Тема 3. Умозаключение

А) Непосредственные умозаключения

10. Произведите превращение, обращение и противопоставление субъекту и предикату следующих суждений; осуществите все возможные заключения по логическому квадрату:

а) «Некоторые приговоры суда не являются обвинительными».

b) «Все преступники подлежат уголовной ответственности».

с) «Некоторые правонарушения являются преступными деяниями».

11. Проверьте правильность непосредственного умозаключения

а) «Ни один кит не дышит жабрами, следовательно, не верно, что некоторые киты дышат жабрами».

b) «Большинство неумных людей не считает себя таковыми. Значит, некоторые люди, считающие себя неумными, и на самом деле неумны».

с) «Ни один слушатель нашей учебной группы не курит, значит среди некурящих людей есть слушатели нашей группы».

B) Простой категорический силлогизм

 

12. Сделайте заключение из посылок и проверьте правильность полученного умозаключения.

 

а) «Судебные эксперты обязаны давать правдивые показания».

«Свидетели обязаны давать правдивые показания»

____________________________________________

«Следовательно,...»

 

b) «Тем, кто лыс, расческа не нужна».

«Ни одна ящерица не имеет волос»

______________________________________________

«Следовательно,...»

 

С) Дедуктивные выводы из сложных суждений

13. Найдите основание и следствие в условных посылках, сделайте вывод, постройте схему, если условная посылка явно не выражена, сформулируйте ее в явной логической форме:

«Обмен жилыми помещениями будет признан недействительным, если он произведен с нарушением требований, предусмотренных Жилищным кодексом. В случае признания обмена недействительным, стороны подлежат переселению в ранее занимаемые площади».

14. Сделайте вывод из посылок условно-категорического умозаключения, установите его модус и определите, следует ли вывод с необходимостью:

«Договор будет заключен, если между договаривающимися сторонами достигнуто соглашение».

«Однако договор заключен не будет».

____________________________________________________________________ «Следовательно...»

 

 

15. Сделайте вывод из посылки по одному из модусов разделительно-категорического умозаключения, постройте его схему:

«Выдвинутая гипотеза доказывается или отвергается».

«Данная гипотеза доказана».

_____________________________________________________________

«Значит,…»

 

16. Определите вид дилеммы, сделайте вывод, постройте его схему:

«Если увеличивается семья нанимателя, то это ведет к изменению условий договора найма жилого помещения; если же семья нанимателя уменьшается, это также ведет к изменению условий договора найма жилого помещения».

«Семья нанимателя может увеличиваться или уменьшаться».

____________________________________________________________________«Следовательно...»

D) Индуктивные умозаключения

17. Укажите умозаключения полной и неполной индукции, в последней определите степень вероятности обобщения («маловероятно», «равновероятно», «более вероятно, чем нет», «весьма вероятно»). Выделите умозаключения по аналогии.

«В 1581 г. Ермак начал освоение Сибири. В 1639 г. Иван Москвитин достиг Охотского моря и первым из европейцев увидел с востока Тихий океан. В 1648 г. Семен Дежнев вместе с Поповым проплыл от устья Колымы в Тихий океан, обогнул Чукотский полуостров, открыл пролив между Азией и Америкой. Все это говорит о том, что наши соотечественники еще в XVI—XVII вв. прокладывали морские пути, обследовали и осваивали далекие северные просторы».

 

18. Определите, какой метод научной индукции применяется в следующем рассуждении. Запишите его в виде схемы.

«Исследуя условные рефлексы, академик И.П. Павлов установил следующее: если удалить затылочную долю мозга собаки, зрительный рефлекс исчезает. Новые эксперименты дали те же результаты — собаки практически слепли. Ученый сделал вывод, что затылочная доля головного мозга — центр образования зрительного рефлекса».

 

Тема 4. Аргументация и доказательство

А) Логические основы аргументации

19. К данному тезису подберите аргументы, продемонстрируйте их связь с тезисом, используя один из видов дедуктивного умозаключения.

«Если Прихватов невиновен, то его оправдают».

20. К данному тезису подберите аргументы, аргументируйте тезис, используя индуктивную форму обоснования, включая методы научной индукции; определите достоверность обоснования тезиса.

«Любой вид сложных суждений строится на основе соединения нескольких простых суждений логическими связками».

21. К данному тезису подберите аргументы, аргументируйте тезис, используя аналогию как форму обоснования.

«Скорее всего это лекарство не будет вызывать у больных побочных явлений».

22.Постройте прямое и косвенное обоснование тезиса. Запишите схемы:

а) «Любви все возрасты покорны» (Пушкин).

b) «Если человек имеет неустойчивую нервную систему, то он способен совершить преступление».

B) Основные логические законы

23.Опираясь на закон тождества, выделенное понятие попробуйте заменить понятием, заключенным в скобках?

«В случае недостижения соглашения по вопросу о процедуре расследования стороны по взаимной договоренности выбирают арбитра, который решает вопрос о процедуре (третейского судью, посредника)».

 

24. Опираясь на закон непротиворечия, установите, могут ли быть одновременно истинными и одновременно ложными данные пары суждений:

«В некоторых государствах существует монархическая форма правления».

«В некоторых государствах нет монархической формы правления».

 

25. Опираясь на закон исключенного третьего, установите, могут ли быть одновременно ложными данные пары суждений:

«Ни одно правонарушение не является общественноопасным».

«Всякое правонарушение является общественноопасным».

 

26. Укажите рассуждения, в которых нарушены требования закона достаточного основания:

«Семенов — слушатель заочной формы обучения, ведь он сдает экзамены».

 

 

Вариант 4

Тема 1. Понятие

1. Дайте полную логическую характеристику понятиям:

а) «Учитель»; b) «Бескорыстие»; в) «Министерство юстиции».

2. Произведите последовательную многоступенчатую операцию обобщения и ограничения понятий:

а) «Война», b) «Отец»;

 

3. Определите вид отношений между понятиями и выразите эти отношения с помощью круговых схем:

а) «Живописец», «Художник»;

b) «Сильный», «Слабый»;

с) «Честь», «Бесчестие».

 

4. Проверьте правильность деления понятий; в неправильном делении определите, какие правила нарушены:

а) «Сделки бывают двусторонними, многосторонними и завещаниями».

b) «Формальная логика делит понятия на общие и единичные, конкретные и абстрактные, соотносительные и безотносительные».

с) «Главное управление внутренних дел г. Москвы делится на районные управления органы внутренних дел».

 

5. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какие правила нарушены; дайте правильное определение:

а) «Девиз — краткое изречение».

b) «Дееспособность — способность лица приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, а также нести ответственность за' совершение правонарушения».

Тема 2. Суждение

6. Приведите высказывание к правильной логической форме, дайте объединенную классификацию суждений, приведите их схемы и принятые в логике обозначения А, Е, I, О:

а) «Некоторая часть картин молодых художников была продана на аукционе».

b) «Некоторые люди не являются честными».

с) «Сделка, направленная на ограничение правоспособности, не является действительной».

7. Рассмотрите сложные суждения, выразите их в символической записи. Укажите антецедент и консеквент в импликативных суждениях:

а) «Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в надлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем известным пунктам».

b) «Ни извиняющийся тон, ни упорство не украшают споры».

с) «Либо в стремя ногой, либо в пень головой».

8. Запишите логические формулы сложных суждений на языке логики высказываний и постройте для них истинностные таблицы.

а) «Если гражданин вследствие физического недостатка, болезни или неграмотности не может собственноручно подписаться, то по его просьбе сделку может подписать другой гражданин».

b) «Закон, содержащий нормы трудового права, прекращает свое действие в связи: с истечением срока действия; с вступлением в силу другого акта равной (или высшей юридической силы); с отменой данного акта актом равной (или высшей юридической силы)».

с) «Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей».

9. Определите модальность суждения, запишите суждения с помощью модальных операторов:

а) «Обвиняемый может быть оправдан».

b) «Есть основания предполагать, что Н. не был участником преступления».

в) «Не плюй в колодец — пригодится воды напиться».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: