Семинар 10. Социология семьи

 

1. Социальные институты родства и полового поведения.

2. Понятия пола и гендера.

3. Брак и семья.

4. Традиционная и современная семья.

 

При подготовке первого вопроса следует обратить внимание на институциональный характер взаимоотношения полов у человека и кровно-родственных отношений. Институты половой ориентации отвечают за регуляцию поведения и систем родства при выборе людьми объектов своих интересов (гетеросексуальная, возрастная и кровнородственная ориентация). Экзогамия и эндогамия – два измерения половой ориентации в рамках сообщества. Институты общения полов отвечают за организацию соответствующего взаимодействия индивидов (ухаживание, роман, брак, семья).

В современной социологии различают понятия пола и гендера. Второй вопрос призван раскрыть их содержание. Если пол человека определяется биологически, то гендер – это культурная и социальная конструкция. Существует два биологических пола (мужской и женский) и два гендера (маскулинный и фемининный). Основной вопрос в социологии и политической мысли заключается в том, связан ли гендер с биологией, детерминируется ли он ею. Традиционный взгляд, сложившийся в XIX в., представлял личность женщины как продукт анатомии и женских репродуктивных функций. В ХХ в. эти взгляды были оспорены феминистами. Также было доказано, что в разных обществах социальные задачи мужчин и женщин крайне изменчивы. Общей связи между социальными ролями и биологическим полом не существует, а соответствующая идентичность есть продукт воспитания детей и культурной традиции. Согласно крайней точке зрения, различия между женщинами и мужчинами определяется их местом в системе экономического производства (т.е. «гендер» аналогичен классовым отношениям). Социальная структура, закрепляющая эти различия, характеризуется следующими чертами: 1) социализация приписывает женщинам специфические качества женственности и «феминную идентичность»; 2) в индустриальных обществах женщины часто изолированы от публичной деятельности и ограниченны частной сферой домашнего хозяйства; 3) женщинам отводятся низшие и часто унизительные виды производственной деятельности; 4) женщины испытывают воздействие идеологий, определяющих их как слабые и эмоционально зависимые от мужчин существа.

В третьем вопросе рассматриваются центральные институты родства и полового общения: брак и семья. Брак – это устойчивая практика регуляции полового поведения, создающая легитимные и социально одобряемые условия для удовлетворения половых потребностей, рождения и воспитания потомства, распределения норм и обязанностей между вступившими в брак людьми. В большинстве случаев брак ведет к созданию семьи. Древнейшей, первобытной формой брака был групповой брак. Существовал он как практика, сочетающая запрет на половые отношения внутри собственного рода и предписание искать партнера среди представителей другого, но вполне определенного рода. Это так называемая дуально-родовая организация (союз двух родов), имевшая универсальное распространение. Современный брак может быть моногамным (1+1 лицо) или полигамным (союз нескольких лиц). Полигамный брак включает в себя полигинию (1 мужчина и несколько жен), полиандрию (1 женщина и несколько мужей). Сожительство людей вне официального брака тоже рассматривается как частный случай брака («фактический брак»).

Семья – институт полового поведения, характеризующийся следующими признаками: наличием исходных брачных отношений между несколькими людьми, потомством, которое сохраняет тесную связь с родителями, распределением видов деятельности между членами семьи и организацией совместного быта и потребления, большим значением первичных отношений, основанных на чувстве любви и привязанности, экономической целесообразности (расчете) и пр. Семья развивается во времени, образуя различные модификации. Чаще всего она начинается с пары, у которой нет детей. Такая семья называется первоначальной. С появлением детей она разрастается до нуклеарной семьи (супруги и прямые потомки). В течение нескольких десятилетий появляются внуки, потомство разрастается. Обычно потомки образуют новые семьи. Утратившие между собой связь родственники одной семьей не считаются. Однако бывает и так, что многие из родственников (чаще всего бабушки и дедушки, но иногда братья и сестры, дяди и тети) продолжают жить вместе. Такая семья называется расширенной. Утрата одного или обоих родителей (в результате смерти или развода) приводит к неполной, или нестандартной, семье.

Четвертый вопрос направлен на изучение исторической модификации семьи. В аграрных докапиталистических обществах, где земледелие является преобладающей формой хозяйства, семья соединяла в себе и производственные, и потребительские функции. Такая семья (ее рассматривают как традиционный тип семьи) была, как правило, расширенной, детей рождалось много. Современная семья характеризуется тем, что производственная и бытовая деятельность ее членов разведены. Основа этого – потенциально всеобщая занятость, экономическое и правовое равенство мужчины и женщины, широкие условия для социальной мобильности. Малодетность – прямое следствие распространения такого типа семьи (его называют нетрадиционным, или индивидуалистическим).

 

Литература для подготовки

1. Социология. Под ред. Глазырина В.А. М.: Юрайт. 2012. Гл. 13.

2. Кравченко А.И. Социология. Юрайт. 2012. Гл. 8.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: