С) «Политические партии могут быть правящими и оппозиционными»

 

5. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какие правила нарушены; дайте правильное определение:

а) «Грабеж — похищение государственного, общественного или личного имущества граждан».

b) «Кибернетика не искусство».

Тема 2. Суждение

6. Приведите высказывание к правильной логической форме, дайте объединенную классификацию суждений, приведите их схемы и принятые в логике обозначения А, Е, I, О:

а) «Авторское право на произведение, созданное в порядке служебного задания, принадлежит его автору».

b) «Лишение свободы с отсрочкой исполнения приговора имеет воспитательный характер».

с) «Некоторые свободомыслящие люди начала XX века не были революционерами».

7. Рассмотрите сложные суждения, выразите их в символической записи. Укажите антецедент и консеквент в импликативных суждениях:

а) «Все люди рождаются свободными и равными в своих правах» (Всеобщая декларация прав человека).

b) «В судебном заседании прокурор должен либо поддерживать обвинение, либо отказаться от него».

с) «Когда б на то не Божья воля, не отдали б Москвы» (Лермонтов).

8. Запишите логические формулы сложных суждений на языке логики высказываний и постройте для них истинностные таблицы.

а) «Адвокат рассматривает дело либо по существу, либо по собранному фактическому материалу, либо по достоверности доказательств, либо по правильности правовой оценки данных фактов».

b) «Если подлежащее выражено сочетанием числительного с существительным, то сказуемое глагол стоит или в единственном числе, или во множественном».

с) «Закон, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие».

9. Определите модальность суждения, запишите суждения с помощью модальных операторов:

а) «Материя неразрывно связана с движением».

b) «Любой объективный процесс есть разрешение назревшего противоречия».

в) «В общественном транспорте запрещается провоз легковоспламеняющихся веществ».

Тема 3. Умозаключение

А) Непосредственные умозаключения

10. Произведите превращение, обращение и противопоставление субъекту и предикату следующих суждений; осуществите все возможные заключения по логическому квадрату:

а) «Некоторые подозреваемые имеют алиби».

b) «Ни одна захватническая война не является справедливой».

с) «Все экономические законы объективны».

11. Проверьте правильность непосредственного умозаключения

а) «Не все книги интересны, следовательно, неверно, что некоторые книги интересны».

b) «Любая столица является административным центром государства, поэтому неадминистративный центр государства не является столицей».

с) «Среди успешно сдавших сессию есть слушатели юридического факультета, т.к. большинство слушатели юридического факультета успешно сдали сессию».

B) Простой категорический силлогизм

 

12. Сделайте заключение из посылок и проверьте правильность полученного умозаключения.

 

а) «Не прокомпостированный билет недействителен».

«Ваш билет не прокомпостирован»

____________________________________________

«Следовательно,...»

 

b) «Ни одна планета не является астероидом».

«Некоторые небесные тела не являются астероидами»

______________________________________________

«Следовательно,...»

 

С) Дедуктивные выводы из сложных суждений

13. Найдите основание и следствие в условных посылках, сделайте вывод, постройте схему, если условная посылка явно не выражена, сформулируйте ее в явной логической форме:

«Если лобная кора головного мозга повреждена, то взаимодействие личности с внешней средой нарушается. В этом случае человек утрачивает реальное восприятие действительности, а значит, превращается в раба ситуации».

14. Сделайте вывод из посылок условно-категорического умозаключения, установите его модус и определите, следует ли вывод с необходимостью:

«Брак расторгается, если судом будет установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи стали невозможными»

«Суд установил, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение ими семьи невозможно».

____________________________________________________________________ «Следовательно,...»

 

15. Сделайте вывод из посылки по одному из модусов разделительно-категорического умозаключения, постройте его схему:

«Приговор суда может быть обвинительным или оправдательным».

«По данному делу не может быть вынесен оправдательный приговор».

_____________________________________________________________

«Значит,…»

 

16. Определите вид дилеммы, сделайте вывод, постройте его схему:

«Гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его постоянного места жительства нет сведений о месте его пребывания в течение трех лет, или он пропал без вести при обстоятельствах, угрожающих его гибели от несчастного случая в течение шести месяцев».

«О гражданине Н. или в течение трех лет нет сведений о место его постоянного места жительства, или он пропал без вести при указанных обстоятельствах и о нем нет сведений в течение шести месяцев».

____________________________________________________________________«Следовательно...»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: