Фактор- это элементы, причины, воздействующие на данный показатель или народ показателей. Факторы в экономическом анализе могут классифицироваться по различным признакам:.по степени влияния на показатели – общие (влияют на ряд показателей) и частные (специфические для данного показателя);.по включенности в производственно-хозяйственную деятельность предприятия: внутренние (определяющие результаты работы предприятия) и внешние (не зависят от деятельности производственного коллектива); по влиянию на средства труда, предметы труда и трудовые ресурсы.
Резервы – это неиспользованные возможности снижения текущих и авансируемых затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов при данном уровне развития производительных сил и производственных отношений.
Принципы классификации резервов.
Основной признак классификации производственных резервов - по источникам повышения эффективности производства, которые сводятся к трем основным группам (простым моментам процесса труда): целесообразная деятельность, или самый труд, предмет труда и средства труда. Значит, в процессе производства следует различать: материальные факторы, или средства производства, и личный фактор, или рабочую силу.
С позиции предприятия и в зависимости от источников образования различают внешние и внутрипроизводственные резервы. Под внешними резервами понимаются общие народнохозяйственные, а также отраслевые и региональные резервы. Использование внешних резервов сказывается на уровне экономических показателей предприятия, но главным источником экономии на предприятиях, как правило, являются внутрипроизводственные резервы. Внутрипроизводственные резервы обусловлены совершенствованием и наиболее эффективным использованием техники и рабочей силы, а также сокращением потерь рабочего времени, экономией сырья и материалов, рациональным использованием оборудования.
Задачи анализа производства и реализации продукции
Анализу производства и реализации продукция уделяется особое внимание, так как главной целью любого предприятия является не просто производство товаров, но и их реализация. Главная задача производственной деятельности предприятия — продать не то, что удалось произвести, а то, что необходимо потребителю, более того, предприятие стремится продать максимальное количество товаров при минимальных издержках.
Анализ производства и реализации продукции должен осуществляться во взаимосвязи с конъюнктурой рынка (спрос и предложение на продукцию, уровень цен, действия конкурентов и т.д.).
Целью анализа производства и реализации продукции является исследование объема выпуска и качества продукции, выявление внутренних резервов и направлений по увеличению объема производства и реализации продукции, а также улучшение ее качества.
Основные задачи анализа производства и реализации продукции:
- Оценка выполнения плана (госзаказов, договоров, контрактов), состава, качества продукции, ритмичности и равномерности производства;
- Выявление резервов роста объема производства и реализации продукции, повышение качества продукции, обеспечение ритмичности и равномерности производства;
- Проведение рыночных исследований.
- исследование факторов, влияющих на формирование и изменение объема производства и реализации продукции;
- оценка динамики по показателям объема, ассортимента, структуры и качества производимой и реализуемой продукции;
- оценка степени выполнения плана производства и реализации продукции и обоснование планов по производству продукции;
- выявление внутренних резервов и разработка рекомендаций по их использованию для повышения качества и увеличения выпуска и реализации продукции.
Источники информации для анализа:- форма № 1-П «Квартальная отчетность промышленного предприятия (объединения) о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте»; - форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»; - статистическая форма отчетности № 1-П; - ведомость № 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация»;- другие данные производственных отчетов и первичных документов оперативного анализа
Основная цель анализа объемов производства и продаж продукции -- увеличение объемов реализации рентабельной продукции по сравнению с конкурентами путем расширения доли рынка и получения максимальной прибыли; в выявлении наиболее эффективных путей увеличена объема выпуска продукции и улучшения ее качества, в изыскании внутренних резервов роста объема производства.
Основная задача анализа объемов производства и продаж продукции состоит в оценке: - конкурентных позиций как самого предприятия, так и реализуемой продукции; - способности гибко маневрировать ресурсами при изменении конъюнктуры рынка.






