Семинар 7.Социально-демографическая структура общества

1. Понятие, сущность и функции демографии

2. Демографическая структура населения и демографические показатели

3. Демографические процессы

4. Миграция

 

  При подготовке к первому вопросу необходимо рассмотреть содержание базовых понятий, к которым относятся: демография, социально-демографическая структура. Необходимо учитывать, что демография (греч.δέμος — народ, γράφω — пишу) — это наука о закономерностях воспроизводства населения, о зависимости его характера от социально-экономических, природных условий, миграции, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений и дающая рекомендации по их улучшению. Демография – это вид практической деятельности по сбору данных, описанию и анализу изменений в численности, составе и воспроизводстве населения.

  При подготовке ко второму вопросу необходимо уяснить, что социально—демографическая структура общества включает в себя совокупность взаимодействующих групп, выделяемых по признаку пола, возраста, генетических признаков, этнической или расовой принадлежности и месту проживания (город – село). В рамках этой структуры выделяют следующие подструктуры: половую структуру общества, что позволяет увидеть численное соотношение мужчин и женщин в обществе. Половая структура оказывает существенное влияние на семейно—брачные отношения, рождаемость населения. Также входит возрастная структура, при исследовании которой обычно исходят из выделения таких возрастных групп: дети (от рождения до 14 лет); молодые люди (14–30 лет); люди зрелого возраста (30–6о лет), старики (люди старше 60 лет). Еще одна подструктура выделяется по генетическому признаку (признаку здоровья) также обычно выделяют четыре группы населения: абсолютно здоровые люди, относительно здоровые, относительно больные и нетрудоспособные люди (инвалиды).

  Подготовка к третьему вопросу предполагает рассмотрение демографических процессов. Демографический процесс - это последовательность одноименных демографических событий в жизни людей, имеющих значение для смены их поколений. Демографическое событие - это событие, происходящее с отдельным человеком, имеющее значение для смены поколений людей, изменения численности и структуры населения, супружеских пар и семей. Выделяют процессы пополнения (рождаемость, брачность) и процессы выбытия (смертность, разводимость). Для характеристики динамики этих процессов используются понятия «демографический взрыв», «демографическое эхо», «демографическая яма» и др.

Четвертый вопрос при подготовке требует изучение материалов, связанных с миграциями населения. Миграция – это демографический процесс перемещения части населения. Миграционные процессы могут осуществляться как между странами, так и внутри самого государства. Если речь идет о пересечении границы, то выделяют понятия эмигрантов и иммигрантов. Эмигранты покидают свою страну, а иммигранты, наоборот, приезжают. Миграции внутри страны характеризуются сменой места жительства и переселением в другой населенный пункт. Можно выделить следующие наиболее частые виды миграций: село – село, село – город, город – город. В зависимости от продолжительности жительства мигрантов в чужих странах можно выделить следующие виды миграций: 1. Постоянные. 2. Временные. 3. Сезонные. 4. Маятниковые. 5. Эпизодические.

Литература для подготовки

1. Социология и политология: учеб.пособие под общ. ред. Т.А. Бондаренко.- Ростов н/Д, 2014. – С. 207 – 209.

2. Смелзер Н. Социология.- Ростов н/Д, Изд-во «Феникс», 1994.- Главы 11, 12, с. 328 – 361.

3. Борисов В.А. Демография / Учебник. – М.: NOTABENE, 2011. Гл. 3 – 6.

4. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003. – Гл. 10, с. 180 – 189.

Семинар 8. Культура и личность

1. Личность как объект социологии.

2. Социализация. Механизмы и агенты социализации.

3. Функции культуры в социализации личности.

4. Личность как социальный тип. Типология личности.

 

При подготовке к первому вопросу следует обратить внимание на следующее:

1. На формирование личности определенное влияние оказывают биологические факторы, а также факторы физического окружения и общие культурные образцы поведения в отдельной социальной группе. Но главными факторами, определяющими процесс формирования личности, безусловно, являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт, т.е. Эти факторы в полной мере проявляются в процессе социализации личности. Таким образом, в личности можно выделить биологическую, психологическую и социальную подструктуры, изучаемые соответственно биологией, психологией и социологией.

2. В социологии сложились основные подходы к пониманию личности, в рамках которых сформировались основные теории личности.

 1). Диалектико-материалистический подход, согласно которому человек изначально есть существо социальное, а его становление как личности происходит под действием четырех факторов: биологии индивида, его социального окружения, воспитания и навыков самовоспитания.

2). Антропологический подход, при котором личность рассматривается как носитель общечеловеческих свойств, как родовое понятие, обозначающее представителя рода человеческого, совпадая, таким образом, с понятиями человека и индивида.

3). Нормативный подход, в рамках которого личность определяется как социальное существо, обладающее рядом положительных качеств, относящихся к сознанию и деятельностью.

4). Социологический подход, суть которого заключается в понимании каждого человека как личности, которая рассматривается как конкретное выражение сущности индивида, целостное воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества.

5). Персоналистический подход, в котором личность представляет собой совокупность психических реакций человека на мнение о нем окружающих, а главным механизмом ее формирования выступает «я – восприятие».

6). Биолого-генетический подход предполагает, что поведение человека определяется его биопрограммой.

При подготовке ко второму вопросу следует обратить внимание на следующее:

1. Социализация — это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Социализация обладает определенными свойствами. К ним относятся: длительность и этапность; различный уровень интенсивности; двунаправленность отношений в системе «личность - общество»; разная степень участия самой личности в процессе социализации.

2. Принято выделять два основных типа социализации: первичную социализацию – усвоение простых норм и ценностей ребенком; и вторичную – усвоение социальных норм и ценностей взрослым человеком.  Процесс социализации состоит из нескольких этапов или стадий, на каждом из которых действуют свои механизмы усвоения и применения социального опыта. Вопрос о выделяемых стадиях в социологической науке спорный и решаемый неоднозначно. На каждом этапе социализации на человека оказывают влияние те или иные факторы, соотношение которых на разных этапах различно. Наиболее влиятельными из них являются: биологическая наследственность; физическое окружение; культура; групповой и индивидуальный опыт.

3. Сущность процесса социализации заключается в обеспечении возможности индивиду интегрироваться в общество на основе социальной роли, и обеспечить сохранение общества благодаря усвоению ее новыми членами сложившихся в обществе убеждений и образцов поведения.

При подготовке к третьему вопросу следует обратить внимание на следующее:

1. Культурная регуляция, осуществляющаяся в реализации норм, ценностей и значений, происходит через их внедрение в структуру поведения и деятельности индивидов, через их приучение к социальным ролям и нормативному поведению, усвоение позитивных мотиваций, приобщение к общезначимым ценностям. Эти механизмы составляют процесс социализации, важными составляющими частями которого является воспитание, общение и самосознание. Социализация поддерживается особыми институтами (семья, школа, трудовые коллективы, неформальные группы) и внутренними механизмами самой личности.

2. Процесс социализации взаимосвязан с процессом инкультурации. Они очень близки по своему содержанию, но смешивать их нельзя. Социализация означает подготовку человека к жизни в современном обществе. Инкультурация означает процесс освоения человеком традиций и норм поведения в конкретной культуре. Культура в развитых странах более специфична, чем социальная структура. К ней труднее адаптироваться, полноценно включиться и привыкнуть. 

Таким образом, адаптация к социальному порядку жизни в чужой стране происходит быстрее, чем инкультурация – приспособление к чужим ценностям, традициям и обычаям. Адаптация происходит и при социализации и инкультурации. В первом случае индивид адаптируется к социальным условиям жизни, во втором – к культурным. При социализации адаптация легкая и быстрая, при инкультурации – тяжелая и медленная.

При подготовке к четвертому вопросу следует обратить внимание на следующее:

       В социологии предлагаются различные варианты социальной типологии личности. Социальный тип личности – это способ осуществления человеком различных видов деятельности, определенная совокупность свойств личности, выражающая принадлежность индивида к определенной социальной группе. Понятие социального типа личности позволяет увидеть проявление повторяющихся социальных качеств личности, входящей в определенную социальную общность. при непродуктивная ориентации. продуктивную и непродуктивную.и диспозиционный. факт, что мощным фактором развития выОдной из самых распространенных теорий личности в современной социологии является статусно-ролевая.

Литература для подготовки

1. Глазырин В.А. Социология. – М.: Юрайт, 2012. – Гл. 5, с. 136 -148; гл. 10, с. 244 – 270; гл. 11, с. 277 – 289.

2. Социология и политология: учеб.пособие под общ. ред. Т.А. Бондаренко.- Ростов н/Д, 2014. – С. 45 - 79.

3. Волков Ю.Г., Добреньков В. И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология – М.: Гардарики, 2008.- Глава 3, 5, с. 57 – 67.

4. Смелзер Н. Социология.- Ростов н/Д, Изд-во «Феникс», 1994.- Главы 3, 4.

5. Филоненко В.И., Лепин А.П. Семья как основной агент базовой социализации студентов вузов // СОЦИС, 2013, №6, с. 71 – 78.

6. Пашинский В.М. Социология знания о механизме формирования поколений // СОЦИС, 2013, №1, с. 47 – 63.

7. Шурбе В. З. Поколение хай-тек и «новый конфликт» поколений? // СОЦИС, 2013, №4, с.100 – 107.

Семинар 9. Социальная стратификация

1. Понятие социальной стратификации.

2. Структура стратификации современных обществ.

3. Социальная стратификация и социальное неравенство.

4. Социальная мобильность.

5. Маргинальность.

 

При подготовке к первому и второму вопросам необходимо рассмотреть сущность и виды социальной стратификации. Социальной стратификацией (от лат. stratum — слой + facere — делать) называют дифференциацию людей в обществе в зависимости от доступа к власти, профессии, дохода и некоторых других социально значимых признаков. Понятие «стратификация» предложил социолог Питирим Александрович Сорокин (1889- 1968), который позаимствовал его из естественных наук, где оно, в частности, обозначает распределение геологических пластов.

Рис. 1. Основные виды социальной стратификации (дифференциации)

 

Распределение социальных групп и людей по стратам (слоям) позволяет выделить относительно устойчивые элементы структуры общества (рис. 1) с точки зрения доступа к власти (политика), выполняемых профессиональных функций и получаемого дохода (экономика). В истории представлены три основных типа стратификации — касты, сословия и классы (рис. 2).

Рис. 2. Основные исторические типы социальной стратификации

Касты (от португ. casta — род, поколение, происхождение) — закрытые общественные группы, связанные общим происхождением и правовым статусом. Членство в касте определяется исключительно рождением, а браки между представителями разных каст запрещаются. Наиболее известна кастовая система Индии (табл. 1), изначально основанная на разделении населения на четыре варны (на санскрите это слово означает «вид, род, цвет»). Согласно преданию, варны были образованы из разных частей тела первозданного человека, принесенного в жертву.

 

Таблица 1. Кастовая система в Древней Индии

Варны Представители Цвет Ассоциируемая часть тела
Брахманы Ученые и жрецы Белый Уста
Кшатрии Воины и правители Красный Руки
Вайшьи Крестьяне и торговцы Желтый Торс
Шудры «Неприкасаемые», зависимые лица Черный Ступни

Сословия - социальные группы, чьи права и обязанности, закрепленные в праве и традициях, передаются наследственным образом. Ниже приведены основные сословия, характерные для Европы XVIII-XIX вв.:

  • дворянство — привилегированное сословие из числа крупных землевладельцев и выслужившихся чиновников. Показателем дворянства обычно является титул: князь, герцог, граф, маркиз, виконт, барон и т.д.;
  • духовенство — служители культа и церкви за исключением жрецов. В православии выделяют черное духовенство (монашествующее) и белое (немонашествующее);
  • купечество — торговое сословие, включавшее владельцев частных предприятий;
  • крестьянство — сословие земледельцев, занятых сельскохозяйственным трудом как основной профессией;
  • мещанство — городское сословие, состоящее из ремесленников, мелких торговцев и низших служащих.

В некоторых странах выделялось военное сословие (например, рыцарство). В Российской империи к особому сословию иногда относили казачество. В отличие от кастовой системы браки между представителями разных сословий допустимы. Возможен (хотя и сложен) переход из одного сословия в другое (например, покупка дворянства купцом).

Классы (от лат. classis — разряд) — большие группы людей, различающиеся по их отношению к собственности. Немецкий философ Карл Маркс (1818-1883), предложивший историческую классификацию классов, указывал, что важным критерием выделения классов является положение их членов — угнетенное или угнетаемое:

  • в рабовладельческом обществе такими были рабы и рабовладельцы;
  • в феодальном обществе — феодалы и зависимые крестьяне;
  • в капиталистическом обществе — капиталисты (буржуазия) и рабочие (пролетариат);
  • в коммунистическом обществе классов не будет.

В современной социологии часто говорят о классах в самом общем смысле — как о совокупностях людей, имеющих сходные жизненные шансы, опосредованные доходом, престижем и властью:

  • высший класс: делится на верхний высший (богатые люди из «старых семей») и нижний высший (недавно разбогатевшие люди);
  • средний класс: делится на верхний средний (профессионалы) и
  • нижний средний (квалифицированные рабочие и служащие); о низший класс делится на верхний низший (неквалифицированные рабочие) и нижний низший (люмпены и маргиналы).

Нижний низший класс — это группы населения, которые в силу разных причин не вписываются в структуру общества. Фактически их представители исключены из социально-классовой структуры, поэтому их также называют деклассированными элементами.

Страты - группы людей, обладающих сходными характеристиками в социальном пространстве. Это наиболее универсальное и широкое понятие, позволяющее выделять любые дробные элементы в структуре общества по совокупности разнообразных социально значимых критериев. Например, выделяются такие страты, как элитные специалисты, профессиональные предприниматели, государственные чиновники, офисные служащие, квалифицированные рабочие, неквалифицированные рабочие и т.д. Классы, сословия и касты можно считать разновидностями страт.

Подготовка к третьему вопросу предполагает рассмотрение сущности и форм социального неравенства.

Социальная стратификация отражает наличие неравенства в обществе. Она показывает, что страты существуют в разных условиях и люди обладают неодинаковыми возможностями для удовлетворения своих потребностей. Неравенство — источник расслоения в обществе. Сущность социального неравенства заключается в неодинако­вом доступе различных категорий населения к социальным бла­гам, таким как деньги, власть и престиж. Таким образом, неравенство отражает различия в доступе представителей каждого слоя к социальным благам, а стратификация является социологической характеристикой структуры общества как совокупности слоев. Неравенство характеризует неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества — денег, власти, образования и престижа — между различными стратами, или слоями населения. Основным измерителем неравенства выступает количество ликвидных ценностей. Эту функцию обычно выпол­няют деньги (в примитивных обществах неравенство выражалось в количестве мелкого и крупного рогатого скота, ракушек и т. д.).

Четвертый вопрос при подготовке требует рассмотрения социальной мобильности как динамического процесса в обществе. Социальная мобильность — это изменение индивидом или группой своей социальной позиции в социальном пространстве. В научный оборот понятие было введено П. Сорокиным в 1927 г. Он выделил два основных типа мобильности: горизонтальную и вертикальную.

Вертикальная мобильность предполагает совокупность социальных перемещений, которая сопровождается повышением или понижением социального статуса индивида. В зависимости от направления перемещения различаютвосходящую вертикальную мобильность (социальный подъем) и нисходящую мобильность (социальное падение).

Горизонтальная мобильность — это переход индивида от одной социальной позиции к другой, находящейся на одном и том же уровне. Примером может служить перемещение из одного гражданства в другое, из одной профессии в другую, имеющую в обществе сходный статус. К разновидностям горизонтальной мобильности часто относят мобильность географическую, которая подразумевает перемещение из одного места в другое при сохранении имеющегося статуса (переезд на другое место жительства, туризм и т.п.). Если при переезде меняется социальный статус, то географическая мобильность превращается вмиграцию.

Повидам мобильности социологи выделяют межпоколенную и внутрипоколенную.Межпоколенная мобильность предполагает характер изменений социального статуса между поколениями и позволяет определить, насколько дети поднимаются или, наоборот, опускаются но социальной лестнице по сравнению со своими родителями.Внутрипоколенная мобильность связана ссоциальной карьерой, означающей изменение статуса в рамках одного поколения.

В соответствии с изменением индивидом своей социальной позиции в обществе выделяютдве формы мобильности: групповую и индивидуальную.

Каналами социальной мобильности могут выступать:школа, образование в целом, семья, профессиональные организации, армия, политические партии и организации, церковь. Эти социальные институты служат механизмами отбора и селекции индивидов, поставляя их в нужный социальный слой. В современном обществе особое значение приобретает образование, институты которого выполняют функцию своеобразного « социального лифта », обеспечивающего вертикальную мобильность. Причем в условиях перехода от индустриального общества к постиндустриальному (информационному), где решающим фактором экономического и социального развития становятся научные знания и информация, роль образования существенно возрастает.

 При подготовке к пятому вопросу следует обратить внимание на корректное толкование понятия маргинальности. Маргинальность – это специальный социологический термин для обозначения пограничного, переходного, структурно-неопределен­ного социального состояния субъекта. Маргиналы – это люди, по разным причинам вы­падающие из привычной социальной среды и неспособные примкнуть к новым общностям (зачастую по причинам культурного несоответст­вия). 

Теория маргиналов и маргинальных общностей была выдвинута в первой четверти XX в. одним из основателей Чикагской социологиче­ской школы (США) Р. Э. Парком. Но еще К. Маркс рассма­тривал проблемы социального де­классирования и его последствий, а М. Вебер прямо сделал вывод о том, что движение общества начина­ется тогда, когда маргинальные слои организовываются в некую соци­альную силу (общность) и дают толчок социальным изменениям – ре­волюциям или реформам. Под маргиналами понимаются индивиды, их группы и общности, формирующиеся на границах социальных слоев и структур и в рам­ках процессов перехода от одного типа социальности к другому или в пределаходного типа социальности при его серьезных деформа­циях.

Среди маргиналов могут быть этномаргиналы - национальные меньшинства. Также биомаргиналы, чье здоровье перестает быть предметом забо­ты социума. Есть социомаргиналы - группы, находящиеся в процессе незавершенного социального перемещения. Существуют возрастные маргиналы, формирующиеся при разрыве связей между поколениями; поли­тические маргиналы, которых не устраивают легальные возможности и легитимные правила общественно-политической борьбы; экономичес­кие маргиналы традиционного типа (безработные) и так на­зываемые «новые бедные»; религиозные маргиналы – стоящие вне ко­нфессий или не решающиеся осуществить выбор между ними; и, нако­нец, криминальные маргиналы; а возможно, еще и просто те, чей ста­тус в социальной структуре не определен.

Литература для подготовки

  1.  Глазырин В.А. Социология. – М.: Юрайт, 2012. – Гл. 8, с. 193 -214.
  2. Социология и политология: учеб.пособие под общ. ред. Т.А. Бондаренко.- Ростов н/Д, 2014. – С. 209 - 216.
  3. Кравченко А.И. Социология. - М.: Юрайт, 2013. – Гл. 11, с. 121 – 132; гл. 12, с. 149 – 161.
  4. Волков Ю.Г., Добреньков В. И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология – М.: Гардарики, 2008.- Глава 6, с. 112 – 126.
  5. Смелзер Н. Социология.- Ростов н/Д, Изд-во «Феникс», 1994.- Главы 9, с. 273 – 303.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: