А) Логические основы аргументации
(Базовые принципы и понятия)
• Аргументация — операция обоснования каких-либо суждений, практических решений или оценок, в которой наряду с логическими приемами применяются также внелогические методы и приемы убеждающего воздействия.
• Структура аргументации —тезис, аргумент, демонстрация.
• Тезисаргументации (Т) — суждение, которое обосновывается в процессе аргументации.
•Аргумент (а1, а2, а3, … аn) — исходные теоретические или фактические положения, с помощью которых обосновывается тезис.
• Демонстрация — логическую связь между аргументами и тезисом. Продемонстрировать — значит показать, что тезис логически следует из принятых аргументов, которые выполняют функцию оснований, а тезис является его логическим следствием: (а1, а2, а3, … аn) → Т.
• Способы аргументации - обоснование и критика.
• Обоснование - умозаключения дедуктивные, индуктивные и по аналогии, которые применяются самостоятельно или в различных сочетаниях. Обоснование при помощи неполной индукции, аналогии, использования неправильных модусов сложных силлогизмов или несоблюдения правил простого категорического силлогизма позволяет получить лишь правдоподобные заключения.
• Доказательство —логическая операция обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений. Обоснование при помощи демонстративных рассуждений обеспечивает получение достоверного, истинного знания.
• Критика —логическая операция, направленная на разрушение ранее состоявшегося процесса аргументации. Критика бывает явной и неявной.
• Критика тезиса (прямое опровержение) — операция, цель которой показать несостоятельность (ложность или ошибочность)тезиса.
• Прямое опровержение - опровержение, которое строится путем установления ложности следствий, вытекающих из тезиса («сведение к абсурду»), по схеме:
а) условно допускается истинность тезиса (Т);
б) из тезиса (Т) выводятся следствия (С1, С2, С3,..., Сn);
в) следствия сопоставляются с фактами, устанавливается их ложность;
г) из ложности следствий вытекает ложность тезиса (Т):
|
• Критика аргументов – критика, которая заключается в установлении ложности оснований (аргументов) аргументации. Аргументы опровергаются так же, как и тезис. В случае установления ложности аргументов тезис считается недоказанным.
• Критика демонстрации – критика, которая состоит в том, чтобы доказать отсутствие логической связи между аргументами и тезисом, приводящее к необоснованности тезиса.
• Конструктивная критика — это обоснование оппонентом собственного тезиса (антитезиса) с целью опровержения альтернативного утверждения пропонента:
1). выдвигается антитезис (А), противоречащий исходному тезису
(Т): Т ▼А
2). обосновывается истинность антитезиса (А):
|
в) из истинности антитезиса следует ложность тезиса:
|
• Деструктивная критика – критика, направленная на разрушение аргументационного процесса путем критики тезиса, аргументов или демонстрации.
• Смешанная критика - критика, сочетающая конструктивный и деструктивный подходы.
• Правила и ошибки в аргументации –
Правила | Ошибки | ||
По отношению к тезису | |||
1. Тезис должен быть сформулирован ясно и четко (определенность тезиса). | 1.1 Выдвижение неопределенного, неясного тезиса | ||
2. Тезис должен оставаться тождественным самому себе (неизменность тезиса). | 2.1. Потеря тезиса. 2.2. Полная подмена тезиса: а) доказательство другого тезиса, вместо выдвинутого, б) «аргумент к личности»,. в) «логическая диверсия». 2.3. Частичная подмена тезиса | ||
По отношению к аргументам | |||
Аргументы должны быть истинными и доказанными. | 1.1. «Основное заблуждение» (принятие за истину ложного аргумента). 1.2. «Предвосхищение основания». | ||
Аргументы должны обосновываться независимо от тезиса. | 2.1. «Круг в доказательстве» 2.2. Тождество аргумента и тезиса. | ||
3. Аргументы не должны противоречить друг другу. | 3.1. Выдвижение аргументов, противоречащих друг другу | ||
4. Аргументы должны быть достаточными для данного тезиса. | 4.1. «Слишком поспешное доказательство» 4.2. «Чрезмерное доказательство». | ||
По отношению к демонстрации | |||
1. Обоснование или критика должны строиться по правилам соответствующего вида умозаключения. | 1.1. Нарушение правил умозаключения. 1.2. «Мнимое следование», отсутствие связи между аргументами и тезисом. В том числе: а) переход от более узкой области к более широкой области б) переход от сказанного с условием к сказанному безусловно в) переход от сказанного в определенном отношении к сказанному безотносительно к чему бы то ни было г) аргумент к силе (невежеству, авторитету и др.) |
Тема 4. Аргументация и доказательство
А) Логические основы аргументации
(Типовые задания и решения)
Задание 1.
Укажите тезис и аргументы (если тезис явно не выражен, сформулируйте его); определите форму обоснования тезиса, запишите связь аргументов в виде схемы.
Решение:
а) Записываем задачу, находим тезис и аргументы, обозначаем их соответствующими символами:
В работе «О развитии революционных идей в России» А.И.Герцен утверждает, что история нашей литературы – это мартиролог, или реестр каторги. «Погибают даже те, которых пощадило правительство, - едва успев расцвести, они спешат расстаться с жизнью…
Рылеев повешен Николаем. Пушкин убит на дуэли… Грибоедов предательски убит в Тегеране. Лермонтов убит на дуэли, тридцати лет. Белинский убит, тридцати пяти лет, голодом и нищетой… Баратынский умер после двенадцатилетней ссылки. Бестужев погиб на Кавказе, совсем еще молодым, после сибирской каторги» [3]
Тезис: «История нашей литературы – это мартиролог, или реестр каторги» (р).
Аргументы:
а1 – «Рылеев повешен Николаем» - (р).
а2 – «Пушкин убит на дуэли» - (р).
а3 – «Грибоедов предательски убит в Тегеране» - (р).
а4 – «Лермонтов убит на дуэли, тридцати лет» - (р).
а5 – «Белинский убит тридцати пяти лет голодом и нищетой» - (р).
б) Определяем форму обоснования тезиса:
обоснование принимает форму индуктивного умозаключения;
в) записываем связь аргументов и тезисы с помощью символов:
|
г) Определяем форму обоснования: неполная индукция, тезис вероятный.
Задание 2.
К данному тезису подберите аргументы, продемонстрируйте их связь с тезисом, используя один из видов дедуктивного умозаключения.
Тезис: «Сократ смертен» (Т)
Решение:
1). записываем тезис: «Сократ смертен».
2). подбираем аргументы:
«Все люди смертны» (а1).
«Сократ — человек» (а2).
2. строим демонстрацию в форме 1-й фигуры простого категорического силлогизма:
|