Задание 3. Расчёт цен по стадиям ценообразования

В коммерческой практике товар обычно проходит через несколько звеньев, прежде чем его приобретает конечный покупатель. Например, фирмы, производящие компьютеры, поставляют свою продукцию генеральным дилерам, которые перепродают её фирмам, владеющим компьютерными магазинами. В этих магазинах и салонах компьютерная техника приобретается конечными покупателями – фирмами и физическими лицами. Эта цепочка может быть ещё длиннее, если в неё встраиваются другие посредники, например, региональные дилеры. Продвижение товара по каналам сбыта порождает необходимость установления цен, по которым товар приобретается каждым следующим звеном у предыдущего. Для решения этой задачи обычно используют посреднические и торговые надбавки и скидки.

Виды цен по стадиям ценообразования, или по характеру обслуживаемого оборота, отражают количественную взаимосвязь между ценами, складывающимися в процессе движения товаров от производителя к конечному потребителю. Цена на каждой предыдущей стадии движения товара является элементом цены на каждой последующей стадии. Формирование различных видов цен в процессе движения товаров представлено на рисунке.

Цена оптовая производителя формируется на стадии производства товаров. Она должна компенсировать затраты производителя на изготовление и продажу продукции и обеспечивать ему достаточную прибыль.

Цена оптовая отпускная включают, помимо цены производителя, косвенные налоги – акциз (на подакцизные товары) и налог на добавленную стоимость.

Цена оптовая закупки формируется на стадии посреднических операций. Помимо оптовых отпускных цен, она включают посредническую надбавку (скидку).

Посредническая надбавка (скидка) может иметь разные названия – снабженческо-сбытовая надбавка или скидка, комиссионное вознаграждение или сбор и т. п. Но в любом случае она представляет собой цену услуг посредника по продвижению товара от производителя к потребителю. Разница между понятиями «надбавка» и «скидка» состоит в следующем: надбавка (наценка) – это сумма, на которую продавец увеличивает цену товара по сравнению со стоимостью этого товара для него самого, с кидка – это доля продажной цены, право на получение которой имеет фирма, обеспечившая эту продажу.

 


 

 

Элементы цены

Себестоимость

производства и

продажи

продукции

Прибыль

изготовителя

Косвенные налоги

Посредническая надбавка (скидка)

Торговая надбавка (скидка)

Акциз НДС изготовителя Затраты посредника Прибыль посредника НДС посредника Затраты торговли Прибыль торговли НДС торговли

Цена оптовая производителя

Цена оптовая отпускная

Цена оптовая закупки

Цена розничная

                   

 

Рисунок - Формирование цен в процессе движения товара

от изготовителя к конечному потребителю

 


По абсолютной величине скидка и надбавка могут совпадать, поскольку представляют собой разницу между ценой реализации товара и ценой его приобретения. но в процентах надбавка всегда больше, чем скидка. Кроме, того размер скидки в процентах не может превышать 100%, а размер надбавки может быть и больше 100%.

Надбавки и скидки состоят из трёх основных элементов: издержек посредника (торговли) в расчёте на единицу товара, прибыли и налога на добавленную стоимость. Использование скидок или надбавок зависит от ситуации на рынке. Если на рынке сложился дефицит данного товара, то цену на него диктует продавец, устанавливая надбавку к покупной цене на каждом этапе товародвижения, а покупателю остаётся только соглашаться с предложенной ценой. Если на рынке избыток данного товара, то цену уже диктует покупатель, а каждый продавец будет скидывать с продажной цены свою долю.

Цена розничная формируется в сфере розничной торговли. Помимо оптовой цены закупки, она включают торговую надбавку (скидку).

В самом общем случае цена товара определяется как сумма его полной себестоимости и удельной прибыли, включаемой в цену, т. е.

где FUC (full unit cost) – полная себестоимость единицы продукции; PP (profit in the price) – прибыль в составе цены (удельная прибыль).

Величина прибыли в составе цены рассчитывается с помощью норматива рентабельности, установленного в процентах к общей сумме затрат предприятия (к полной себестоимости единицы продукции), т. е.

где PC (profitability cost) – норматив рентабельности к полной себестоимости продукции, %.

Тогда продажная цена товара рассчитывается по формуле

Расчёт продажной цены с помощью надбавки ведётся на основе следующей формулы:

где Ps (sale price) – продажная цена товара; Pp   (purchase price) – покупная цена товара; Mpp (markup, margin) надбавка к покупной цене (наценка, маржа), %.

Если покупная цена товара неизвестна, но известна его продажная цена, и продавец знает, какую величину скидки он хотел бы получить с этой продажной цены, то покупная цена рассчитывается следующим образом:

где Dsp (discount) скидка с продажной цены, %.

Модернизировав предыдущую формулу, получим формулу для расчёта продажной цены товара на основе скидки

Пример. Полная себестоимость единицы продукции у её изготовителя составляет 525 р. Норматив рентабельности к полной себестоимости – 20%. Тогда оптовая цена производителя, рассчитанная по формуле (7), будет равна

Производитель продаёт товар по отпускной цене, которая, кроме цены производителя, включает косвенные налоги: акциз (excise tax) и НДС - налог на добавленную стоимость (VAT - value added tax).

Пусть наш товар будет подакцизным, и сумма акциза в цене составляет         70 р. Ставка НДС – 18%. Тогда оптовая цена производителя с акцизом составит     Р0e = 630 + 70 = 700 р., а оптовая отпускная цена, рассчитанная по формуле (11),

где VAT% - ставка НДС в процентах,

будет равна

Фирма-производитель продает товар оптовому посреднику, который применяет надбавку к цене. Сумма посреднической надбавки состоит из трёх элементов: затрат посредника на единицу продукции, прибыли посредника в составе надбавки и налога на добавленную стоимость.

В нашем примере затраты посредника на единицу товара (CMU – the costs of the mediator per unit of product) составляют 21 р., норматив рентабельности посредника к затратам (NPI – the norm of profitability of the intermediary to the costs) – 20 %. Тогда сумму посреднической надбавки в расчёте на единицу продукции (MA – mediation allowance) можно рассчитать по формуле

Оптовая цена закупки будет равна

Процент посреднической надбавки (IM% - intermediary markup) составляет

Оптовую цену закупки можно также рассчитать по формуле

Процент скидок всегда меньше процента надбавок. Если известен процент надбавки, то скидку в процентах можно рассчитать по формуле

где Dsp торговая (посредническая) скидка, %; Mpp торговая (посредническая) надбавка, %.

В нашем случае посредническая скидка (discount broker- DB%) будет равна

Посредническую скидку можно рассчитать и так

Фирма-посредник продает дальше товар розничной торговле. Торговая наценка (TM% - trade markup) по данному товару составляет 30%. Тогда розничная цена товара будет равна

Если розничная цена товара задаётся рынком или её устанавливает производитель (или генеральный дилер), то в ценообразовании используются не надбавки, а скидки с продажных цен. В нашем примере торговая скидка (trade discount – TD%) составит

Допустим, производитель установил розничную цену нашего товара                   P 3 =1000 р. Тогда оптовая цена закупки, на которую будет согласен розничный торговец, составит

С этой цены оптовик скинет свою долю и предложит производителю следующую оптовую отпускную цену:

Из этой цены производитель должен будет вычесть НДС и акциз, и получить оптовую цену производителя. Она составит

15,3 % - это процент скидки НДС с цены, который получается следующим образом

Если эта цена устраивает производителя товара, он заключает договор на поставку. Если не устраивает, то он должен повысить установленную им розничную цену. Если розничную цену диктует не производитель, а рынок, то производителю остаётся или довольствоваться малой прибылью, или отказаться от выпуска данной продукции.

Исходные данные по вариантам представлены в таблице 6.

Таблица 6 – Исходные данные по вариантам

Показатель

Варианты задания

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
1. Полная себестоимость единицы продукции у производителя, р. 530 535 540 545 550 555 560 565 570 575
2. Затраты посредника на единицу товара, р. 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
3. Розничная цена товара на рынке, р 1020 1030 1040 1050 1060 1070 1080 1090 1100 1110

Общие исходные данные для всех вариантов:

1. Норматив рентабельности к полной себестоимости продукции у производителя – 20 %;

2. Сумма акциза в цене товара – 70 р.;

3. Ставка НДС- 18 %;

4. Норматив рентабельности к затратам у посредника – 20 %;

5. Торговая наценка – 30 %;

На основе исходных данных нужно:

1. Рассчитать затратным методом (с помощью надбавок) все цены товара, формируемые в процессе его движения от производителя к конечному потребителю;

2. На основе заданной розничной цены товара рассчитать с помощью скидок все цены, формируемые в процессе его движения от производителя к конечному потребителю.


 

Работа должна быть напечатана на одной стороне белой бумаги формата А4 (210 297).

Размеры полей: левое, верхнее и нижнее – 20 мм, правое – 10 мм.

При написании работы допускаются только общепринятые сокращения, например, тыс. р., кг, ч.

Номера страниц проставляются в центре нижней части листа. Титульный лист включается в общую нумерацию, однако номер страницы на нём не проставляется.

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы следует помещать над таблицей слева без абзацного отступа в одну строку с её номером через тире. Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

Формулы также нумеруются арабскими цифрами в пределах каждого раздела. Номер помещается в круглых скобках с правой стороны страницы на уровне формулы. Например, (2.1) - первая формула второго раздела. Если формул немного или все они относятся к одному разделу, то для них также можно использовать сквозную нумерацию.

Сведения об использовании источниках даются в соответствии с требованиями библиографии.


 

Приложение

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Санкт-Петербургский государственный

университет аэрокосмического приборостроения

 

Контрольная работа защищена

с оценкой

Преподаватель

к. э. н., доцент                                   О. И. Золотухин

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Ценообразование»

на тему «Виды цен и их классификация»

 

Работу выполнил

студент группы                                          А. П. Иванов

 

 

Санкт-Петербург

2016

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: