Приступая к изучению логики, слушатель (студент) должен иметь в виду, что каждая форма мысли, являясь самостоятельной, тесно связана с другими формами. Человек не мыслит отдельными понятиями, он высказывает их в форме суждений, а последние составляют более сложную форму – умозаключения. Поэтому переходить к изучению суждения следует лишь в том случае, если изучены и хорошо усвоены все вопросы понятия. Не изучив понятие, нельзя разобраться в сущности суждения, не выяснив всех вопросов суждения, нельзя уяснить в должной мере умозаключение.
При подготовке по теме «Понятие» следует обратить внимание на такие вопросы: характеристика понятия как формы мысли, его логическая структура (содержание и объем), отношения между понятиями, логические операции определения и деления понятий.
Понятие – это форма мышления, отражающая предметы в их существенных и отличительных признаках.
Признаком предмета является то, в чем предметы сходны друг с другом, или чем они друг от друга отличаются. Чтобы составить понятие о предмете, нужно прежде всего выделить его из других предметов, указать признаки, которые делают его сходным с одним предметом и отличают от других. Признаки, которыми предметы отличаются друг от друга, называются отличительными.
Признаки, необходимо присущие предмету и выражающие вместе с другими признаками природу предмета, называются существенными. Признаки несущественные, без которых отдельный предмет может существовать в действительности, «выбрасываются» нашим сознанием из понятия о классе данных предметов. В этом состоит сущность понятия как формы абстрактного мышления. Наше сознание отвлекается от чувственной данности предметов, оно понятием сокращает многообразие признаков «живых» предметов.
Например, у понятия кражи, – конкретном социальном деянии, – имеется много различных признаков: одна кража совершается ночью, другая днем, одна кража совершается летом, другая – зимой, она может быть совершена на территории одного района или сразу на территории нескольких районов. Но понятие кражи все эти разнообразные подробности не охватывает. В действительной фразе имеется гораздо больше черт, признаков, чем в отвлеченном понятии кражи, которое определяется в Уголовном кодексе. Так, ст. 144 УК РФ определяет кражу как тайное хищение чужого имущества.
В этом понятии, сформулированном законодателем, остается только сущность всех краж, основное и главное в них то, что отличает преступление – кражу от всех других хищений.
Слушателям (студентам) следует уяснить эту сущность понятия, поскольку особенности, которые характеризуют понятие как специфическую форму человеческого мышления, в значительной мере относятся и к абстрактному мышлению в целом.
Зачетные сессии прошлых лет показывают, что некоторые слушатели (студенты) слабо усваивают виды отношений между понятиями по их совместимости (отношения тождества, подчинения, перекрещивания) и несовместимости (отношения соподчинения, противоречия, противоположности). Между тем этот раздел является важным в том смысле, что понимание отношений между понятиями и изображение этих отношений в круговых схемах Эйлера позволяет легко усвоить отношение понятий в суждениях, усвоить также вопрос о распределении терминов в суждении. А без знания последнего нельзя глубоко понять и применить правила умозаключения (правило простого категорического силлогизма). Особое значение для мыслительной деятельности имеют логические операции над понятиями. С помощью одних операций (объединение и пересечение классов) уточняется смысл, содержание и объем употребляемых или вновь образованных понятий. Посредством других логических операций (определение и деление понятий) выявляется соответственно содержание и объем понятий. От юридических работников как ни от каких других специалистов требуется умение точно определить смысл правовых понятий. Необходимо уметь выполнять правила определений и делений понятий. Например, не определив понятий кражи, разбоя, грабежа и т.п., не выяснив их содержания, невозможно квалифицировать преступления данного вида. В связи с этим каждому слушателю должно быть ясным выражение: нарушение правил логики (в частности, правил определения и деления понятий) всегда ведет к неправильным практическим действиям, в конечном счете, к нарушению законности.
Предлагаемые таблицы охватывают все виды понятий и отношения между ними.
ВИДЫ ПОНЯТИЙ
Основание деления | Виды понятий | Видовые отличия групп понятий |
Содержание Объем Возможность учета объёма Выражение отношения к объему | Конкретные Абстрактные Положительные Отрицательные Безотносительные Соотносительные Единичные Общие Конечные (понятийная форма) Бесконечные (категориальная форма) Регистрирующие Нерегистрирующие Разделительное употребление понятия Собирательное употребление понятия | В понятии мыслится какой-либо предмет или совокупность предметов В понятии мыслятся отдельные свойства, стороны, отношения предметов, отвлеченные от самого предмета Понятие выражает наличие у мыслимого предмета определенных признаков (признака) Понятие выражает отсутствие у мыслимого предмета определенных признаков (признака) В понятии мыслится предмет вне отношения к другим предметам, как существующий с ним раздельно Пары понятий, содержание которых немыслимо одно без другого Понятие, в котором мыслится один отдельный предмет Понятие, в котором мыслится множество предметов Понятие, в котором мыслится реальное (действительное) или принципиальное (представимое) обозримое множество элементов Понятие, в котором мыслятся всеобщие или предельные для какой-то большой области явлений свойства Понятие с поддающимся учету и конечным множеством мыслимых элементов Понятие с определенным числом мыслимых элементов Понятие содержится в высказывании, которое относится к каждому элементу объема понятия в отдельности Понятие содержится в высказывании, которое относится только к нераздельному единству объема понятия и неприложимо к каждому элементу в отдельности |
ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СРАВНИМЫМИ ПОНЯТИЯМИ
Виды сравнимых понятий | Виды отношений объемов понятий | Диаграммы видов отношений |
Совместимые понятия Несовместимые понятия | а) отношения тождества (эквивалентности) б) отношения пересечения в) отношения подчинения а) отношения внеположенности б) отношения соподчинения в) отношения противоположности г) отношения противоречия |