Использование бухгалтерской и статистической отчетности в экономическом анализе

Бухгалтерская (финансовая) отчетность - это совокупность форм отчетности, составленных на основе данных финансового учета с целью представления пользователям обобщенной информации о финансовом положении и деятельности предприятия, а также изменениях в его финансовом положении за отчетный период в установленной форме для принятия этими пользователями определенных деловых решений.

Отчетность включает таблицы, которые составляют по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учета. Она является завершающим этапом учетной работы.

Организации составляют отчеты по формам и инструкциям (указаниям), утвержденным Минфином и Госкомстатом Российской Федерации. Единая система показателей отчетности организации позволяет составлять отчетные сводки по отдельным отраслям, экономическим районам, республикам и по всему народному хозяйству и целом.

Определенная информация, используемая в анализе содержится в обязательной статистической отчетности, предоставляемой предприятиями:

Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг: - общие экономические показатели;

- производство и отгрузка по видам продукции и услуг.

Сведения об инвестициях: - финансовые вложения; - инвестиции в нефинансовые активы;

- источники инвестиций.

Сведения о финансовом состоянии организации: - состояние расчетов; -оборотные активы.

Сведения о численности. Заработной плате и движении работников: - численность и заработная плата; - использование рабочего времени; - движение работников и предполагаемое высвобождение.

 

 

Расчетные методы в экономическом анализе

Большая часть расчетных методов входит в традиционный инструментарий технико-экономического анализа, детально демонстрируется на примере решения конкретных задач.

Расчетные методы хорошо разработаны, вычисления в соответствии с ними включены в современное программное обеспечение.

Классификация расчетных методов экономического анализа:

• сравнение (структурное, динамическое, временное, пространственное, базисное, рейтинговое);

• упорядочение (группировка, агрегирование, балансировка, «ведущие звенья и узкие места»);

• экономико-математические методы (детализация, разложение, удлинение, расширение, цепные подстановки, абсолютные и относительные разницы, интегральный, логарифмический, линейное программирование, теория игр, корреляция, регрессия, дисперсия, сокращение и др.)

Применение математических методов в ЭА деятельности предприятия требует:

• системного подхода к изучению экономики предприятий;

• разработки комплекса экономико-математических моделей, отражающих количественную хар-ку эк-х процессов и задач, решаемых с помощью ЭА;

• совершенствования системы экономической информации о работе предприятий;

• наличия технических средств, осущ-х хранение, обработку и передачу экономической информации в целях ЭА;

• организации компьютерного анализа хоз. д-ти, создания программного обеспечения анализа в системе управления.

 

Эвристические методы

Эвристические методы анализа представляют собой особую группу приемов сбора и обработки информации, опирающуюся на профессиональное суждение группы специалистов.

Эвристические методы классифицируются на методы оценки и оценочно-поисковые методы. К методам оценки относятся ранжирование, парное сравнивание, экспертная комиссия, анкетирование, интервьюирование, целевая оценка, «паутина», типология. К эвристическим методам анализа, предусматривающим как генерирование вариантов аналитических решений, так и их оценку, относятся: мозговой штурм, комиссии и конференции, банк идей, коллективный блокнот, функционально-стоимостный анализ, деловые игры и др. приемы.

Условия, при которых возникает необходимость использования эвристических методов, можно охарактеризовать следующим образом:

• качественный характер исходной информации, описываемый с помощью экономических и социальных параметров, отсутствие достаточно представительных и достоверных сведений по характеристикам объекта исследования;

• большая неопределенность исходных данных для анализа;

• отсутствие технических средств с соответствующими характеристиками для аналитического моделирования;

• экстремальность анализируемой ситуации.

 

Маржинальный анализ

Маржинальный анализ основывается на оценке и обосновании эффективности управленческих решений в бизнесе на основе изучения причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли, а также деление затрат на постоянные и переменные.

Постоянные затраты (FC) – это затраты, которые не зависят от объемов производства (арендная плата). Переменные затраты (VC) – это затраты, которые напрямую зависит от объемов производства.

Средние издержки – это издержки на единицу продукции. Предельные издержки показывают на сколько необходимо увеличить затраты, чтобы произвести дополнительную единицу продукции. Суть маржинального анализа заключается в максимизации чистого дохода, как разница между валовым доходом валовыми издержками. Этапы маржинального анализа:

1. Определить контрольную переменную;

2. Рассчитать насколько увеличится доход при увеличении контрольной переменной на 1 единицу, т.е. определить предельный доход. MR= .

3. Рассчитать на сколько изменится общие издержки при увеличении контрольной переменной на 1 единицу (MC).

4.Сравнить два прироста (MR и MC)

Предельный доход может быть рассчитан как разница между валовым доходом и переменными издержками (MR=R-VC): R=P*Q, VC=AVC*Q; MR=(P-AVC)*Q.

Таким образом, точка безубыточности (критический объем) может рассчитываться как в натуральном выражении, так и в стоимостном выражении: A=P*Q; A=P* ; A= .

Если доход предприятия меньше А, то предприятие несет чистые убытки, если больше А, то получает прибыль. Точка закрытия предприятия – это объем выпуска, при котором предприятие становится экономически неэффективным, т.е. выручка = постоянным затратам:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: