Альтернативные теории внешней торговли

 

В последние десятилетия многие факты международной торговли не укладываются в схемы классических и неоклассических теорий. Среди качественных сдвигов в международной торговле следует отметить возрастающий удельный вес встречных поставок сходных высокотехнологичных товаров в торговле между развитыми странами, т.е. между странами с примерно одинаковой обеспеченностью факторами производства. Происходит не нарастание торговли между развивающимися и развитыми странами, что должно взаимно обогащать тех и других, согласно классическим теориям, а увеличение торговли между самими развитыми странами при снижении удельного веса международной торговли между развитыми и развивающимися.

Иной факт современной мировой торговли, неподдающийся объяснению с неоклассических позиций - это резкое увеличение мирового товарооборота, приходящегося на внутрифирменную торговлю. Поставки продукции между подразделениями современных транснациональных корпораций (ТНК), расположенных в разных частях света являются по форме международной торговлей, но по содержанию коренным образом отличаются от экспортно-импортных операций независимых государств как субъектов внешнеэкономических связей. Внутрифирменная торговля внутри ТНК осуществляется по трансфертным ценам, которые могут заметно отклоняться от рыночных цен в зависимости от интересов управляющей компании ТНК. Попытки объяснить новые феномены в мировой торговле привели к возникновению следующих теорий.

Теория жизненного цикла продукта. В середине 60-х годов американский экономист, профессор Гарварда Р.Вернон выдвинул данную теорию, объясняющую развитие мировой торговли готовыми изделиями на основе этапов их жизни, т.е. периода времени, в течение которого продукт обладает жизнеспособностью на рынке и обеспечивает достижение целей продавца. После 1966 г. эта модель разрабатывалась С. Уэллсом, Ч.Киндлебергером, Р.Стобаухом, З. Хиршем и др. Цикл жизни продукта охватывает четыре стадии - внедрение, рост, зрелость и упадок. На стадии внедрения происходит разработка новой продукции в ответ на возникшую потребность внутри страны. Производство носит мелкосерийный характер, продукт потребляется, в основном, на внутреннем рынке и лишь небольшая часть его поступает на внешний рынок. На стадии роста спрос на продукт растет, производство расширяется и постепенно распространяется на другие развитые страны, продукт становится более стандартизованным, увеличивается конкуренция между производителями и расширяется экспорт. Обычно перемещение идет из более развитых в менее развитые страны. Вернон Р. утверждал, что это процесс идет из США в страны Западной Европы и Японию. Для стадии зрелости характерно крупносерийное производство, в конкурентной борьбе преобладающим становится ценовой фактор- расходы на совершенствование продукта сокращаются, увеличивается число конкурирующих аналогичных изделий, по мере расширения рынков и распространения технологий страна нововведения уже не обладает конкурентными преимуществами, международная торговля ими достигает пика. Поддержание спроса идет, в основном, с помощью снижения цен, что ведет к повышенному вниманию к стоимости рабочей силы. В связи с этим производство перемещается в развивающиеся страны, которые за счет дешевизны факторов производства постепенно концентрируют у себя основной выпуск данной продукции, обеспечивая потребности всего мирового рынка, в том числе и страны - пионера в производстве этого продукта. На стадии спада продукт перестает быть новым, стареет, спрос, особенно в развитых странах, сокращается, производство и рынки сбыта концентрируются преимущественно в развивающихся странах, а страна нововведения становится чистым импортером, производство начинает сокращаться, так как не приносит больше прибыли, товар исчезает с рынка.

Сторонники данной модели полагают, что они могут указать конкретные страны, в которых условия соответствуют производству новых товаров или товаров, находящихся на других стадиях. Так, например, тот же Вернон говорил, что только США располагают огромными возможностями для производства новых товаров, так как в этой стране много покупателей с высокими доходами. Рынки стран Западной Европы благоприятствуют для производства товаров 2 и 3 стадий, а развивающихся стран - 3 и 4.

Недостатки теории. Во-первых, хотя производство новых товаров дает определенные преимущества и позволяет получать монопольно высокие прибыли, эта монополия носит временный характер, так как она связана не с концентрацией производства и капитала, а с использование «знания». Во-вторых, данная модель не дает представления о том, как колеблется продолжительность стадий цикла. (Например: всем известно, что жизненный цикл таких товаров как шотландское виски, итальянский вермут и французские духи тянется уже столетиями). В-третьих, не обязательно соблюдается последовательность перехода технологии от США к странам Западной Европы, а затем развивающимся странам. Получила развитие обратная передача технологических новшеств через ТНК, имеющих лаборатории в развивающихся странах. Т.е., движение цикла не начинается в США, т.к. они больше не являются единственными новаторами в выпуске новых продуктов. (Пример: видеомагнитофон был изобретен голландской фирмой «Филлипс»). В-четвертых, если научные исследования и разработки, передовая технология перестают быть основным фактором, определяющим конкурентное преимущества, производство продукта действительно будет перемещаться в страны, располагающие сравнительным преимуществом по другим факторам производства, например, дешевой рабочей силой. В-пятых, существует много товаров (с коротким жизненным циклом, высокими затратами на транспортировку, имеющих значительные возможности для дифференциации по качеству, узкий круг потенциальных потребителей), которые не вписываются в теорию жизненного цикла.

Данная теория достаточно реалистично отражает эволюцию многих отраслей, однако не является универсальным объяснением тенденций развития международной торговли. Взлет отраслей производства бытовой электроники в странах Юго-Восточной Азии прекрасно иллюстрирует теорию жизненного цикла продукта. Однако существует много товаров, которые не вписываются в указанную теорию. Например, производство атомных реакторов, высокотехнологичных вооружений по-прежнему концентрируется в известных странах, обладающих уникальными преимуществами для их производства.

Теория эффекта масштаба. Почему Япония сконцентрировала у себя мировое производство гражданских судов, США обеспечивают 2/3 мира гражданскими самолетами, Германия заняла мировой рынок станков и автомобилей представительского класса. Почему конкуренция между данными странами на указанных рынках не принимает ожесточенный характер. Ответы на подобные вопросы дает теория эффекта масштаба в международной торговле.

В начале 80-х гг. П. Крюгман, К. Ланкастер и некоторые другие экономисты (бельгиец Дризе и американец Хафбауэр) предложили альтернативное классическому объяснению международной торговли, основанное на так называемом эффекте масштаба. Согласно ей, в качестве фактора международной специализации выступает экономия издержек на единицу продукции, которая возникает при увеличении масштабов производства до оптимальных размеров. Согласно точке зрения авторов этой теории, многие страны (в частности, промышленно развитые) обеспечены основными факторами производства в сходных пропорциях, и в этих условиях им будет выгодно торговать между собой при специализации в тех отраслях, которые характеризуютсяналичием  эффекта массового производства. Суть эффекта масштаба заключается в том, что при увеличении масштабов производства удельные издержки на единицу продукции будут снижаться с ростом выпуска за счет экономии на элементах постоянных издержек. Поэтому многие развитые страны, обеспеченные факторами производства в примерно равных пропорциях, как бы сознательно соглашаются уступить друг другу определенные рынки, с тем, чтобы специализироваться на производстве определенной продукции, создавать крупные предприятия в своих странах и извлекать эффект масштаба. Поэтому США выгодно покупать у Японии дешевые телевизоры и видеомагнитофоны, свернув собственное производство этих товаров до нуля, предлагая на японский рынок самолеты, которые Япония также не производит вообще.

В этом случае специализация позволяет расширить объемы производства и производить продукт с меньшими затратами и, следовательно, по более низкой цене. Для того чтобы этот эффект массового производства смог быть реализован, необходим достаточно емкий рынок. Лишь в крупных странах с емким внутренним рынком должны быть размещены производства, дающие экономический эффект при увеличении масштабов производства. Международная торговля играет в этом решающую роль, поскольку позволяет расширить рынки сбыта. Другими словами, международная торговля позволяет сформировать единый интегрированный рынок, который больше, чем рынок любой отдельно взятой страны, и таким образом делает возможным предложить потребителям больше продукции и по более низким ценам.

Реализация эффекта масштаба ведет к концентрации и монополизации производства, разрушает конкуренцию в международной торговле. Меняется структура рынков. Они становятся либо олигополистическими с преобладанием межотраслевой торговли однородными продуктами, либо рынками монополистической конкуренции с развитой внутриотраслевой торговлей дифференцированными продуктами. В этом случае международная торговля все больше концентрируется в руках гигантских международных фирм, ТНК. Это неизбежно приводит к возрастанию объемов внутрифирменной торговли, направления которой определяются стратегическими целями самих фирм, а не принципами сравнительных преимуществ или различиями в обеспеченности факторами производства.

Возникает вопрос, а на какой основе должно строиться разделение труда между крупными и малыми промышленно развитыми странами? Малые страны преодолевают относительную узость внутренних рынков и высокие таможенные барьеры других стран, специализируясь на производстве сравнительно небольшой номенклатуры изделий машиностроения и продуктов химии, черной металлургии, которые имеют повышенный спрос на мировом рынке, несмотря на высокие цены продаж (Швейцария - часы, медицинское оборудование, Бельгия - уникальные промышленные станки).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: