Приемы экономического анализа

Проводя аналитические исследования, используют методы и приемы, которые характеризуют инструменты аналитических процедур, дают возможность объективно измерять и оценивать характер взаимосвязи и на их основе разрабатывать и применять экономически обоснованные управленческие решения. ПЭА подразделяются на ряд классификаций в зависимости от подхода:

1. В зависимости от момента начала применения:

А) Традиционные приемы: сравнение, детализация, группировка.

Б) Экономико-математические методы (расчетные): моделирование.

2. В зависимости от степени формализуемости:

А) Формализованные (количественные приемы).

Б) неформализованные (качественные, эвристические и логические).

3. В зависимости от характера решаемых аналитических задач:

А) Прием общего экономического анализа,

Б) Приемы изучения факторных связей,

В) приемы решения оптимизационных задач,

Г) приемы финансовых вычислений.

Традиционные приемы экономического анализа:

А) Сравнение – способ для установления сходства и различий объекта. Может проводиться как в абсолютных, так и в относительных величинах.

Абсолютное отклонение:

1. Сравнение плана с фактом.

2. Цепной способ сравнения.

3. Базисный способ.

Средние величины:

А) Средняя арифметическая простая – используется для усреднения интервальных показателей.

Б) Средняя арифметическая взвешенная – применяется в случае, если объем совокупности велик и представляет собой ряд распределений.

В) Средняя геометрическая – используется для расчета средних темпов изменения объемных показателей.

Г) Средняя хронологическая – используется для усреднения моментных показателей.

Относительные величины:

А) темп роста,

Б) Темп прироста,

В) среднее значение темпа роста за период,

Г) степень выполнения плана,

Показатели вариации – используется для изучения степени колебаемости явления во времени и пространстве:

А) Размах вариации,

Б) коэффициент равномерности,

В) коэффициент неравномерности,

Г) Среднеквадратическое отклонение –оценивает разброс значений числовых данных.

 

 

Взаимосвязь производственного и финансового анализа.

Финансовый анализ является частью общего, полного анализа хозяйственной деятельности, который состоит из двух тесно взаимосвязанных разделов — финансового анализа и производственного управленческого анализа.

Финансовый анализ, основывающийся на данных только бухгалтерской отчетности, приобретает характер внешнего анализа, т.е. анализа, проводимого за пределами предприятия заинтересованными контрагентами, собственниками или государственными органами. Анализ на основе только отчетных данных содержит весьма ограниченную часть информации о деятельности предприятия и не позволяет раскрыть всех секретов фирмы.

Особенностями внешнего финансового анализа являются:

•множественность субъектов анализа, пользователей информации о деятельности предприятия;

• разнообразие целей и интересов субъектов анализа;

• наличие типовых методик, стандартов учета и отчетности;

•ориентация анализа только на публичную, внешнюю отчетность предприятия.

Внутрихозяйственный финансовый анализ использует в качестве источника информации, кроме финансовой отчетности, также и другие данные системного бухгалтерского учета, данные о технической подготовке производства, нормативную и плановую информацию и пр.

Особенностями управленческого анализа являются:

 • ориентация результатов анализа на свое руководство;

• использование всех источников информации для анализа;

• отсутствие регламентации анализа со стороны;

• комплексность анализа, изучение всех сторон деятельности предприятия; • интеграция учета, анализа, планирования и принятия решений; • максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческих тайн.

 

Экономический анализ в бизнес-планировании.

В рыночной экономике существует множество версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре и т.д. Объем, степень детализации и структура бизнес-плана определяется назначением и спецификой хозяйствующего субъекта, его размерами, сферой деятельности. Обычно бизнес-план состоит из нескольких разделов, отражающих потребность в материальных, финансовых и трудовых ресурсах, источники их формирования и способы использования.

После координации планов подразделений и согласования их с руководством фирмы эти материалы становятся одними из основных источников информации для разработки целого ряда разделов бизнес-плана, прежде всего – производственного, организационного и финансового планов.

Закончив такую подготовительную работу, можно приступить непосредственно к детальной проработке отдельных разделов бизнес-плана.

В рамках одной организации может разрабатываться и общий стратегический план, включающий весь комплекс целей, и отдельные бизнес-планы. Бизнес-планы ориентированы, прежде всего, на нововведения, в отличие от стратегического плана имеют четко очерченные временные границы с конкретными проработками, в то время как стратегический план по мере выполнения очередного годового плана и проведения соответствующего ситуационного анализа может пересматриваться и корректироваться.

Как составление бизнес-плана, так и сам процесс планирования невозможен без использования экономического анализа. При составлении плана используются практически все виды анализа: горизонтальный, вертикальный, трендовый, анализ относительных показателей, сравнительный анализ.

Особенно важен экономический анализ при составлении плана производства, при исследовании и анализе рынка и конкурентной среды, при составлении финансового плана и финансовой стратегии.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: