История становления санитарного просвещения, гигиенического воспитания и пропаганды здорового образа жизни

Начало формы

Санитарное просвещение является одним из важнейших направлений профилактической медицины и проводится во всех странах мира. Особое внимание ему уделяет и Всемирная организация здравоохранения: в ее трактовке санитарное просвещение - это специальная область медицинской науки и здравоохранения, имеющая целью формирование знаний и поведения людей - индивидуума, коллектива, общества, направленных на обеспечение здоровья.

В задачи санитарного просвещения и гигиенического воспитания входит убедить человека в необходимости:

· принимать решения, направленные на улучшение индивидуального и коллективного здоровья и условий окружающей среды;

· научиться здоровому образу жизни и соблюдать его;

· использовать находящиеся в его распоряжении службы здравоохранения.

В нашей стране санитарное просвещение, как часть системы здравоохранения, появилось в 20-е годы XX столетия и прошло путь от внедрения элементов гигиенической грамотности среди населения до формирования санитарной культуры, выросло в отдельную отрасль здравоохранения и медицинской науки, занимающуюся распространением гигиенических и медицинских знаний в области личной и общественной гигиены с целью правильного поведения человека (коллектива) для сохранения своего здоровья, высокой трудоспособности и активного долголетия.

Важный вклад в развитие санитарного просвещения внесли выдающиеся организаторы советского здравоохранения Н.А. Семашко, З.П. Соловьев, виднейшие деятели медицинской науки В.М. Бехтерев, Д.К. Заболотный, Л.А. Тарасевич, Н.Н. Бурденко, А.Н. Сысин и другие. Семашко Н.А. и Соловьев З.П. провозгласили и претворили в жизнь важнейший принцип - «без санитарного просвещения нет, и не может быть советской медицины». Народный комиссариат и местные органы здравоохранения в первые годы Советской власти в борьбе с эпидемиями при активном участии самого населения проводили довольно широко и успешно санитарно-предупредительные мероприятия по охране воды, воздуха и почвы.

Организовывались «Недели очистки», «Недели и дни санитарного просвещения», «Недели водоснабжения» в городах, на железных дорогах, в казармах. Митинги, лекции, беседы, выставки, сотни тысяч листовок, брошюр, плакатов преследовали ту же цель, поэтому санитарное просвещение стало в стране на прочную основу именно в эти годы. «Нет теперь во всем нашем обширном отечестве ни одного местечка, куда не долетело бы слово санитарной пропаганды устной или печатной... мы сознаем, что участие и самодеятельность населения - самый надежный, краткий и верный путь профилактических мероприятий». Н.А. Семашко, 1923 г.]

Долгое время профилактика и борьба с эпидемиями в нашей стране оставались в числе первоочередных государственных задач. В те годы в понятие «санитарное дело» входили не только санитарные и противоэпидемические мероприятия,– сюда относились также охрана материнства и младенчества, борьба с туберкулезом, охрана детей и подростков, физическая культура и санитарное просвещение. Поэтому декрет «О санитарных органах Республики» предусматривал не только дальнейшее развитие и укрепление санитарной организации (санитарная охрана воды, воздуха, почвы, пищевых продуктов, общественного питания, жилищ, мест общественного пользования), но и определял меры по предупреждению инфекционных заболеваний и борьбе с ними, по охране здоровья детей и подростков, по санитарному просвещению к физической культуре, санитарной охране труда и санитарной статистике.

Первый нарком здравоохранения Н.А.Семашко с первых дней советской власти проводил титаническую организаторскую работу по обеспечению санитарного благополучия страны, разрабатывал важнейшие законодательные документы по вопросам профилактической медицины.

Николай Семашко положил в основу предложенной им системы здравоохранения несколько идей:

–единые принципы организации и централизация системы здравоохранения;

–равная доступность здравоохранения для всех граждан;

–первоочередное внимание детству и материнству;

–единство профилактики и лечения;

–ликвидация социальных основ болезней;

–привлечение общественности к делу здравоохранения.

В период Великой Отечественной войны одной из основных задач санитарного просвещения, проводившегося с достаточно большим размахом, явилось обеспечение санитарно-эпидемического благополучия на фронте и в тылу. В годы Великой Отечественной войны, не смотря на огромные трудности экономического характера, шел интенсивный процесс усиления и совершенствования профилактической работы, профилактика обогатилась новыми формами и методами.

Всего за время войны издано научно-популярной литературы (книги, брошюры, памятки, листовки) санитарной и противоэпидемической направленности - 1559 названий общим тиражом 33 млн. 720 тыс.

В послевоенные годы основное внимание уделялось профилактике эпидемических заболеваний, оздоровлению внешней среды, охране здоровья различных групп взрослого и детского населения.

Для выполнения всех этих важнейших задач вначале стихийно, затем целенаправленно создавалась сеть специальных учреждений по санитарному просвещению.

Благодаря повышению санитарной культуры, гигиенической и эпидемиологической сознательности и грамотности населения снизилась инфекционная заболеваемость; улучшилось санитарное состояние городов и сел, пищевых, коммунальных, детских, промышленных и других объектов; уменьшилась общая смертность населения; увеличилась продолжительность жизни людей.

В 1960–1970 гг. Ю.П. Лисицыным были развиты представления о социальных детерминантах здоровья. Им выпущены фундаментальные труды по проблемам здоровья населения и его обусловленности, организации медицинской помощи, социально-гигиеническим аспектам психологии и биоэтики. Им впервые был предложен термин «санология» (здоровье здоровых людей).

В задачи санитарного просвещения входят распространение гигиенических и медицинских знаний среди различных групп населения, выработка навыков здорового образа жизни, антиалкогольная пропаганда. Согласно приказу министра здравоохранения СССР от 19.05.1964 г., каждый врач и средний медработник ежемесячно обязаны выделять 4 часа из своего рабочего времени для санитарно-просветительской работы.

 

23-я Всемирная ассамблея здравоохранения (1970 г.) по инициативе делегации СССР приняла резолюции, в которых рекомендует в качестве наиболее эффективных принципов построения и развития систем национального здравоохранения «провозглашение ответственности государства и общества за охрану здоровья населения», «создание единого национального плана» (здравоохранения), «проведение мер общественной и индивидуальной профилактики», обеспечение всего населения «квалифицированной и бесплатной профилактической и лечебной помощью» и др.

30-я сессия Всемирной Ассамблеи здравоохранения в 1977 году постановила, что основная социальная задача правительств и ВОЗ в предстоящие десятилетия должна заключаться в достижении всеми жителями земли такого уровня здоровья (а это в значительной мере может быть возможно только при интенсивной пропаганде здорового образа жизни), который позволил бы им жить продуктивно и в социальном, и в экономическом плане.

В 1973 г. Всемирной организацией здравоохранения была высказана идея о «первичной медико-санитарной помощи», которая понималась как «зона первого контакта между человеком (семьей, общиной) и национальными системами здравоохранения», как их «неотъемлемая часть», «главная функция» и «центральное звено». Концепция была обсуждена на Международной конференции ВОЗ и ЮНИСЕФ в Алма-Ате (6-12сентября 1978 г.) с участием делегаций 134 стран и представителей 67 международных организаций. В итоге были приняты Алма-Атинская Декларация и 22 рекомендации. В Декларации было провозглашено, что самой важной задачей правительств, международных организаций и всей мировой общественности является «достижение всеми народами мира к 2000 году такого уровня здоровья, который позволит им вести продуктивный в социальном и экономическом плане образ жизни». И главным инструментом для этого является развитие национальных систем здравоохранения, главной функцией, центральным звеном которых является первичная медико-санитарная помощь.

Поэтому уже с конца прошлого столетия в связи с ростом общей и особенно неинфекционной заболеваемости была пересмотрена направленность всей системы санитарного просвещения и, соответственно этому, его организационная структура. Акцент санитарного просвещения перенесен на различные формы гигиенического воспитания. Термин «гигиеническое воспитание» означает комплексную просветительную, обучающую и собственно воспитательную деятельность, направленную на формирование гигиенической культуры индивидов, социальных групп и общества в целом.

Комплексное понятие, которое вкладывается специалистами в термин «гигиеническое воспитание», соответствует значению слова «воспитание» в общелитературном смысле, где оно означает: целенаправленный процесс просвещения как распространения знаний и обучения - для формирования системы знаний, умений и навыков, с одной стороны, и воспитание в узком смысле слова - для формирования качеств и свойств характера, образа мыслей, поведенческих стереотипов - с другой. Точность этого термина позволила использовать его с 1986 года вместо употребляемых ранее терминов «санитарное просвещение», «санитарная пропаганда», «санпросветработа», которые отражали лишь один из аспектов современного понятия гигиенического воспитания, а именно - просветительный.

В 2000 году Мировое сообщество выдвигает новые задачи:

-устойчивого развития общества в гармонии с природой;

-формирования гуманистической парадигмы;

-защиты и обеспечения прав человека и народов во всем мире;

-достижения в XXI веке «Здоровья для всех».

ВОЗ сформулировала в рамках программы «Здоровье для всех в XXI столетии» 10 главных целей (глобальных задач):

1. Усиление справедливости в отношении здоровья.

2. Улучшение возможностей для выживания и повышения качества жизни.

3. Обращение вспять глобальных тенденций в отношении пяти основных пандемий (инфекционных болезней, неинфекционных заболеваний, травматизма и насилия, алкоголизма и наркоманий, табакокурения).

4. Полная или частичная ликвидация определенных болезней (полиомиелит и др.).

5. Улучшение доступа к водоснабжению, санитарии, пищевым продуктам и жилью.

6. Содействие здоровому и противодействие нездоровому образу жизни.

7. Улучшение доступа к комплексной, качественной медико-санитарной помощи.

8. Поддержка научных исследований в области здравоохранения.

9. Внедрение глобальных и национальных систем медицинской информации и эпидемиологического надзора.

10. Разработка, осуществление и мониторинг политики достижения «Здоровье для всех» в странах.

 

К настоящему времени Вы заработали баллов: 53 из 53 возможных.

Начало формы

Глобальная политика достижения здоровья для всех на двадцать первое столетие должна осуществляться посредством проведения соответствующей региональной и национальной стратегий. Для нашей страны, тяготеющей к Европейскому Региону, – именно европейский опыт по разработке и реализации единой стратегии по «достижению здоровья для всех в Европейском Регионе» представляет наибольший интерес. Откликом на запросы XXI века, сформулированными во Всемирной декларации по здравоохранению, является принятие новой Европейской стратегии по достижению здоровья для всех – «Здоровье-21» были поставлены 21 задача на 21 столетие, которые затрагивают различные области жизнедеятельности людей:

Принципы и подходы:

1.Солидарность государств-членов ЕРБ в интересах здравоохранения.

2.Равноправиеразличных групп внутри стран в охране здоровья.

Направленность на все население и основные опасности:

3.Здоровое начало жизни.

4.Здоровье молодежи.

5.Сохранение здоровья в пожилом возрасте.

6.Улучшение психического здоровья.

7.Сокращение распространенности инфекционных заболеваний.

8.Сокращение распространенности неинфекционных заболеваний.

9.Сокращение травматизма в результате актов насилия и несчастных случаев.

Профилактика и здоровый образ жизни:

10.Здоровая и безопасная физическая среда.

11.Более здоровый образ жизни.

12.Уменьшение ущерба, причиняемого алкоголем, вызывающими зависимость средствами и табаком.

13.Условия здоровой среды.

14.Многосекторальные обязательства в отношении здоровья.

Изменение ориентации – направленность на конечный результат:

15.Интеграция здравоохранения.

16.Вопросы руководства и обеспечение качества медико-санитарной помощи.

Ресурсы:

17.Финансирование службы здравоохранения и выделение ресурсов.

18.Развитие кадровых ресурсов здравоохранения.

19.Научные исследования и информация по вопросам здравоохранения.

20.Мобилизация партнеров в интересах здравоохранения.

21.Политика и стратегия по достижении здоровья для всех.

Ключевая цель политики «Здоровье–21» в Европейском Регионе заключается в полной реализации всеми людьми их «потенциала здоровья».

Ключевая цель может быть достигнута путем:

-Обеспечения равенства в вопросах охраны за счет солидарности действий;

-Укрепления и охраны здоровья людей на протяжении всей их жизни;

-Снижения распространенности и уменьшения страданий, вызываемых основными болезнями, травмами и увечьями.

Таким образом, в основе политики «Здоровье для всех» лежат три основополагающие ценности, являющиеся ее этической основой. Это:

1.Признание здоровья важнейшим правом человека.

2.Справедливость в вопросах здоровья и его охраны, действенная солидарность стран и групп населения внутри стран в этих вопросах.

3.Участие в здравоохранительной деятельности и ответственное отношение в ней всех слоев и секторов общества.

К настоящему времени Вы заработали баллов: 86 из 87 возможных.

Начало формы

В России в соответствии со стратегией ВОЗ определены задачи национальной стратегии «Здоровье для всех Россиян», которые можно подразделить на три категории:

1) к первой категории относят две задачи, в которых рассматривается основополагающая ориентация политики достижения здоровья для всех, а именно: достижение справедливости и равенства в вопросах охраны здоровья и улучшение здоровья и качества жизни;

2) во вторую категорию входят задачи, в которых речь идет о здоровье отдельных групп населения – детях, молодежи и престарелых;

3) к третьей категории относятся задачи, в которых рассматриваются конкретные проблемы здравоохранения: онкологические и сердечно-сосудистые болезни, другие хронические заболевания, инфекционные болезни, несчастные случаи, проблемы охраны психического здоровья и самоубийства.

Ключевые ориентиры стратегии "Здоровье для всех"

Задача 1. Солидарность в интересах здравоохранения в Европейском Регионе.

К 2020 г. существующий в настоящее время разрыв в состоянии здоровья населения между государствами-членами Европейского Региона должен быть сокращен как минимум, на одну треть.

Эта задача – ключевой ориентир стратегии "Здоровья для всех".

Задача 2. Равенство в вопросах охраны здоровья.

К 2020 г. разрыв в уровне здоровья между социально-экономическими группами внутри стран должен быть сокращен по крайней мере на одну четверть во всех государствах-членах за счет значительного улучшения уровня здоровья групп населения, не получающих достаточного обслуживания.

Эта задача также является ключевым ориентиром стратегии " Здоровья для всех".

Для России актуальны все задачи по достижению здоровья для всех, сформулированные в Европейской стратегии ВОЗ как некие универсальные ориентиры.

Планируя столь масштабную работу, важно сформулировать основные принципы и условия, от соблюдения которых во многом будет зависеть ее эффективность. Одним из таких условий является соответствие идеологических принципов концепции "Здоровье для всех" методическим и организационным условиям ее разработки, реализации и мониторинга. Идея межсекторального подхода к проблемам здоровья населения требует создания адекватной организационной структуры — возможно в виде Национального института здоровья, основными задачами которого могут быть:

- разработка научно-обоснованной политики в сфере укрепления и охраны здоровья населения с учетом региональной специфики ситуации;

- разработка в соответствии с рекомендациями ВОЗ национальной программы "Здоровье для всех россиян", объединяющей усилия различных отраслей и ведомств по критерию здоровья;

- создание системы мониторинга здоровья населения;

- объективное информирование руководящих органов страны (Президент, Правительство, Парламент, Совет Безопасности, Главы администраций субъектов Российской Федерации) о состоянии, тенденциях и прогнозах здоровья населения, о необходимых мерах по улучшению ситуации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: