Построение последовательных итераций

 Получив допустимое исходное базисное реше­ние, перейдем теперь к построению новых базисных решений, улучшающих друг друга: для этого применим метод потенциалов.

Итак, после построения исходного опорного решения все переменные разбиты на две группы: хjl - базисные и хik - свободные; линейная функции стоимости перевозок выразится через свободные переменные так:

(4.4)

Для нахождения коэффициентов  при свободных переменных, сопоставим каждому пункту отправления аi некоторую величину ui (i =1, 2,..., p), кото­рую назовем потенциалом пункта аi, и каждому пункту назначения bk величину vk - потенциал пункта bk. Свяжем эти величины равенством

(4.5)

где  - стоимость перевозки одной единицы груза из пункта аi в пункт bk.

Доказано, что совокупность уравнений (4.5), составленных для всех базисных переменных, является совместной системой линейных уравнений, причем значе­ние одной из переменных можно задавать произвольно, и тогда значения осталь­ных переменных находятся из системы однозначно.

Обозначим для свободных переменных сумму соответствующих потенциалов через , т.е.

(4.6)

и назовем ее косвенной стоимостью (в отличие от данной стоимости ). Тогда коэффициенты при свободных переменных в соотношении (4.4) определяются с по­мощью равенства

                                           (4.7)

Если значения всех величин  неотрицательны, то исходное решение является опти­мальным. Если же среди них имеются отрицательные, то переходим к следующе­му базису путем перемещения перевозки в клетку, где величина  максимальна.

Перемещение производится так, что по отношению к выбранной клетке образуется замкнутая ломаная, называемая циклом пересчета. Одна из вершин цикла находится в выбранной свободной клетке, другие – в заполненных. В каждой вершине ломаной встречаются два звена, одно из которых располагается по строке, другое – по столбцу. Далее каждой клетке в цикле поочередно присваиваются знаки «+» и «-», начиная со свободной. Перевозка, перемещаемая по циклу, равна минимуму среди клеток со знаком «-».

Иногда перевозка, перемещаемая по циклу, может оказаться равной нулю. В таком случае по циклу передается нулевая перевозка, и тогда свободная клетка становится занятой нулевой перевозкой, а клетка с нулевой перевозкой – свободной. Если при перемещении перевозки по циклу образуется нуль сразу в нескольких заполненных клетках, то свободной из них следует считать только одну (любую), остальные клетки (из обнулившихся) следует считать заполненными нулевой перевозкой.

Таким образом, правила вычислений по методу потенциалов сводятся к сле­дующему:

1. Находят потенциалы ui и vk всех пунктов отправления аi и потребления ­ bk на основе равенства (4.5).

2. Полученный план перевозок считают оптимальным, если для всех свободных переменных (клеток) выполняется условие

.                                               (4.8)

3.  Если план неоптимальный, то выбирают свободную переменную, для которой величина  максимальна, это соответствует элементу с наибольшим отрицательным коэффициентом при свободной переменной в правой части функ­ции L.

4. Для выбранной в п.3 переменной находят соответствующий ей цикл пере­счета и производят перемещение по этому циклу. Это перемещение приводит к новому допустимому решению.

5. Вышеуказанные операции 1-4 повторяют до тех пор, пока не получат оптимальный базис, т.е. неотрицательные коэффициенты при свободных перемен­ных в правой части линейной функции L.

 

Планирование объемов перевозок

Три шахты поставляют на обогатительные фабрики уголь одной марки. Объем суточной добычи шахт, суточная мощность фабрик и стоимость транспортирования 1 т угля представлены в таблице 4.2.

Таблица 4.2

Исходные данные

Шахты

Фабрики

Добыча

1 2 3 4
1 3 5 6 2 170
2 6 4 7 5 250
3 5 4 6 5 180
Мощность 150 230 160 60 600

 

Требуется составить такой план перевозок, чтобы обеспечить минимум общей суммы транспортных рас­ходов.

Аналитический метод решения

Данная задача закрытого типа, так как сумма запасов равна сумме спроса:

Целевая функция будет иметь следующий вид:

Построим допустимое исходное базисное реше­ние по методу северо-западного угла (табл.4.3).

Таблица 4.3

Базисное решение. Целевая функция

Шахты

Фабрики

Добыча

1 2 3 4
1            3 150 -          5 20 6 8 +          2 7 170
2 6 2   +          4 210 -          7 40 5 6 250
3            5 1 4 3 +          6 120  -          5 60 180

Мощность

150 230 160 60 600

 

На основе равенства (4.5) составим систему для вычисления потенциалов  и :

Присвоим первому поставщику потенциал . Тогда , , , , . Найденные значения потенциалов и значения величин  запишем в таблицу 4.3 с исходным базисным решением

Проверим имеющийся план перевозок на оптимальность с помощью условия (4.8). Для удобства запишем  в виде матрицы

.

Очевидно, что исходное решение не является оптимальным, так как среди  имеются отрицательные. Для улучшения плана необходимо переместить перевозку в клетку, где разность  максимальна, т.е. в клетку (1;4). Пометим ее знаком «+» и построим для нее цикл пересчета. В клетках со знаком «-» минимальное число перевозок равно 20. Это число и перемещаем по циклу. Результат заносим в новую таблицу 4.4.  

Таблица 4.4

Итерация 1. Целевая функция

Шахты

Фабрики

Добыча

1 2 3 4
1 -           3 150           5 0 6 3 +          2 20 170
2 6 7             4 230           7 20 5 6 250
3 +          5 6 4 3           6 140  -          5 40 180

Мощность

150 230 160 60 600

Матрица коэффициентов

.

Здесь также имеются отрицательные элементы. Поскольку все они равны, то выберем одну из клеток с меньшей стоимостью перевозки. Например, клетку (3;1), и составим для нее цикл пересчета. Результаты в табл. 4.5.

Таблица 4.5

Итерация 2. Целевая функция

Шахты

Фабрики

Добыча

1 2 3 4
1        3 110         5 1 6 4         2 60 170
2 6 6         4 230         7 20 5 5 250
3         5 40 4 3         6 140         5 4 180

Мощность

150 230 160 60 600

 

Матрица коэффициентов

.

В матрице оценок для последней итерации нет отрицательных элементов. Это значит, что полученное распределение перевозок оптимальное.

Построим допустимое исходное базисное реше­ние по методу минимальной стоимости и рассчитаем потенциалы (табл.4.6).

Таблица 4.6

Базисное решение. Целевая функция

Шахты

Фабрики

Добыча

1 2 3 4
1           3 110           5 2 6 5               2 60 170
2 6  5   +               4 90 -               7 160 5  4 250
3                5 40 -          4 140 +               6  7             5  4 180

Мощность

150 230 160 60 600

Матрица коэффициентов

.

Здесь только один отрицательный элемент в клетке (3;3). Нетрудно видеть, что после перемещения перевозок по циклу, получится то же самое решение, которое было получено выше (табл.4.5).

 

Метод решения средствами Excel

Оптимальный план перевозок в табличном процессоре Excel найдем также с помощью надстройки «Поиск решения». Главное отличие этого метода в том, что не нужно находить базисное решение.

1. Для выполнения расчетов создадим две отдельных матрицы (рис.4.1). В ячейках B4:E6 будет отображаться искомый план перевозок, а в ячейках B13:E15 запишем стоимости перевозок .

2. В ячейки F4:F6 запишем условия (4.1).

3. В ячейки G4:G6 запишем значения объемов добычи.  

4. В ячейки B7:E7 запишем условия (4.2).

5. В ячейки B8:E8 запишем значения мощностей.

6. В ячейку F8 запишем сумму мощностей обогатительных фабрик. В ячейку G7 – сумму объемов суточной добычи шахт. Равенство значений подтверждает, что данная задача закрытого типа.

7. В ячейку F11 запишем целевую функцию

=СУММПРОИЗВ(B4:E6;B13:E15)

 

Рис.4.1. Исходный вид транспортной задачи с формулами

 

8. Далее открываем диалоговое окно Поиск решения (рис.4.2), в котором   указываем необходимые параметры. Чтобы значение целевой функции было минимальным, установим переключатель в положение Минимум.  В поле Изменяя ячейки переменных вводим матрицу плана перевозок. В следующем поле указываем соответствующие ограничения. В поле Выберите метод решения можно выбрать или нелинейный метод обобщенного понижающего градиента (ОПГ) или симплекс-метод. Так как наша задача относится к линейным, то выбираем метод решения симплекс-методом и нажимаем кнопку Найти решение.

Рис.4.2. Параметры поиска решения транспортной задачи

 

9. После окончания работы программы откроется окно результатов, в котором будет предложено сохранить результат или вернуться в предыдущее окно.

Рис.4.3. Решение симплекс-методом

При выборе симплекс-метода получаем план, который отличается от того, который был получен аналитическим методом, но также отвечающий условиям оптимальности (рис.4.3). При выборе метода ОПГ получим решение, которое совпадает с аналитическим решением (рис.4.4). В обоих случаях минимальные транспортные издержки составят 2550 денежных единиц, что на 5% меньше, чем по базисному плану.

 

Рис.4.4. Решение по методу ОПГ

 

Часто при решении горно-экономических задач встречается ограничение пропускной способности маршрутов, особенно при синтезе горных выработок. Предположим, что по маршруту 2-2 можно перевезти не более 100 т. В этом случае решение задачи с помощью Excel легко получить, добавив дополнительное ограничение, что значение в ячейке С5 меньше или равно 100. Полученное при этом условии решение (рис.4.5) отличается возросшей величиной транспортных издержек. Это подтверждает важный принцип оптимизации: дополнительные ограничения, влекущие за собой изменение плана, всегда приводят к ухудшению оптимального решения задачи. Это же касается и случаев волевого принятия решений типа обязательных поставок.

 

Рис.4.5. Решение задачи с ограничением пропускной способности

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: