Тема 2.4 Сущность обучения и воспитания детей дошкольного возраста
План лекции:
1. Принципы реализации обучения и воспитания в дошкольной образовательной организации
2. Технологии организации процессов обучения и воспитания дошкольников
3. Содержание и организация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации и его компоненты
Цели:
- ОК.9Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий
- ОК.4Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
- формирование знаний об особенностях содержания и организации педагогического процесса в дошкольных образовательных организациях
Время: 4 часа
Литература:
1. Гуров, В.Н. Педагогические теории, системы, технологии в дошкольном образовании [Текст]: учебное пособие / В.Н. Гуров. – Ставрополь.: Академия, 2014. – 185 с.
2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: [Текст]: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013.
|
|
3. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебник сред.проф. учеб. заведений / С.А. Козлова. – М.: Академия, 2014. – 416 с.
4. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст]: учебное пособие / ГК. Селевко. – М.: Народное образование,2013. – 256 с.
5. Фролова, А.Н. Дошкольная педагогика [Текст]: конспект лекций / А.Н. Фролова. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2012. – 251 с.
1. Принципы реализации обучения и воспитания в дошкольной образовательной организации
Принципы обучения – это исходные положения, определяющие деятельность педагога и характер познавательной деятельности обучающихся.
Принцип научности обучения
Содержание образовательного процесса и методы его изучения должны быть научными. Иначе дети не смогут овладеть основами научных знаний. Отсюда необходимость соблюдения принципа научности обучения как исходного положения, определяющего связь обучения с наукой.
Сущность его состоит в том, что в сознании ребенка должны проникать реальные знания, правильно отражающие действительность. На занятиях воспитатель определенно формирует у детей конкретные представления, знания об окружающем мире, которые не вступают в противоречие с теми, что будет давать школа. Первоначальные научные знания школьника возникают не на голом месте, а на основе реальных представлений, полученных детьми в детском саду.
Принцип научного обучения предъявляет определенные требования к организации познавательной деятельности детей.
|
|
Приступая к обучению, нужно хорошо понимать и правильно строить процесс перехода мысли от явления к сущности, от внешних, наблюдаемых свойств к внутренним.
В программном материале должны быть заложены возможности различных подходов к объяснению действительности. Это дает основание для творческого поиска педагога, для индивидуального подхода к воспитанникам.
Педагог должен знать пути систематизации и обобщения представлений ребенка в процессе формирования первоначальных научных понятий.
Принцип систематичности обучения
Знания в опыте человечества находятся в определенной системе. Их нельзя усваивать хаотично, в беспорядке. Эту сторону обучения отражает принцип систематичности. Иногда его называют принципом систематичности и последовательности обучения, понимая под последовательностью расположение материала в соответствии с возрастными возможностями развития детей.
Принцип доступности
Образовательный процесс теряет смысл, если его содержание будет недоступным для усвоения. Отсюда вытекает принцип доступности образовательного процесса.
Этот принцип основывается на умении воспитателей и педагогов соотнести образовательный процесс с уровнем развития детей, их личным опытом, со знаниями, умениями и навыками, которыми они владеют. Если эти связи установить не удается, знания считаются недоступными.
Понимание педагогами особенностей связи нового с известным в сознании ребенка также помогает повысить степень доступности знаний.
Таким образом, принцип доступности предъявляет к образовательному процессу следующие требования:
• новое содержание должно быть увязано с имеющимися у детей знаниями, с их личным опытом;
• педагог должен знать уровень развития познавательных психических процессов, те виды и операции мышления, которые сформированы у детей и которые формируются;
• условием, способствующим доступности обучения, должно быть формирование познавательных интересов детей;
• педагог должен понимать значение учебного материала для решения задач общего развития детей.
Принцип наглядности обучения
Чувственные образы, представления детей об окружающем мире являются необходимыми компонентами всякого обучения. Эта сторона образовательного процесса привела к обоснованию принципа наглядности.
Впервые в педагогике теоретическое обоснование принципа наглядности обучения дал Я.А.Коменский в XVII в. Рисунок, картина – это средства, которые позволяют ребенку представить изучаемые предметы, явления, события.Значительно обогатил методику наглядного обучения К.Д. Ушинский. Он разработал ряд способов и приемов работы с наглядными пособиями.
Реализуется принцип наглядности обучения с помощью специальных пособий. Наглядные пособия делятся на натуральные, изобразительные, схематические, объемные, плоскостные и т. д.
При работе с наглядными пособиями следует учитывать три момента:
• содержание наглядного пособия;
• возможность обратной связи;
• связь возникших представлений о реальных объектах, явлениях, событиях с содержанием наглядного материала.
Принцип сознательности и активности обучения детей
Знания должны быть осознаны детьми, а для этого необходима высокая познавательная активность. В противном случае материал быстро забывается, становится эпизодом в жизни детей. Отсюда необходимость принципа сознательности и активности учения детей.
Этот принцип направлен на формирование у детей сознательного понимания материала, сознательного отношения к обучению, познавательной активности. В настоящее время процесс усвоения знаний приобретает творческий характер. Все больше внимания сосредотачивается на отношении ребенка к занятию. Если ребенок хочет учиться, ему легче осваивать материал.
|
|
Усвоить материал можно лишь при достаточной активности познавательных психических процессов. Последнее есть выражение внутреннего состояния ребенка, его познавательных сил и свойств.
Задача воспитателя и педагога – создать условия для повышения общей познавательной активности детей, сформировать положительное отношение к учебным занятиям, воспитать самостоятельность и работоспособность.