Достижение положительных результатов зависит от правильной организации образовательного процесса. Прежде всего, следует обратить внимание на соблюдение гигиенических условий: помещение должно быть проветрено, при общем нормальном освещении свет должен падать с левой стороны, оборудование, инструменты, материалы и их размещение должны отвечать педагогическим, гигиеническим, офтальмологическим и эстетическим требованиям. Длительность образовательной деятельности должна соответствовать установленным нормам, а время использоваться полноценно.
Одной из форм повышения работоспособности детей, предупреждение утомления, связанного с большой сосредоточенностью, длительным напряжением внимания, а также однообразным положением тела во время сидения за столом, является физкультурная минутка в сочетании с гимнастикой для глаз. Физкультминутки благоприятно влияют на активизацию деятельности детей, помогают предупредить нарушение осанки, а гимнастика для глаз развивает зрительное восприятие детей. Физкультминутки организуются систематически, по длительности они кратковременные, это перерывы во время образовательной деятельности (2-3 мин) для проведения 2-3 физкультурных упражнений в сочетании с гимнастикой для глаз. Физкультминутки проводятся в игровой форме. Время их проведения и подбор упражнений определяется характером и содержанием образовательной деятельности.
|
|
Структура ООД.
1. Название ОД.
2. Задачи (образовательные, развивающие, воспитательные, коррекционные) и словарная работа.
3. Материалы и оборудование (виды, количество).
4. Логика интеграции образовательных областей
Название образовательных областей | Реализуемые задачи | Мероприятия | Методы и приемы |
9. Ход ОД по частям (действия, речь воспитателя, действия и предполагаемые ответы детей, индивидуальная работа).
Структурный части ОД / хронометраж времени | Деятельность педагога | Деятельность детей | Ожидаемые результаты |
Вводная часть (организационный – сюрпризный момент) – 3 мин. | Прописывается исключительно деятельность педагога, например: воспитатель вносит в группу письмо от Незнайки и показывает детям | Прописывается исключительно деятельность детей, например: дети удивляются, радуются письму и внимательно рассматривают его. | например: мотивация детей на выполнения задания |
Основная часть (10 мин.): Решение новой задачи (…мин) Физ. минутка (… мин.) Закрепление (… мин.) | решение задач (расписывается подробно и конкретно) | ||
Рефлексия (2 мин.) – обязательно должна быть обобщающая беседа и оценка деятельности детей, если дети 5-7 лет, то самооценка своей деятельности | например: подведение итогов ОД, перспектива деятельности в рамках ОД по ОО «…» |
Время проведения ОД меняется в зависимости от возрастной группы:
|
|
ü II младшая группа – не более 15 мин.
ü Средняя группа - не более 20 мин.
ü Старшая группа - не более 25 мин.
ü Подготовительная к школе группа - не более 30 мин.
1. Организация ОД (вводная часть):
Занятие начинается не за партами, а со сбора детей вокруг воспитателя, который проверяет их внешний вид, привлекает внимание, рассаживает с учетом индивидуальных особенностей, учитывая проблемы в развитии (зрения, слуха и др.).
В младших группах: подгруппа детей может, например, рассаживаться на стулья полукругом перед воспитателем.
В старших группах: группа детей обычно рассаживается за парты по двое, лицом к воспитателю, так как проводится работа с раздаточным материалом, вырабатываются навыки учебной деятельности.
Организация зависит от содержания работы, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Занятие может начинаться и проводиться в игровой комнате, в спортивном или музыкальном зале, на улице и т. п., стоя, сидя и даже лежа на ковре.
Начало ОД должно быть эмоциональным, заинтересовывающим, радостным.
В младших группах: используются сюрпризные моменты, сказочные сюжеты.
В старших группах: целесообразно использовать проблемные ситуации.
В подготовительных группах, организовывается работа дежурных, обсуждается, чем занимались на прошлом занятии (в целях подготовки к школе).
2. Основная часть ОД:
· Работа с демонстрационным материалом.
· Работа с раздаточным материалом.
· Физкультминутка (обычно со средней группы).
· Дидактическая игра.
Количество частей и их порядок зависят от возраста детей и проставленных задач.
В младшей группе: в начале года может быть только одна часть — дидактическая игра; во второй половине года — до трех час рей (обычно работа с демонстрационным материалом, работа с раздаточным материалом, подвижная дидактическая игра).
В средней группе: обычно четыре части (начинается регулярная работа с раздаточным материалом, после которой необходима физкультминутка).
В старшей группе: до пяти частей.
В подготовительной группе: до семи частей.
Внимание детей сохраняется: 3 - 4 минуты у младших дошкольников, 5 - 7 минут у старших дошкольников - это и есть примерная длительность одной части.
Виды физкультминуток:
1. Стихотворная форма (детям лучше не проговаривать, а правильно дышать) — обычно проводится во 2-й младшей и средней группах.
2. Набор физических упражнений для мышц рук, ног, спины и др. (лучше выполнять под музыку) — целесообразно проводить в старшей группе.
3. С математическим содержанием (применяются, если занятие не несет большой умственной нагрузки) — чаще применяется в подготовительной группе.
4. Специальная гимнастика (пальчиковая, артикуляционная,, для глаз и др.) — регулярно проводится с детьми с проблемами в развитии.
Примечание: если занятие подвижное, физкультминутку можно не проводить; вместо физкультминутки можно проводить релаксацию.
3. Итог занятия (рефлексия): любое занятие должно быть законченным.
В младшей группе: воспитатель подводит итог после каждой части занятия. («Как хорошо мы поиграли.Давайте соберем игрушки и будем одеваться на прогулку».)
В средней и старшей группах: в конце занятия воспитатель сам подводит итог, приобщая детей. («Что мы сегодня узнали нового? О чем говорили? Во что играли?»). В подготовительной группе: дети сами делают выводы. («Чем мы сегодня занимались?») Организовывается работа дежурных.
Необходимо оценить работу детей (в том числе индивидуально похвалить или сделать замечание).
|
|
Методические требования к ОД(зависят от принципов обучения):
1.В рамках одного ООД целесообразно решать не более одной новой задачи, остальные на повторение и закрепление.
· Знания даются систематично и последовательно в доступной форме.
· Используется разнообразный наглядный материал.
· Демонстрируется связь полученных знаний с жизнью.
· Проводится индивидуальная работа с детьми, осуществляется дифференцированный подход к отбору заданий.
· Регулярно осуществляется контроль над уровнем усвоения материала детьми, выявление пробелов в их знаниях и их устранение.
· Вся работа имеет развивающую, коррекционно-воспитательную направленность.
· ОД проводятся в первой половине дне в середине недели.
· Каждый ребенок должен активно участвовать в каждом занятии, выполнять умственные и практические действия, отражать в речи свои знания.
Способы поддержания хорошей работоспособности у детей в процессе организации и проведения ОД:
· Словесная активизация.
· Чередование различных видов деятельности.
· Смена наглядного материала.
· Физкультминутки и релаксация.
· Трудный новый материал дается через 3-5 минут от начала занятия до 15 - 18-й минуты.
Навыки работы с раздаточным материалом (начинаем формировать со второй половины второй младшей группы, к концу средней группы желательно сформировать):
1. Бережное отношение к наглядному материалу.
2. Самостоятельная подготовка раздаточного материала к занятию.
3. Выкладывание пособий слева направо, сверху вниз, беря ведущей рукой по одному предмету.
4. Работать с раздаточным материалом только по заданию воспитателя.
Навыки учебной деятельности (начинаем формировать со средней группы, желательно к концу старшей группы сформировать)
1. Соблюдать дисциплину на занятии.
2. Сидеть, сохраняя правильную осанку.
3. Тихо вставать и садиться, подходить к доске.
4. Поднимать руку, только когда знаешь ответ.
5. Отвечать, только когда тебя спросят.
6. Давать ответы четко, громко, адресуя всем детям.
|
|
7. Внимательно выслушивать ответы товарищей и уметь их исправить, не повторяясь (дети быстро учатся замечать чужие ошибки, необходимо это правильно использовать).
8. Уметь внимательно слушать задание и осмысливать его.
9. Выполнять задания самостоятельно после указания воспитателя.
10. Владеть навыками работы с раздаточным и демонстрационным материалом и др.
Вывод (закрепление):
1. В чем заключается основная идея принципа научности?
2. Каковы основные требования к принципу доступности?
3. Что такое педагогическая технология?
4. Какова структура организованной образовательной деятельности?
5. Сколько по времени длится ООД?
6. Самостоятельно изучите технологию ТРИЗ.