double arrow

Важнейшие подсистемы общества. Общество как социокультурный организм и социально-экономическая система.


При рассмотрении и изучении общества часто используется сферный принцип, согласно которому в общество входят четыре сферы:

экономическая – материальные, производственные отношения между людьми и их объединениями по поводу производства, распределения, обмена и потребления благ и услуг;

политическая – деятельность политических институтов и организаций, органов власти, правоохранительных органов, социальных и политических движений, политических лидеров разного уровня;

духовная – образование, наука, общественное сознание, религия, культура, искусство;

социальная – взаимодействующие общности разного рода людей: классы, этносы, социальные слои, группы, организации.

Современные социологи признают, что сферы общественной жизни тесно связаны между собой и взаимовлияют друг на друга, обусловливают друг друга. При этом ни одна из них не выступает доминирующей: все зависит от угла зрения. В обществе нет господствующих или доминирующих сфер, каждая из них оказывает равное влияние на других.

3. Деление общества на четыре сферы (экономическую, политическую, социальную, духовную) является условным. Например, в экономической деятельности людей, так или иначе, обязательно присутствуют и социальные взаимодействия индивидов, и отношения власти (т. е. политические), и культурные ценности, и нормы как регуляторы этой деятельности. Поведение человека в экономической сфере (в роли собственника, работника, менеджера, предпринимателя) может определяться не только экономическими интересами (получение прибыли, выгоды, вознаграждения за труд и т. п.), но и широким кругом социальных интересов (соблюдение значимых социальных ценностей и норм, благо других людей, взаимопомощь).

При социологическом анализе социального взаимодействия как основы общественной жизни обычно обращают внимание на два важнейших аспекта:

1) групповой характер общественной жизни;

2) поведение людей в группах регулируется, направляется и упорядочивается определенной системой ценностей, норм, идей и правил.

Отмеченные два аспекта общественной жизни в социологии принято обозначать двумя предельно широкими понятиями - общество (социальная система) и культура (система культуры).

Отметим наиболее общие моменты, которые отличают общество (социальную систему) от культуры. Различие между культурой и обществом сводилось к тому, что:




1) социум и культура являются двумя взаимосвязанными
подсистемами общественной жизни;

2) особенность социальной системы выражает форму социальных отношений между людьми, которая представлена различными социальными группами и отношениями внутри и между группами.

Социальная система - характеризует организацию социальной жизни, т.е. как бы форму социальности, которая представлена различными социальными группами и отношениями внутри групп и между ними. Культура обозначает содержательные аспекты социальных от­ношений, их ценностно-смысловые значения (ценности, идеалы, нормы и др.).

Особенность социологического подхода к пониманию культуры заключается в том, что культура рассматривается как механизм регуляции поведения человека, социальных групп, функционирования и развития общества в целом.

Культура представляет собой некоторое сложное целое, включающее в себя продукты материальной и духовной деятельности людей, которые социально усвоены, разделяемы (то есть признаются) членами общества и могут передаваться другим поколениям. Далеко не всякий материальный и духов­ный продукт, созданный людьми, включается в понятие «культура». Чтобы стать частью культуры, он должен быть принят членами общества (или их частью), а также закреплен в их сознании и материализован.



Культура представляет собой результат и способ жизнедеятельности людей во всех областях их жизни. Люди создают вокруг себя не только материальный мир, в который входят возделанная земля, города, здания, дороги, каналы, орудия труда, предметы культа и произведения искусства и т.д., но и нематериальную, или духовную культуру. Имеются в виду знания и идеи, законы и нормы, правила и модели поведения людей, ценности и нормы, символы и ритуалы, обычаи и традиции. Таким образом, мир человеческих взаимоотношений, включающий в себя систему социального поведения, набор правил и процедур, индивидуальных и общих образцов взаимоотношений людей в процессе удовлетворения ими своих базовых потребностей, - это также культура.

Применяя системный подход к рассмотрению культуры, можно утверждать, что культура - это система социально приобретенных и транслируемых (передаваемых) от поколения к поколению значимых идей, знаний, ценностей, норм, верований, эстетических вкусов, приемов мастерства, верований, привычек и т. п., с помощью которых люди организуют совместную жизнь и деятельность в обществе.

Мир культуры возникает только в процессе человеческой деятельности. Культура не является природным образованием, она генетически не наследуется, а усваивается каждым новым поколением. Вне культуры существование человека невозможно, так как она определяет его бытие, специфику сугубо человеческой деятельности, материальный и духовный мир, «создает» и «пересоздает» самого человека.

Социокультурный подход к изучению социальной жизни предполагает анализ социальных явлений через призму культуры, которая рассматривается в качестве объективного фактора по отношению к различным социальным системам и личности. Вместе с тем в процессе социальной деятельности люди сами воздействуют на свое социальное и культурное окружение, изменяя и развивая его.

Основными элементами культуры являются ценности, нормы, символы, верования, знания, идеалы. Ядро культуры составляют социальные ценности и нормы.

Ценности представляют собой социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что является важным, нужным, к чему следует стремиться; это также убеждения людей по поводу целей, которых следует достигать, а также тех путей и средств, которые ведут к этим целям. Ценности определяют направленность человеческой деятельности, мотивацию человеческих поступков.

Объективно в сознании личности существуют те или иные представления о должных и желаемых общественных отношениях. Что такое добро, справедливость, патриотизм, любовь, дружба? Представления об этом ориентируют личность в реально существую­щем обществе, выступают критериями в оценках конкретных социальных ситуаций, политических решений, формируя тем самым нормы поведения людей. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном. Социальные ценности можно считать своего рода внутренним стержнем культуры. Часто говорят, что ценности - это представления людей о нужном и должном.

Нормы- это управляющие поведением человека обобщенные правила, стандарты, регулирующие поведение людей и общест­венную жизнь в целом в соответствии с ценностями определенной культуры. Социальные нормы производны от социальных ценностей и основываются на них. Если социальные ценности определяют общие линии регуляции поведения людей в условиях данной культуры, то социальные нормы - конкретные установки в отношении такого поведения - их образцы.

Общеразделяемая система ценностей, норм, идеалов, верований, символов, значений и смыслов является обязательным условием успешного взаимодействия людей. Наличие этой системы позволяет индивидам единообразно оценивать те или иные ситуации, возникающие в процессе социальных взаимодействий и обеспечивает интеграцию и стабильность социальной жизни, без нее не может нормально функционировать ни одна социальная система, ни одно общество, ни один народ.

Изучение общества как социально-экономической системы предполагает рассмотрение его через призму экономических отношений. Экономика играет огромную роль в жизни общества. Во-первых, она обеспечивает людей материальными условиями существования - продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребления. Во-вторых, экономическая сфера жизни общества является системообразующим компонентом социума, решающей сферой его жизни, определяющей ход всех происходящих в обществе процессов. Различные виды экономической деятельности регулируются не только экономическими механизмами (закон спроса и предложения), но и различного рода социальными механизмами.

Экономическая сфера общества является целостной подсистемой и включает четыре главных вида деятельности: производство, распределение обмен и потребление благ и услуг. В нее входят такие экономические институты, как фабрики, заводы, банковская система, торговля, сфера услуг, предпринимательство, собственность и др. Как социально-экономическую систему можно рассматривать любое предприятие и любую организацию, обладающую двумя ключевыми признаками. Во-первых, люди, осуществляющие процессы производства и управления им, должны выступать главными ее элементами. Во-вторых, в рамках данной системы должны создаваться материальные и нематериальные блага.

В экономической жизни общества, как правило, участвуют около 50 % населения. Работающих людей называют экономически активное население, это те, кто добровольно предоставляют свой труд для производства товаров и услуг. Дети, старики, инвалиды не являются производителями материальных благ, либо выступают таковыми лишь частично. Однако все 100 % являются потребителями товаров и услуг, созданных экономически активным населением, то есть участвуют в процессах перераспределения, обмена и потребления материальных благ, а следовательно, являются активными участниками экономических отношений.

Современным экономическим системам присущи следующие черты:

1) развитие многообразного разделения труда, которое выражается в том, что существуют тысячи профессий, специальностей, должностей и продолжают выделяться новые виды занятий и специализации работников; за каждой профессией и специальностью стоит определенная группа людей, со сходным образом жизни, мироощущением;

2) рост экономической взаимозависимости: люди, нуждаясь в разнообразных продуктах и услугах, становятся зависимыми от экономической деятельности большого количества других людей; подавляющее большинство сегодня, как правило, не производят той пищи, которой питаются, не строят домов, в которых живут, не изготавливают других материальных благ, которые потребляют.

Процесс нарастания взаимозависимости современных обществ во всемирном масштабе получил название «глобализация». Первоначально процессы глобализации охватили экономику, а затем и культуру, политику. В современных обществах выделяют такие виды глобализации, как финансовая, территориальная, информационно-коммуникативная и др.

В современном белорусском обществе происходит преобразование ряда прежних экономических институтов (производство, банковская система) и формирование новых экономических институтов, которых не было в советский период (частная собственность, предпринимательство). Во время быстрых социально-экономических изменений многие традиционные институты либо прекращают свою деятельность, либо адаптируются к решению новых задач. С другой стороны, формирование новых социальных институтов требует определенного времени: в результате люди сталкиваются с трудностями неурегулированности возникающих новых социальных отношений и поддержания порядка в обществе. Такое переходное состояние общества называется аномией.

Таким образом, общество как социально-экономическая система включает множество структурных элементов, явлений и процессов, связей и отношений между ними. Рассмотрение экономических процессов в широком социальном контексте позволяет преодолеть узкоэкономический подход и выявить многообразие социальных отношений в экономической сфере, многообразие связей экономики с другими подсистемами общества.

Таким образом, системный и социокультурный подходы к анализу социальной жизни объясняют общество как сложную целостную самоорганизующуюся систему.

 


Вопросы для проверки и самоконтроля

  1. Что изучает социология? Каков ее объект и предмет?
  2. Что означает понятие «социальное»?
  3. Что такое социальность?
  4. Какие методы применяет социология?
  5. Раскройте содержание понятия «общество».
  6. Разграничьте понятия «общество», «страна», «государство».
  7. Укажите основные признаки общества?
  8. В чем сущность системного подхода к рассмотрению общества.
  9. В чем отличие социальных систем от других типов систем (природных, технических)?
  10. Укажите основные элементы социальных систем.
  11. Что представляет собой экономическая подсистема общества?
  12. Какие функции в обществе как системе выполняет экономическая подсистема?
  13. Какие социальные институты действуют в экономической сфере общества?
  14. Приведите примеры взаимосвязей и взаимозависимостей различных сфер (подсистем) общества.
  15. В чем сущность социокультурного подхода к рассмотрению общества и его систем?
  16. Что такое культура? В чем специфика социологического рассмотрения культуры?
  17. Дайте определение понятиям «ценности», «нормы». Приведите примеры социальных ценностей и норм.
  18. Приведите примеры влияния культурных факторов на экономические, политические, социальные процессы.

Тема 2. Социальная структура и стратификация: проблема социального неравенства

 

1 Социальная структура (горизонтальный срез общества) и социальная стратификация (вертикальный срез), причины их возникновения.

2 Теории социальной структуры и социальной стратификации (К. Маркс, М. Вебер, П. Сорокин, Э. Гидденс и др.)

3 Понятия «социальный класс», «социальная группа», «социальный слой» (страта), «социальный статус».

4 Социальная структура современного белорусского общества. Проблема среднего и «предпринимательского» класса в современном постсоветском обществе.

 

2.1 Социальная структура (горизонтальный срез общества) и социальная стратификация (вертикальный срез), причины их возникновения.

Общество как сложная система социальных взаимодействий структурировано, то есть обладает определенным строением. Социальная жизнь не аморфна, она дифференцирована на социальные группы, статусы, роли, социальные институты, которые взаимосвязаны и взаимозависимы. Люди в процессе своей жизни и деятельности вступают в отношения (взаимодействия), которые не произвольны и не случайны, а обладают некоторой регулярностью и постоянством. Существующие в обществе отношения между индивидами и группами не являются прямым следствием их желаний и намерений, а часто носят объективный по отношению к человеку характер и ограничивают поведение человека или группы.

В социологии социальная структура трактуется в широком и узком смыслах. В широком смысле под ней понимается совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества. Элементами социальной структуры являются социальные группы и общности, социальные институты и организации, статусы, роли, ценности, нормы, сферы общественной жизни (экономическая, социальная, политическая, духовная) и др.

Социальная структура многокомпонентна, но ее основанием, исходными элементами (первокирпичиками), из которых она создается, являются социальные группы и общности. В узком смысле социальная структура – совокупность различных по численности и социальному положению относительно устойчивых социальных групп, общностей и система связей между ними.

В основе социальной структуры находятся два важных явления – общественное разделение труда и отношения собственности на средства производства (землю, фабрики, заводы и т.п.) и продукты производственной деятельности. Это означает, что на базе общественного разделения труда появляются такие социальные группы как классы, профессиональные группы (инженеры, юристы, учителя, врачи и др.), люди, занимающиеся умственным и физическим трудом, проживающие в городе (городское население) и в деревне (сельское население). А отношения собственности закрепляют это внутреннее разделение общества и складывающуюся внутри него социальную структуру.

В зависимости от того, какие конкретные группы и общности мы выделяем в социальной структуре, она бывает следующих видов: социально-классовая, социально-территориальная, социально-демографическая, социально-этническая (нации, народности), конфессиональная, социально-профессиональная, культурная.

Социальная структура многомерна, в ней возможны горизонтальный и вертикальный срезы. Горизонтальную дифференциацию современных промышленно развитых обществ принято описывать так называемыми номинальными параметрами (их описал П. Блау). Они установились в обществе как естественно-природные различия между людьми и как элемент общественного разделения труда. Номинальными параметрами П. Блау считает пол, возраст, расу, этническую принадлежность, место жительства, область деятельности, вероисповедание, язык.

На основании указанных различий невозможно определить, кто занимает более высокое, а кто более низкое место в социальной структуре. Вертикальный срез общества, в отличие от горизонтального, показывает его иерархическое деление, при котором одни социальные группы находятся выше или ниже других на социальной лестнице, а нижние уровни контролируются верхними. Различия между группами по вертикали определяются ранговыми параметрами такими как образование, доход, богатство, власть, престиж, происхождение, административная должность, престиж, доступ к информации. При определенных условиях номинальные параметры могут переходить в ранговые. Такое положение вещей в современных обществах рассматривается как социальная несправедливость и угнетение.

Для описания вертикального социального расслоения используют термин социальная стратификация. Термин «стратификация» пришел из геологии, где он обозначает расположение пластов земли по вертикали. Социальная стратификация представляет собой процесс и результат расслоения общества на социальные группы и слои, занимающие неравное положение в обществе. Основные критерии стратификации: 1) доход, собственность, богатство; 2) образование, знания, квалификация, 3) власть, 4) престиж профессии, должности, группы. Социальная стратификация описывает социальное неравенство.

Социальное неравенство означает, что люди находятся на различных ступенях социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями для удовлетворения потребностей, живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам общества. Социальное неравенствов социологии понимается как неравномерное распределение социальных благ и ценностей в зависимости от социального статуса индивида и социальной группы.

Следует различать понятия социальная стратификация и социальная дифференциация. Социальная стратификация подразумевает, что определенные социальные различия между людьми имеют характер иерархического ранжирования. Не все различия между людьми приводят к неравенству между членами общества. Прежде всего, к социальному неравенству приводят различия в распределении доходов и благосостояния, в продолжительности и качестве образования, участии в политической власти, владении собственности, в уровне престижа. Таким образом, основными компонентами измерения неравенства являются: доходы, собственность, богатство, власть, образование, престиж. Понятие социальная дифференциация является более широким и означает множество социальных различий между людьми в том числе и те, которые никак не связаны с неравенством.

В узком смысле, под социальной стратификацией и социальной дифференциацией понимаются все значимые различия между людьми в процессе их жизнедеятельности.

Каждое общество имеет свой набор критериев стратификации, это означает, что каждое общество по-своему организует социальное неравенство. Кроме того, какой-либо признак может по-разному проявляться в разных обществах.

 

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: