Тема 3. Умозаключение

А) Непосредственные умозаключения

10. Произведите превращение, обращение и противопоставление субъекту и предикату следующих суждений; осуществите все возможные заключения по логическому квадрату:

а) «Уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста ко времени совершения преступления»;

b) «Некоторые общественно-опасные деяния совершаются людьми в состоянии невменяемости»;

в) «Никто не застрахован от ошибок».

11. Проверьте правильность непосредственного умозаключения

а) «Если среди адвокатов немало женщин, то и среди женщин немало адвокатов»;

b) «Каждый грамотный человек обнаружит такую ошибку, поэтому всякий, кто ее не обнаруживает, не является грамотным»;

с) «Не все книги интересны, следовательно, неверно, что ни одна книга не интересна».

B) Простой категорический силлогизм

12. Сделайте заключение из посылок и проверьте правильность полученного умозаключения.

 

а) «Взятка - корыстное преступление».

«Взятка - наказуемое деяние».

_________________________________

«Следовательно, …»

 

b) «Некоторые учебники являются интересными». 

«Некоторые учебники - хорошо иллюстрированные книги».

_______________________________________________________

«Следовательно, …»

С) Дедуктивные выводы из сложных суждений

13. Найдите основание и следствие в условных посылках, сделайте вывод, постройте схему, если условная посылка явно не выражена, сформулируйте ее в явной логической форме:

«В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим суд отменяет решение о признании его безвестно отсутствующим».

«На основании решения суда отменяется управление имуществом».

 ____________________________________________________________________  

«Значит,...

14. Сделайте вывод из посылок условно-категорического умозаключения, установите его модус и определите, следует ли вывод с необходимостью:

«Если выявлены случаи использования полномочий, предоставленных       на основании учредительного договора отдельным учредителем, в  ущерб интересам товарищества или другим участникам, то в судебном       порядке эти полномочия можно прекратить.

«Суд имел серьезные основания для прекращения таких полномочий».

____________________________________________________________________

«Следовательно,......»   

 

15. Сделайте вывод из посылки по одному из модусов разделительно-категорического умозаключения, постройте его схему:

«Общество с ограниченной ответственностью вправе преобразовываться в акционерное общество, или в производственный кооператив. Данное общество с ограниченной ответственностью преобразовано в производственный кооператив».

____________________________________________________________________ «Значит...»

 

16. Определите вид дилеммы, сделайте вывод, постройте его схему:

«Если исполнительный орган общества — коллегиальный (правление, дирекция), высшим органом, управляющим им, является общее собрание акционеров, и если исполнительный орган общества — единоличный, то он подчинен общему собранию акционеров».

«Но исполнительный орган должен быть коллегиальным или исполни- тельным.

 ____________________________________________________________________

 «Следовательно,..»

D) Индуктивные умозаключения

17. Укажите умозаключения полной и неполной индукции, в последней определите степень вероятности обобщения («маловероятно», «равновероятно», «более вероятно, чем нет», «весьма вероятно»). Выделите умозаключения по аналогии.

«Н. не выполнил своего обещания. Значит, он вообще необязательный человек».

18. Определите, какой метод научной индукции применяется в следующем рассуждении. Запишите его в виде схемы.

«Там, где плотность населения незначительна, при прочих равных условиях развитие производительных сил происходит медленнее. Более высокая плотность населения при прочих равных условиях служит одной из важных предпосылок быстрого развития производства. Значит, от роста и плотности населения в той или иной мере зависит ускорение или замедление темпов развития производства».

Тема 4. Аргументация и доказательство

А) Логические основы аргументации

19. К данному тезису подберите аргументы, продемонстрируйте их связь с тезисом, используя один из видов дедуктивного умозаключения.

«Правовые науки относятся к сфере гуманитарных».

20. К данному тезису подберите аргументы, аргументируйте тезис, используя индуктивную форму обоснования, включая методы научной индукции; определите достоверность обоснования тезиса.

«Увлечение учащихся телевизионными передачами является причиной их плохой успеваемости».

21. К данному тезису подберите аргументы, аргументируйте тезис, используя аналогию как форму обоснования.

«Карманов — исполнитель преступления».

22. Постройте прямое и косвенное обоснование тезиса. Запишите схемы:

а) «Убийство совершено по политическим мотивам».

b) «Преступник попал в квартиру через балконную дверь».

B) Основные логические законы

23.Опираясь на закон тождества, выделенное понятие попробуйте заменить понятием, заключенным в скобках?

«В середине ХVII века Франция стала государством с неограниченной властью короля (абсолютной, полной, безраздельной)».

24. Опираясь на закон непротиворечия, установите, могут ли быть одновременно истинными и одновременно ложными данные пары суждений:

«Н. был на месте преступления».

«Н. не был на месте преступления».

25. Опираясь на закон исключенного третьего, установите, могут ли быть одновременно ложными данные пары суждений:

«Не все правовые преступления связаны с вещами».

«Все правовые отношения связаны с вещами».

26. Укажите рассуждения, в которых нарушены требования закона достаточного основания:

«Если Р. занимался мошенничеством, то он должен быть привлечен к уголовной ответственности».

«Установлено, что Р. мошенничеством не занимался. Значит, к уголовной ответственности он не привлекается».

 

Вариант 2

Тема 1. Понятие

1. Дайте полную логическую характеристику понятиям:

а) «Кража»; b) «Законность»; в) «Следователь».

2. Произведите последовательную многоступенчатую операцию обобщения и ограничения понятий:

а) «Революция», b) «Автор учебника»;

 

3. Определите вид отношений между понятиями и выразите эти отношения с помощью круговых схем:

а) «Республика», «Форма правления»;

b) «Правда», «Ложь»;

с) «Преступление», «Должностное преступление», «Хозяйственное преступление».

 

4. Проверьте правильность деления понятий; в неправильном делении определите, какие правила нарушены:

а) «Право собственности включает в себя владение, пользование и распоряжение вещью».

b) «Видами искусства являются художественная литература, живопись, скульптура, архитектура, театр и симфоническая музыка».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: