Раздел 2. Ценовая политика и ценовая стратегия фирмы

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

 

ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

для студентов экономических направлений и специальностей

 

Санкт-Петербург

2017


Составитель: О. И. Золотухин

Рецензент – доктор экономических наук, профессор А. М. Колесников

Программа и методические указания составлены на основании требований государственных стандартов высшего образования к подготовке бакалавров и магистров с учётом профиля Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения.

Подготовлены кафедрой экономики высокотехнологичных производств ГУАП.

 




Содержание

1. Цель и задачи дисциплины, её место в учебном процессе……………..…4

1.1. Цель и задачи дисциплины……………………………..............................4

1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины………...……4

1.3. Место дисциплины в учебном процессе…………………………...…….4

2. Организация учебного процесса и контроля знаний……………………...5

3. Содержание дисциплины…………………………………………….……...6

3.1. Наименование и содержание разделов и тем…………………………….6

3.2. Примерный перечень практических занятий………………………….….8

3.3. Экзаменационные (контрольные) вопросы………………………........…8

4. Рекомендуемая литература………………………………………………….9

5. Методические указания к выполнению контрольной работы…..………..10

5.1. Общие положения………………………………………….……………..10

5.2. Указания к выполнению второй части контрольной работы…….……..12

Задание 1. Пути увеличения прибыли от продаж. ……………….……….....12

Задание 2. Факторный анализ прибыли от продаж. …………………………17

Задание 3. Расчёт цен по стадиям ценообразования. ………………….…….20

Приложение…………………………………………………….……………..28

 



ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ,

ЕЁ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Цель и задачи дисциплины

Целью преподавания дисциплины «Ценообразование» является формирование у будущих выпускников компетенций в области ценообразования.

В процессе изучения дисциплины студент должен получить комплекс теоретических знаний, умений и практических навыков по формированию ценовой стратегии фирмы и установлению цен на различные товары и услуги.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

По окончании курса студент должен знать:

- сущность и функции цены;

- классификацию цен по различным признакам;

- структуру оптовой и розничной цен;

- основы формирования ценовой политики и ценовой стратегии фирмы;

- различия между затратным и ценностным подходами к ценообразованию;

- методы ценообразования;

- систему скидок за особые условия продаж;

- приёмы финансового анализа при обосновании цен;

- особенности установления цен на продукцию производственно-технического назначения;

- особенности установления цен на потребительские товары и услуги;

- особенности ценообразования на фондовом рынке.

Студент должен уметь:

- рассчитать цену на основе себестоимости товара;

- рассчитать цену товара на основе анализа безубыточности и установления целевой прибыли;

- определить экономическую ценность товара и рассчитать цену на её основе;

- рассчитать цену на основе посреднических и торговых скидок и надбавок;

- использовать скидки за особые условия продаж.

Место дисциплины в учебном процессе

Теоретической базой дисциплины служат работы ведущих отечественных и зарубежных специалистов по ценообразованию. Ее преподавание предполагает предварительное изучение студентами экономической теории (макро- и микроэкономики), экономики организации, управленческого учёта, налогов и налогообложения, маркетинга.

Знания, полученные при изучении материала данной дисциплины, имеют как самостоятельное значение, так и могут быть использованы при изучении других дисциплин, таких как мировая экономика и международные экономические отношения, финансовый анализ, стратегия инновационной деятельности и других.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И

КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

При изучении дисциплины предусматриваются следующие виды работы студентов:

- прослушивание лекций и посещение консультаций преподавателя;

- практические аудиторные занятия;

- внеаудиторная самостоятельная работа с конспектом при проработке материалов лекций, самостоятельное изучение отдельных тем и вопросов по учебникам и учебным пособиям, подготовка к экзамену (зачёту).

Для студентов заочной формы обучения предусматривается написание контрольной работы и сдача экзамена или зачёта.

.
3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


Наименование и содержание разделов и тем

Введение

Место ценообразования среди других наук. Предмет и задачи дисциплины, её структура и взаимосвязь с другими дисциплинами учебного плана.

Раздел 1. Цена как экономическая категория

Тема 1.1. Цена в рыночной экономике

Понятие и сущность цены в рыночной экономике. Стоимость и общественно необходимые затраты труда. Функции цен: учётная, измерительная, распределительная, стимулирующая и функция балансирования спроса и предложения. Централизованная и рыночная системы ценообразования. Инфляция.

Тема 1.2. Методология ценообразования в условиях рынка

Ценообразующие факторы: базовые, конъюнктурные и регулирующие. Особенности ценообразования на рынках различного типа. Основные этапы процесса ценообразования: постановка задач ценообразования, определение размеров потенциального спроса, оценка затрат фирмы и себестоимости товара, анализ цен и товаров конкурентов, выбор методов ценообразования, установление окончательной цены и правил ее изменения.

Тема 1.3. Классификация цен

Система цен в экономике. Классификация цен по сферам обслуживания национальной экономики. Классификация цен по стадиям ценообразования. Классификация цен с учётом базисных условий поставки товаров. Классификация цен по степени участия государства в ценообразовании. Классификация цен по формам организации торговли и характеру ценовой информации.

Раздел 2. Ценовая политика и ценовая стратегия фирмы

Тема 2.1. Ценовая политика фирмы

Цели фирмы и формирование её ценовой политики. фирмы. Затратный и ценностный подходы к ценообразованию. Скидки за особые условия продаж как инструмент ценовой политики фирмы.

Тема 2.2. Затратный подход к ценообразованию

Экономические основы и методы затратного ценообразования. Особенности использования затратных методов ценообразования. Затраты фирмы как основа ценообразования.

 

Тема 2.3. Ценностный подход к ценообразованию

Ценность товара и процедура её определения. Ценностные методы ценообразования. Факторы чувствительности покупателей к уровню цены товара.

Тема 2.4. Другие методы и особенности формирования цен товаров и услуг

Методы установления цен с ориентацией на конкурентов. Методы формирования внешнеторговых цен.

Тема 2.5. Формирование ценовой стратегии фирмы

Ценообразование с учётом фактора конкуренции. Выбор ценовой стратегии фирмы. Содержание основных этапов и элементов процесса разработки ценовой стратегии. Ценовые стратегии при установлении цены на новый товар. Стратегические подходы к ценообразованию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: