Организация образовательной деятельности

Достижение положительных результатов зависит от правильной организации образовательного процесса. Прежде всего, следует обратить внимание на соблюдение гигиенических условий: помещение должно быть проветрено, при общем нормальном освещении свет должен падать с левой стороны, оборудование, инструменты, материалы и их размещение должны отвечать педагогическим, гигиеническим, офтальмологическим и эстетическим требованиям. Длительность образовательной деятельности должна соответствовать установленным нормам, а время использоваться полноценно.

Одной из форм повышения работоспособности детей, предупреждение утомления, связанного с большой сосредоточенностью, длительным напряжением внимания, а также однообразным положением тела во время сидения за столом, является физкультурная минутка в сочетании с гимнастикой для глаз. Физкультминутки благоприятно влияют на активизацию деятельности детей, помогают предупредить нарушение осанки, а гимнастика для глаз развивает зрительное восприятие детей. Физкультминутки организуются систематически, по длительности они кратковременные, это перерывы во время образовательной деятельности (2-3 мин) для проведения 2-3 физкультурных упражнений в сочетании с гимнастикой для глаз. Физкультминутки проводятся в игровой форме. Время их проведения и подбор упражнений определяется характером и содержанием образовательной деятельности.

Структура ООД.

1. Название ОД.

2.  Задачи (образовательные, развивающие, воспитательные, коррекционные) и словарная работа.

3.  Материалы и оборудование (виды, количество).

4.  Логика интеграции образовательных областей

Название образовательных областей Реализуемые задачи Мероприятия Методы и приемы
       
       

9. Ход ОД по частям (действия, речь воспитателя, дейст­вия и предполагаемые ответы детей, индивидуальная работа).

Структурный части ОД / хронометраж времени Деятельность педагога Деятельность детей Ожидаемые результаты
Вводная часть (организационный – сюрпризный момент) – 3 мин. Прописывается исключительно деятельность педагога, например: воспитатель вносит в группу письмо от Незнайки и показывает детям Прописывается исключительно деятельность детей, например: дети удивляются, радуются письму и внимательно рассматривают его. например: мотивация детей на выполнения задания
Основная часть (10 мин.): Решение новой задачи (…мин) Физ. минутка (… мин.) Закрепление (… мин.)     решение задач (расписывается подробно и конкретно)
Рефлексия (2 мин.) – обязательно должна быть обобщающая беседа и оценка деятельности детей, если дети 5-7 лет, то самооценка своей деятельности     например: подведение итогов ОД, перспектива деятельности в рамках ОД по ОО «…»

Время проведения ОД меняется в зависимости от возрастной группы:

ü II младшая группа – не более 15 мин.

ü Средняя группа - не более 20 мин.

ü Старшая группа - не более 25 мин.

ü Подготовительная к школе группа - не более 30 мин.

1. Организация ОД (вводная часть):

Занятие начинается не за партами, а со сбора детей вокруг воспитателя, который проверяет их внешний вид, привлекает внимание, рассаживает с учетом индивидуальных особенностей, учитывая проблемы в развитии (зрения, слуха и др.).

В младших группах: подгруппа детей может, например, расса­живаться на стулья полукругом перед воспитателем.

В старших группах: группа детей обычно рассаживается за парты по двое, лицом к воспитателю, так как проводится работа с раздаточным материалом, вырабатываются навыки учебной деятельности.

Организация зависит от содержания работы, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Занятие может начинаться и проводиться в игровой комнате, в спортивном или музыкаль­ном зале, на улице и т. п., стоя, сидя и даже лежа на ковре.

Начало ОД должно быть эмоциональным, заинтересо­вывающим, радостным.

В младших группах: используются сюрпризные моменты, ска­зочные сюжеты.

В старших группах: целесообразно использовать проблемные ситуации.

В подготовительных группах, организовывается работа дежур­ных, обсуждается, чем занимались на прошлом занятии (в целях подготовки к школе).

2. Основная часть ОД:

· Работа с демонстрационным материалом.

· Работа с раздаточным материалом.

· Физкультминутка (обычно со средней группы).

· Дидактическая игра.

Количество частей и их порядок зависят от возраста детей и проставленных задач.

В младшей группе: в начале года может быть только одна часть — дидактическая игра; во второй половине года — до трех час рей (обычно работа с демонстрационным материалом, работа с раздаточным материалом, подвижная дидактическая игра).

В средней группе: обычно четыре части (начинается регуляр­ная работа с раздаточным материалом, после которой необходи­ма физкультминутка).

В старшей группе: до пяти частей.

В подготовительной группе: до семи частей.

Внимание детей сохраняется: 3 - 4 минуты у младших дошкольников, 5 - 7 минут у старших дошкольников - это и есть примерная длительность одной части.

Виды физкультминуток:

1. Стихотворная форма (детям лучше не проговаривать, а правильно дышать) — обычно проводится во 2-й младшей и средней группах.

2. Набор физических упражнений для мышц рук, ног, спины и др. (лучше выполнять под музыку) — целесообразно проводить в старшей группе.

3. С математическим содержанием (применяются, если занятие не несет большой умственной нагрузки) — чаще применяет­ся в подготовительной группе.

4. Специальная гимнастика (пальчиковая, артикуляционная,, для глаз и др.) — регулярно проводится с детьми с проблемами в развитии.

Примечание: если занятие подвижное, физкультминутку можно не про­водить; вместо физкультминутки можно проводить релаксацию.

3. Итог занятия (рефлексия): любое занятие должно быть законченным.

В младшей группе: воспитатель подводит итог после каждой части занятия. («Как хорошо мы поиграли.Давайте соберем иг­рушки и будем одеваться на прогулку».)

В средней и старшей группах: в конце занятия воспитатель сам подводит итог, приобщая детей. («Что мы сегодня узнали нового? О чем говорили? Во что играли?»). В подготовительной группе: дети сами делают выводы. («Чем мы сегодня занимались?») Организовывается работа дежурных.

Необходимо оценить работу детей (в том числе индивидуаль­но похвалить или сделать замечание).

Методические требования к ОД(зависят от принципов обучения):

1.В рамках одного ООД целесообразно решать не более одной новой задачи, остальные на повторение и закрепление.

· Знания даются систематично и последовательно в доступ­ной форме.

· Используется разнообразный наглядный материал.

· Демонстрируется связь полученных знаний с жизнью.

· Проводится индивидуальная работа с детьми, осуществ­ляется дифференцированный подход к отбору заданий.

· Регулярно осуществляется контроль над уровнем усвое­ния материала детьми, выявление пробелов в их знаниях и их устранение.

· Вся работа имеет развивающую, коррекционно-воспитательную направленность.

· ОД проводятся в первой половине дне в середине недели.

· Каждый ребенок должен активно участвовать в каждом занятии, выполнять умственные и практические действия, отра­жать в речи свои знания.

Способы поддержания хорошей работоспособности у детей в процессе организации и проведения ОД:

· Словесная активизация.

· Чередование различных видов деятельности.

· Смена наглядного материала.

· Физкультминутки и релаксация.

· Трудный новый материал дается через 3-5 минут от нача­ла занятия до 15 - 18-й минуты.

Навыки работы с раздаточным материалом (начинаем формировать со второй половины второй младшей группы, к концу средней группы желательно сформировать):

1. Бережное отношение к наглядному материалу.

2. Самостоятельная подготовка раздаточного материала к за­нятию.

3. Выкладывание пособий слева направо, сверху вниз, беря ведущей рукой по одному предмету.

4. Работать с раздаточным материалом только по заданию воспитателя.

Навыки учебной деятельности (начинаем формировать со средней группы, желательно к концу старшей группы сформировать)

1. Соблюдать дисциплину на занятии.

2. Сидеть, сохраняя правильную осанку.

3. Тихо вставать и садиться, подходить к доске.

4. Поднимать руку, только когда знаешь ответ.

5. Отвечать, только когда тебя спросят.

6. Давать ответы четко, громко, адресуя всем детям.

7. Внимательно выслушивать ответы товарищей и уметь их исправить, не повторяясь (дети быстро учатся замечать чу­жие ошибки, необходимо это правильно использовать).

8. Уметь внимательно слушать задание и осмысливать его.

9. Выполнять задания самостоятельно после указания воспи­тателя.

10. Владеть навыками работы с раздаточным и демонстраци­онным материалом и др.

 

Вывод (закрепление):

1. В чем заключается основная идея принципа научности?

2. Каковы основные требования к принципу доступности?

3. Что такое педагогическая технология?

4. Какова структура организованной образовательной деятельности?

5. Сколько по времени длится ООД?

6. Самостоятельно изучите технологию ТРИЗ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: