Семинар 3. Историческое развитие социологии

1. Этапы развития социологии: предшественники, классики и современники.

2. Позитивизм: О. Конт и Г. Спенсер.

3. Социологизм Э. Дюркгейма.

4. Понимающая социология М. Вебера

 

При подготовке к первому вопросу следует обратить внимание, что на развитие социологии большое влияние оказали такие мыслители как О. Конт, Г. Спенсер, К. Макс. Они заложили основы социологии, являясь предшественниками самой науки социологии. Если обозначит учения родоначальника социологии О. Конта, одним словом, то это – позитивизм. К этому же направлению принадлежит и теория английского ученого Г. Спенсера. Подробнее о их теории рассмотрим во втором вопросе. С именем К. Маркса(1818-1887) и Ф. Энгельса(1820-1895) связанно создание исторического(экономического) материализма. Главным фактором функционирования и развития общества признаются экономически. Сознание, а вместе с ним мораль, религия и право, зависимы от экономической жизни.

Материалистически-экономический подход был развит Марксом и его последователями в понятии общественно-экономической формации (ОЭФ), ОЭФ включает в себя: Способ общественного производства (базис общества); надстройку (юридическую, политическую, формы общественного сознания) определяющую базисом. Было выделено пять основных формаций: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая.

Классический период представлен французским социологом Э. Дюргеймом и немецким социологом М. Вебером.

Однозначно охарактеризовать современную социологию невозможно она совмещает в себе много течений и направлений. Основным критерием деления социологических теорий сегодня стал учета свободы отдельной личности и степени его влияния на социальные события. Согласно этому критерию, теории делятся на два направления:

1. Детерминистские теории (сциентистская ориентация), которые отвергают или ограничивают влияние индивидом на структуры общества: Теория конфликтов (Р. Дарендорф, Л. Козер), структурный функционализм Т. Парсонса, и неомарксизм.

2. Теории взаимодействия (гуманистическая ориентация) пытаются показать, что жизнь общества основана на способности человека к интерпретации к творческому освоению действительности: символическийинтеракционизмГерберктаБлумера социология символических форм П. Бурдье, теория коммуникации Ю. Хабермаса.

При подготовке ко второму вопросу следует обратить внимание на то, что если обозначить учение родоначальника социологии О. Конта одним словом, то это – позитивизм. Оно направлено против теологических и метафизических спекуляций, господствующих в тогдашнем естествознании. Позитивная научная ориентация по Конту должна быть эмпирична.

Конт считал, что позитивная социальная наука должна базироваться на принципах:

1) она должна быть «точной естественной наукой» и опираться на методы, допускающие возможность проверки полученных результатов;

2) отличаться реализмом (в противоположность идеально-утопическим проектам);

3) быть полезной, в частности способствовать «водворению мира», «укреплению общественного порядка», «улучшению положения низших классов»;

4) быть положительной, нацеленной на открытие «низменных законов».

Позитивная социальная наука должна опираться на эмпирические методы: метод наблюдения, метод эксперимента, метод сравнения.

Основу взглядов второго выдающегося основоположника социологии английского мыслителя Г. Спенсера составила идея эволюции и систематически проведенная аналогия между биологическими и социальными. Большое внимание Спенсер уделял уточнению и разработке понятийного аппарата социологии. Так, он анализирует понятие общества, социального роста, социальной структуры, социальных функций различных систем и органов общественной жизни. Можно сказать, что Спенсер заложил фундамент понятийной системы социологии, а также структурно-функциональный метод.

Итак, социологические доктрины основоположников социологии имеют как общие черты, так и различия. Конта и Спенсера, прежде всего, объединяет приверженность позитивизму. Они оба были убеждены, что познание общества должно осуществляться теми же методами, что и естественнонаучное познание: наблюдение, сравнение, эксперимент, обобщение статистических данных.

Этих ученые объединяет так же эволюционный подход к трактовке общества – убеждение в том, что общество последовательно развивается от низших, менее совершенных состояний к высшим, более совершенным.

При подготовке к третьему вопросу, следует обратить внимание, что Эмиль Дюркгейм входит в число основателей «культурной социологии». Он первый попытался теоретически обосновать предмет научного изучения социологии – «социальную сферу». Дюркгеймом разработаны методология и метод социологических исследований. Объяснение социальной жизни нужно искать в природе самого общества, считал ученый. Требование «объяснить социальное социальным» выступает девизом его социологической шкалы.

Социология, по Дюркгейму, - это наука о социальных фактах, над которыми он понимал, прежде всего, политические, правовые, моральные, религиозные и др. нормы, ценности, идеи, вырабатываемые коллективными сознаниями оказывающие на отдельного индивида принудительное воздействие. Другими словами, конечными причинами социальных действий служат идеи и духовные ценности людей, которые они реализуют на практике.

По существу, Дюркгейм, как и Конт, разделял точку зрения, согласно которой не общественное бытие определяет общественное сознание, как утверждал Маркс, а общественное сознание определяет общественное бытие.

Теоретико- методологической концепцией, на базе которой развивалась вся система взглядов Дюркгейма, был социологизм (одна из разновидностей социального реализма), утверждающей принцип специфичности и автономности социальной реальности. Главный принцип методологии Дюркгейма выражается его знаменитой формулой «Социальные факты нужно рассматривать как вещи».

При подготовке к 4 вопросу следует обратить внимание на то, что о Максе Вебере можно говорить, как о выдающемся социологе, и как об эпохе социологии.

Испытав безусловное влияние работ Маркса, Вебер критически отнесся к некоторым его основным идеям. Он отвергал материалистическую концепцию истории и трактовал классовые конфликты имеющие не столь существенное значение, чем полагал Маркс. С точки зрения Вебера, для социальных изменений идеи и ценности представляют не меньшее значение, нежели экономические условия.

Придерживаясь номиналистической Точки зрения на общественную жизнь, Вебер полагал, что все социальные явления в конечном счете складываются из различных сочетаний индивидуальных действий. Поэтому понимание смысла и значения человеческих действий есть исходное предпосылка социологического исследования. Однако не все действия, согласно Веберу, можно считать социальными. Они считаются социальными в том случае, если во-первых, осознанно мотивированны и, во-вторых, ориентированы на других людей, на их ощущения.

Значительный вклад Вебера и в разработку методологи социального познания. Признавая специфику социального познания, ученый не мог принять требования сторонников позитивизма строить социальную науку по образу естественно- научного познания. Вместе с тем, он так же не мог согласиться с предполагаемым неоконтианцами методами интуитивного постижения мотивов социальных факторов. Решение проблемы Вебер видел в том, чтобы органически соединить в социальном познании методы естествознания и гуманитарных наук.

Социальную реальность, по Веберу, надо, во-первых, интерпретировать, постигая внутренний смысл человеческих поступков, во-вторых, объективно измерять при помощи статистики. Социология в своем обыкновенном виде должна стремиться прежде всего к пониманию не просто человеческого поведения, а его значения.

Литература для подготовки

1. Борцов Ю.С. «Социология\ Ю.С. Борцов. – М.: ИНФРА –М 2011- С.3-20»

2. С.Н. Яременко, С.Я. Подопригора «Социология, учебник»; - Ростов-на-Дону. Феникс- Ростов-на-Дону 2008 – стр. 32-56


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: