Тема 4. Аргументация и доказательство

А) Логические основы аргументации

 (Базовые принципы и понятия)

• Аргументация — операция обоснования каких-либо суждений, практических решений или оценок, в которой наряду с логическими приемами применяются также внелогические методы и приемы убеждающего воздействия.

 

• Структура аргументации —тезис, аргумент, демонстрация.

• Тезисаргументации (Т) — суждение, которое обосновывается в процессе аргументации.

 

•Аргумент (а1, а2, а3, … аn) — исходные теоретические или фактические положения, с помощью которых обосновывается тезис.

 

• Демонстрация — логическую связь между аргументами и тезисом. Продемонстрировать — значит показать, что тезис логически следует из принятых аргументов, которые выполняют функцию оснований, а тезис является его логическим следствием: 1, а2, а3, … аn)  → Т.

 

• Способы аргументации - обоснование и критика.

 

• Обоснование - умозаключения дедуктивные, индуктивные и по аналогии, которые применяются самостоятельно или в различных сочетаниях. Обоснование при помощи неполной индукции, аналогии, использования неправильных модусов сложных силлогизмов или несоблюдения правил простого категорического силлогизма позволяет получить лишь правдоподобные заключения.

 

• Доказательство —логическая операция обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений. Обоснование при помощи демонстративных рассуждений обеспечивает получение достоверного, истинного знания.

 

• Критика —логическая операция, направленная на разрушение ранее состоявшегося процесса аргументации. Критика бывает явной и неявной.

 

• Критика тезиса (прямое опровержение) — операция, цель которой показать несостоятельность (ложность или ошибочность)тезиса.

 

• Прямое опровержение - опровержение, которое строится путем установления ложности следствий, вытекающих из тезиса («сведение к абсурду»), по схеме:

а) условно допускается истинность тезиса (Т);  

б) из тезиса (Т) выводятся следствия (С1, С2, С3,..., Сn);

в) следствия сопоставляются с фактами, устанавливается их ложность;

г) из ложности следствий вытекает ложность тезиса (Т):

 
Т → С1, С1 ___________     Т    

 


• Критика аргументов – критика, которая заключается в установлении ложности оснований (аргументов) аргументации. Аргументы опровергаются так же, как и тезис. В случае установления ложности аргументов тезис считается недоказанным.

 

• Критика демонстрации – критика, которая состоит в том, чтобы доказать отсутствие логической связи между аргументами и тезисом, приводящее к необоснованности тезиса.

 

• Конструктивная критика — это обоснование оппонентом собственного тезиса (антитезиса) с целью опровержения альтернативного утверждения пропонента:

1). выдвигается антитезис (А), противоречащий исходному тезису

 

                                          (Т): Т ▼А

 

2). обосновывается истинность антитезиса (А):

 

 
(а1 Ù а2 Ù а3) → А; а1 Ù а2 Ù а3 … _________________________________                           А  

 


в) из истинности антитезиса следует ложность тезиса:

 
Т ▼А, А ________ Т

 


• Деструктивная критика – критика, направленная на разрушение аргументационного процесса путем критики тезиса, аргументов или демонстрации.

 

• Смешанная критика - критика, сочетающая конструктивный и деструктивный подходы.

 

• Правила и ошибки в аргументации –

  Правила   Ошибки

По отношению к тезису

  1. Тезис должен быть сформулирован ясно и четко (определенность тезиса).   1.1 Выдвижение неопределенного, неясного тезиса
  2. Тезис должен оставаться тождественным самому себе (неизменность тезиса).   2.1. Потеря тезиса. 2.2. Полная подмена тезиса: а) доказательство другого тезиса, вместо выдвинутого, б) «аргумент к личности»,. в) «логическая диверсия». 2.3. Частичная подмена тезиса

По отношению к аргументам

  Аргументы должны быть истинными и доказанными.   1.1. «Основное заблуждение» (принятие за истину ложного аргумента). 1.2. «Предвосхищение основания». 
  Аргументы должны обосновываться независимо от тезиса.   2.1. «Круг в доказательстве» 2.2. Тождество аргумента и тезиса.
  3. Аргументы не должны противоречить друг другу.   3.1. Выдвижение аргументов, противоречащих друг другу
  4. Аргументы должны быть достаточными для данного тезиса.                                                 4.1. «Слишком поспешное доказательство» 4.2. «Чрезмерное доказательство».

По отношению к демонстрации

  1. Обоснование или критика должны строиться по правилам соответствующего вида умозаключения.   1.1. Нарушение правил умозаключения. 1.2. «Мнимое следование», отсутствие связи между аргументами и тезисом. В том числе: а) переход от более узкой области к более широкой области б) переход от сказанного с условием к сказанному безусловно в) переход от сказанного в определенном отношении к сказанному безотносительно к чему бы то ни было г) аргумент к силе (невежеству, авторитету и др.)



Тема 4. Аргументация и доказательство

А) Логические основы аргументации

 (Типовые задания и решения)

Задание 1.

Укажите тезис и аргументы (если тезис явно не выражен, сформулируйте его); определите форму обоснования тезиса, запишите связь аргументов в виде схемы.

Решение:

а) Записываем задачу, находим тезис и аргументы, обозначаем их соответствующими символами:

В работе «О развитии революционных идей в России» А.И.Герцен утверждает, что история нашей литературы – это мартиролог, или реестр каторги. «Погибают даже те, которых пощадило правительство, - едва успев расцвести, они спешат расстаться с жизнью…

Рылеев повешен Николаем. Пушкин убит на дуэли… Грибоедов предательски убит в Тегеране. Лермонтов убит на дуэли, тридцати лет. Белинский убит, тридцати пяти лет, голодом и нищетой… Баратынский умер после двенадцатилетней ссылки. Бестужев погиб на Кавказе, совсем еще молодым, после сибирской каторги» [3]

Тезис: «История нашей литературы – это мартиролог, или реестр каторги» (р).

Аргументы:

а1  – «Рылеев повешен Николаем» - (р).

а2 – «Пушкин убит на дуэли» - (р).

а3 – «Грибоедов предательски убит в Тегеране» - (р).

а4   «Лермонтов убит на дуэли, тридцати лет» - (р).

а5 – «Белинский убит тридцати пяти лет голодом и нищетой» - (р).

б) Определяем форму обоснования тезиса:

обоснование принимает форму индуктивного умозаключения;

в) записываем связь аргументов и тезисы с помощью символов:

 
а1 обладает р а2 обладает р а3 обладает р …………….. Аn обладает р а1, а2, а3, … а4 составляют класс Т ___________________________ По-видимому, каждый элемент Т обладает р.  

 

 


г) Определяем форму обоснования: неполная индукция, тезис вероятный.

 


Задание 2.

К данному тезису подберите аргументы, продемонстрируйте их связь с тезисом, используя один из видов дедуктивного умозаключения.

Тезис: «Сократ смертен» (Т)

Решение:                              

1). записываем тезис: «Сократ смертен».

2). подбираем аргументы:

«Все люди смертны» (а1).

«Сократ — человек» (а2).

2. строим демонстрацию в форме 1-й фигуры простого категорического силлогизма:

 
а1 — «Все люди (М) смертны (Р)». а2 — «Сократ (S) — человек (М)». _______________________________ Т — «Сократ (S) смертен (Р)».  

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: