Теории социальной структуры и социальной стратификации (К. Маркс, М. Вебер, П. Сорокин, Э. Гидденс и др.)

Теорию социальной стратификации создавали и развивали различные ученые, каждый из которых внес свой вклад в изучение социального расслоения и неравенства.

К. Маркс, например, основными элементами стратификационной структуры общества читал классы, а в качестве основания вертикального расслоения общества ввел такой критерий как обладание собственностью на средства производства, то есть главным классообразующим признаком он считал отношения собственности на средства производства (на землю, фабрики, заводы). Одну группу общества составляет класс, имеющий эту собственность, другую – не имеющий. Первых он называл эксплуататорами, вторых – эксплуатируемыми.

Стратификационная структура общества по Марксу фактически сводилась к двум уровням: класс собственников (в разные исторические эпохи к нему относились рабовладельцы, феодалы, буржуазия) и класс, лишенный собственности на средства производства (рабы, пролетариат) или имеющий весьма ограниченные права на собственность (крестьяне). По мнению Маркса, класс – это общность людей находящихся в прямом отношении к средствам производства.

Марксистская теория не отражает весь социальный состав общества, выделяет лишь основные антагонистические классы. Однако, изучая западноевропейское общество середины – второй половины XIX в., Маркс К. помимо основных классов указывал и неосновные. Например, в современном ему обществе наряду с основными классами буржуазией и пролетариатом (рабочими) также существовали и крестьяне, мелкая буржуазия (торговцы), ремесленники.

Более гибкую и сложную картину стратификации общества предложил М. Вебер. Он признавал такой критерий социальной стратификации как отношение социальных групп к собственности, но считал его одним из многих. Он показал, что существуют такие различия между людьми и группами, которые прямо не связаны с собственностью, но очень значимы – это квалификация, профессиональное мастерство, образование, а также выделил дополнительные основания стратификации: престиж, власть, статус.

М. Вебер предложил новое понимание класса, в котором сделан акцент не на отношениях собственности, а на рыночных позициях социальных групп. По его мнению, люди объединяются в класс типичными шансами на рынках товаров и рынках труда, то есть так называемыми рыночными позициями. Жизненные шансы между классами распределяются не только по наличию собственности на капитал, но и в зависимости от владения ресурсами, имеющими спрос на рынке, например, в соответствии с тем, насколько пользуются спросом на рынке труда та или иная профессия или квалификация. Жизненные шансы, характеризующие групповые (классовые) позиции, складываются как совокупный результат усилий индивидуальных агентов. Они распределяются между классами неравномерно из-за ассиметричного отношения между работодателем и работником на рынке труда, то есть рыночные механизмы порождают классовые различия.

В европейском обществе начала XX века М. Вебер выделял четыре основных класса: а) привилегированные классы, формирующиеся благодаря собственности и образованию; б) интеллигенция и специалисты, не обладающие собственностью (администраторы, менеджеры, «белые воротнички»); в) традиционный мелкобуржуазный класс; г) рабочий класс. Наряду с классовой стратификацией, то есть делением общества на классы, Вебер придавал большое значение стратификации, основанной на статусе. Он ввел понятие «статусные группы» и считал, что в конкретных обществах они сосуществуют параллельно с классами. Позиции статусных групп в отличие от классов связаны не с рыночной активностью, а с социальным престижем, распределяются согласно традициям, правилам, предписаниям и т. п. Примерами статусных групп могут служить дворянство, духовенство.

М. Вебер рассматривал собственность, власть и престиж как 3 отдельных фактора, лежащих в основе иерархии в любом обществе. Различия в собственности порождает экономические классы. Различия, имеющие отношения к власти порождают политические партии. Престижные различия дают статусные группировки или страты.

Большой вклад в теорию социальной стратификации внес П. А. Сорокин. Он ввел в мировую социологию два важнейших понятия: «социальное пространство» и «социальная мобильность». Под социальным пространством он понимал сложную систему всех социальных связей между людьми и считал, что отношения людей в нем особым образом иерархизированы (стратифицированы): есть «верх» и есть «низ». Положение человека в социальном пространстве определяется: а) его отношением к определенным социальным группам, то есть установлением его связей со всеми группами населения; б) отношением этих групп друг к другу; в) положением и функциями человека в пределах каждой из основных групп.

Сорокин выделяет 4 группы причин неравенства людей:

1. права и привилегии,

2. обязанности и ответственность,

3. социальные богатства и нужда,

4. власть и влияние.

Он предложил условно рассматривать социальное пространство как трехмерное и обозначил три основные координатные оси для его измерения: экономическую, политическую, профессиональную. Соответственно он различал три основные формы стратификации. Экономическая стратификация означает неодинаковость экономических статусов, наличие экономического неравенства, которое выражается в различии доходов, уровней жизни, в существовании бедных и богатых. Политическая стратификация представляет собой расслоение людей по степени влияния на поведение других членов общества по объёму принадлежащей им власти и описывает систему иерархических рангов, включая авторитет, власть, престиж, звания, почести. Профессиональная стратификация – это разделение людей по родам деятельности, занятиям, профессиям, одни из которых считаются более престижными, другие – менее, разделение на основе успешного исполнения социальных ролей, наличия знаний и умений, образования и т.д..

Для экономической стратификации характерны два явления, которые Сорокин назвал флуктуациями (колебаниями). Первый вид колебаний – это обогащение или обеднение группы или общества, второй - уменьшение или увеличение высоты экономической пирамиды. Обобщив огромный статистический материал, он доказал, что не существует никакой устойчивой тенденции в развитии любого общества, периоды обогащения сменяются периодами обеднения.

Так как отношения людей в социальном пространстве определенным образом иерархизированы, то существует возможность перемещения индивидов и групп по ступеням социальной иерархии. Термин социальная мобильность в научный оборот ввел П. А. Сорокин. Под социальной мобильностью он понимал перемещение индивидов из одной социальной группы в другую, исчезновение одних и появление других социальных групп, исчезновение целой совокупности групп и полная замена их другими. С помощью этого понятия фиксируется динамический аспект стратификации.

По направлению перемещений социальная мобильность бывает горизонтальная и вертикальная. Горизонтальная мобильность представляет собой переход из одной социальной группы в другую без изменения места в социальной иерархии. Примером могут быть изменения в территориальном плане, если они не вязаны с изменениями социальных условий. Вертикальная мобильность обозначает смену иерархических позиций: «социальный подъем» или «социальный спуск». Соответственно выделяют восходящую и нисходящую социальную мобильность. Восходящая социальная мобильность, или «социальный подъем», - это продвижение индивидов к позициям с более высоким престижем, властью, доходом, движение вверх по социальной лестнице. Примером такой мобильности служит успешная карьера: рабочий - бригадир – начальник смены – директор. Нисходящая социальная мобильность, или «социальный спуск», - это перемещение на более низкие социальные позиции, соответственно имеющие более низкий престиж, доход, уровень жизни.

Также выделяют и другие виды социальной мобильности. Она бывает индивидуальная (перемещение отдельно взятого человека – индивида), групповая (перемещение какой-либо профессиональной, классовой, этнической или другой группы), семейная (группы родственников), межпоколенная (перемена социального положения от отца к сыну) и внутрипоколенная (индивидуальная карьера).

Исследуя социальную мобильность, П. А. Сорокин указывал те общественные институты, посредством которых осуществляются социальные перемещения индивидов или групп. Среди наиболее важных каналов социальной мобильности, или социальных «лифтов», он называл армию, церковь, школу, политику, богатство, брак с представителем более высокого статусного слоя. В современных обществах политические, военные, религиозные и иные роли продолжают служить каналами социальной мобильности. Однако в современных обществах социальная мобильность, главным образом, осуществляется через профессиональные роли, связанные с получением образования.

В зависимости от уровня социальной мобильности общество бывает «открытым» или «закрытым». «Закрытым» называется общество, в котором социальные перемещения существенно ограничены или вовсе отсутствуют, а престижные позиции занимаются отдельными относительно замкнутыми группами и могут передаваться по наследству. «Закрытый» тип общества присущ, прежде всего, доиндустриальным социальным системам.

«Открытое» общество – это общество, в котором возможности социальной мобильности достаточно широки, а индивиды и группы могут свободно перемещаться по ступеням социальной иерархии на основе собственных достижений и усилий. «Открытый» тип общества соответствует современным индустриальным и постиндустриальным обществам.

Современный британский социолог Э. Гидденс создал оригинальную теорию социальной структуры и структурации, которая позволяет проанализировать сущность взаимосвязей современного общества. Гидденс считает, что ни структура, ни действие не могут существовать независимо друг от друга. Социальные действия создают структуры и их воспроизводят. Для описания взаимодействия структур и социальных действий Гидденс использует термин «structuration» (структурация), подчеркивая «двойственность структуры»: структуры делают возможным социальное действие, а социальное действие создает те же самые структуры. Это положение Гидденс иллюстрирует на примерах языка и речи. Язык – это структура, состоящая из правил общения, которая кажется независимой от любого индивида. Чтобы язык сохранился, на нем должны говорить и писать в соответствии с существующими правилами. Язык изменяется: появляются новые слова, забываются старые. Это пример того, как люди своими действиями могут трансформировать и воспроизводить структуры.

Объясняя природу социальных систем, институтов, Гидденс представляет социальную систему как образец социальных отношений, существующий в определенное время и в определенном пространстве. Системы и институты тесно связаны с деятельностью людей, которых Гидденс зачастую называет агентами, подразумевая при этом их изначально активную позицию в обществе. Структура влияет на поведение человека благодаря знанию об обществе, которым располагают агенты. В обществе есть большое количество «общего знания» о том, как вести себя и как поступать с вещами. Это позволяет агентам ориентироваться в повседневной жизни и оперировать окружающими предметами. В своем поведении агенты используют знание правил общества, зафиксированных в его структуре. Они также пользуются материальными и властными ресурсами, являющимися частями структуры общества.

Э. Гидденс описал четыре основные системы стратификации: рабовладельческую, кастовую, сословную и классовую. Если первые три основаны на различиях, санкционированных религией или законом, то классовое деление «официально» не признается. Оно возникает вследствие влияния экономических факторов на материальные условия жизни людей.

Рабство – это крайняя форма неравенства, при которой одни люди являются в буквальном смысле собственностью других. Правовые нормы, регулировавшие отношения рабовладения в различных обществах, весьма существенно отличались. Иногда по закону рабы лишались почти всех прав – так было на юге США, в других же случаях положение рабов скорее напоминало положение слуг.

В США в XVIII-XIX вв. рабы использовались исключительно для работы на плантациях и в качестве домашних слуг. Однако в Афинах классического периода их можно было обнаружить в самых разнообразных сферах, иногда даже на постах, облеченных большой ответственностью. Рабы не допускались только к политическим и военным должностям. Некоторые из них были грамотными и работали в качестве правительственных чиновников, многие были обучены ремеслам. В Риме, правящие слои которого считали торговлю занятием низким, рабы занимались коммерцией, и часто весьма успешно. Некоторые богатые рабы даже имели собственных рабов. Однако с теми из них, которые находились в самом низу социальной лестницы – были заняты на плантациях и в шахтах, обращались очень сурово

Касты, прежде всего, ассоциируются с культурами полуострова Индостан. Сам термин каста не индийского происхождения. Он происходит от португальского слова casta, которое означает «раса», или «чистая порода». У индийцев нет единого термина, обозначающего кастовую систему в целом, различные ее аспекты имеют свои названия. Основными являются понятия варна и джати. Варны – это четыре основных сословия, различающихся по степени социального престижа. Ниже этих четырех групп находятся «неприкасаемые». Джати – это местные обособленные группы, внутри которых и происходит деление на касты.

Кастовая система очень сложна, и структура ее меняется от региона к региону, меняется до такой степени, что фактически представляет собой даже не единую систему в полном смысле слова, а набор отдаленно связанных между собой верований и обычаев. Однако их объединяет ряд общих принципов. Брахманы, образующие высшую варну, олицетворяют собой самую высокую степень чистоты, неприкасаемые – самую низкую. Брахманы должны избегать определенных контактов с неприкасаемыми. И лишь неприкасаемым позволен физический контакт с предметами или животными, которые считаются нечистыми. Кастовая система тесно связана с индуистской концепцией реинкарнации (переселения душ), согласно которой люди, пренебрегающие ритуалами и обязанностями своей касты в следующем воплощении должны родиться в касте, занимающей более низкое положение.

Сословия были частью европейской феодальной системы. Они существовали также во многих других традиционных цивилизациях. Феодальные сословия состояли из страт, обладавших различными правами и обязанностями, некоторые из которых устанавливались законом. В Европе высшее сословие состояло из аристократии и джентри (мелкопоместного дворянства). К другому сословию относились священнослужители. Его статус был несколько ниже, зато оно пользовалось особыми привилегиями. Те же, кого позже стали называть «третьим сословием», принадлежали к простому народу. Это были крепостные, свободные крестьяне, купцы и ремесленники. В отличие от каст, сословия были менее замкнутыми, и допускались межсословные браки. Простолюдин мог быть возведен в рыцари в награду за особые услуги, оказанные монарху, а купцам иногда удавалось купить титул.

В прошлом сословия возникали там, где существовала традиционная аристократия и понятие благородного происхождения. В феодальных системах, подобных средневековой европейской, сословия были связаны с местными феодальными сообществами – в каждом из них формировалась своя собственная, а не общенациональная система стратификации. В более централизованных государствах, например, в императорском Китае или Японии, сословия были сформированы на национальной основе. Иногда сословные различия оправдывались религиозными убеждениями, но, как правило, они носили менее жесткий характер, чем в индуистской кастовой системе.

Классовые системы во многих отношениях отличаются от рабовладельческих, сословных и кастовых.

В отличие от других типов страт, классы не зависят от законодательных или религиозных установок. Классовые системы гораздо более подвижны по сравнению с другими стратификационными системами, границы между классами никогда не бывают ясно очерчены. Формальных ограничений на браки между людьми из различных классов не существует.

Классовая принадлежность достигается индивидом, хотя бы отчасти, а не просто «дается» при рождении, как в других системах стратификации. Социальная мобильность — движение вверх и вниз в рамках классовой структуры — распространена здесь гораздо шире, чем в других системах (в кастовой, например, индивидуальный переход из одной касты в другую вообще невозможен).

Классы связаны с различиями в экономическом положении групп людей, с неравенством в отношении владения материальными ресурсами и контроля над ними, тогда как в других системах стратификации первостепенную роль играют неэкономические факторы (например, религия в индийской кастовой системе).

Классовая же система проявляется в основном в крупномасштабных отношениях безличного характера. К примеру, важнейшей основой для классового деления служат различия в условиях труда и оплаты, которые касаются людей любой категории и, в свою очередь, зависят от ситуации в экономике в целом.

Классы можно определить как крупномасштабные группы людей, обладающих сходными материальными ресурсами, что, в свою очередь, определяет образ жизни, которую они ведут. Классовые различия, прежде всего, зависят от благосостояния людей и рода их занятий. В современном западном обществе, по мнению Э. Гидденса, существуют следующие основные классы: высший класс (богачи, предприниматели, промышленники, а также высший слой управленцев, владеющих или непосредственно контролирующих средства производства), средний класс (который включает большинство «белых воротничков» и специалистов) и рабочий класс («синие воротнички», или люди, занятые физическим трудом). В некоторых индустриальных странах, например, во Франции и Японии, до недавнего времени важную роль играл четвертый класс – крестьяне, люди, занятые традиционным сельскохозяйственным производством. В странах третьего мира крестьяне по сей день составляют наиболее многочисленный класс.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: