица 16.6

Результаты расчетов по традиционному

(пропорциональному) методу

 

Объекты затрат Расходы Продажи Наценка Прибыль Рентабельность
      тыс. руб.      
Канал сбыта - Поставщик 822,00 11940,00 1112,00 290,00 2,43%
Самовывоз 461,26 6700,00 582,00 120,74 1,80%
ПА-1 206,53 3000,00 300,00 93,47 3,12%
ПА-2 68,84 1000,00 87,00 18,16 1,82%
ПВ-1 137,69 2000,00 120,00 -17,69 -0,88%
ПВ-2 48,19 700,00 75,00 26,81 3,83%
Доставка 360,74 5240,00 530,00 169,26 3,23%
ПА-1 137,69 2000,00 230,00 92,31 4,62%
ПА-2 41,31 600,00 50,00 8,69 1.45%
ПВ-1 172,11 2500,00 230,00 57,89 2,32%
ПВ-2 9,64 140,00 20,00 10.36 7,40%
Поставщик - Канал сбыта 822,00 11940,00 1112,00 290,00 2,43%
ПА-1 344,22 5000,00 530,00 185,78 3,72%
Самовывоз 206,53 3000,00 300,00 93,47 3,12%
Доставка 137,69 2000,00 230,00 92,31 4,62%
ПА-2 110,15 1600,00 137,00 26,85 1,68%
Самовывоз 68,84 1000,00 87,00 18,16 1,82%
Доставка 41,31 600,00 50,00 8,69 1,45%
ПВ-1 309,80 4500,00 350,00 40,20 0,89%
Самовывоз 137,69 2000,00 120,00 -17,69 -0,88%
Доставка 172,11 2500,00 230,00 57,89 2,32%
ПВ-2 57,83 840,00 95,00 37,17 4,43%
Самовывоз 48,19 700,00 75,00 26,81 3,83%
Доставка 9,64 140,00 20,00 10,36 7,40%
           

 

Отметим, что ABC органически связан с IDEF. Связанность этих методов заключается в том, что они рассматривают организацию как множество последовательно выполняемых функций (процессов), а дуги входов, выходов, управления и механизмов соответствуют стоимостным объектам и ресурсам.

На рис. 16.4 представлена концептуальная модель ABC-метода. Из этого рисунка видно, что:

- Ресурсы (Затраты) в ABC-методе — это входные дуги, дуги управления и дуги механизмов в IDEFO-модели;

- Продукты (Стоимостные объекты) в ABC-методе — это выходные дуги IDEFO-модели;

- Действия ABC-метода — это Функции в IDEFO-модели или UOB в IDEF3 - модели.

 

Рис. 16.4. Концептуальная схема ABC-метода

 

На более низком уровне, а именно на уровне функционального блока, связь IDEF и ABC-метода базируется на трех принципах:

1. Функция характеризуется числом, которое представляет собой стоимость или время выполнения этой функции.

2. Стоимость или время для функции, которая не имеет декомпозиции, определяется разработчиком системы.

3. Стоимость или время для функции, которая имеет декомпозицию, определяется как сумма стоимостей (времен) всех подфункций на данном уровне декомпозиции.

Метод ABC разработан как «процессно-ориентированная» альтернатива традиционным финансовым подходам. В отличие от этих подходов он позволяет распределять накладные расходы в соответствии с детальным расчетом использования ресурсов, подробным представлением о процессах и их влиянии на себестоимость, а не на основании прямых затрат или учета полного объема выпускаемой продукции. При этом информация представляется в форме, понятной для персонала, непосредственно участвующего в бизнес-процессе, а не только для специалистов в сфере бухгалтерского учета. ABC — один из методов, позволяющий указать на возможные пути улучшения стоимостных показателей.

Выводы

1. Применение метода ABC позволяет получать гораздо более точное описание затрат и отображать финансовое состояние организации гораздо лучше, чем традиционные методы бухгалтерского учета. Это способствует выработке более обоснованных и точных управленческих решений.

2. Акцент в методе ABC делается именно на затраты. Это метод представляет особую форму функционального анализа затрат, в котором на первый план ставится определение и учет затрат на осуществление функций системы в течение полного жизненного цикла. Однако этот метод не решает задач оптимизации БП.

 Методология ABC позволяет в полной мере учитывать и, соответственно отображать объективную производственную реальность: «Изделия потребляют действия; действия потребляют ресурсы».

 

 




double arrow
Сейчас читают про: