В настоящее время наиболее влиятельной точкой зрения на процесс формирования социальных страт можно считать теорию стратификации К. Дэвиса и У. Мура. Согласно этой теории, каждое общество должно решить проблему размещения и мотивации индивидов в социальной структуре. Социальный порядок в обществе основан на распределении индивидов по социальным статусам (в соответствии с их функциональными возможностями, то есть их максимальным вкладом в достижение целей общества) и побуждать их выполнять социальные роли, соответствующие данным статусам. Общество может избрать два пути мотивации для наилучшего исполнения социальных ролей. Так, конкурентная система направлена прежде на мобилизацию индивидов в отношении достижения наиболее привлекательного статуса, в то время как неконкурентная система в отношении социальных статусов большое внимание уделяет мотивации к выполнению функциональных обязанностей, то есть вклада в деятельность общества как целого. Общество с любой социальной структурой использует обе системы, только в разной степени.
|
|
Для осуществления распределения индивидов по социальным статусам и их мотивации реализуется практика вознаграждения, которое использоваться как для побуждения успешного выполнения индивидами своих ролей, так и для поддержания системы неравного распределения этого вознаграждения в соответствии с занимаемыми статусами. Таким образом, в любой социальной системе вознаграждение должно распределяться дифференцированно в соответствии с занимаемыми социальными статусами. Для этой цели создаются и узакониваются права каждого социального статуса в отношении вознаграждения со стороны общества.
Итак, с точки зрения функционалистской теории Дэвиса и Мура, неравенство и статусное распределение в обществе основаны на функциональной значимости данного статуса, требованиях к исполнению роли и трудности заполнения социального статуса, функционально необходимого для общества.
Игнорирование фактора власти в функционалистической теории стратификации
Следует отметить, что данная теория стратификации в настоящее время является самой разработанной и теоретически обоснованной. Вместе с тем многие современные исследователи находят в этой теории ряд существенных недостатков. Одним из наиболее значительных слабых мест теории по праву считают игнорирование фактора власти, который играет существенную роль в распределении вознаграждения в обществах. Особенно это касается тех социальных структур, которые не исповедуют принципов традиционной демократии. Наиболее характерен в данном отношении пример России, где фактор властного распределения ресурсов и функционирование системы неравенства во многом основаны на использовании принуждения и контроля с помощью власти.
|
|
В конце 80-х годов Россия повернула к рыночным отношениям, демократии и классовому обществу по западному типу. В течение пяти лет сформировался высший класс собственников, составлявший около 3% всего населения, и образовались социальные низы общества, уровень жизни которых находился за чертой бедности. Они составили в 1991-1992 годах около 70% населения. А середину социальной пирамиды никто не занимал.
По мере повышения жизненного уровня населения средняя часть пирамиды пополнялась все большим числом представителей не только интеллигенции, но и всех слоев общества, ориентированных на бизнес, профессиональный труд и карьеру. Из нее родился средний класс России. Но его формирование идет очень медленно..
Вопросы для самоконтроля
1.Что мы понимаем под ролевым поведением?
2. Как складывается соотношение социальной роли и личности?
3. Что такое достигаемые статусы? В чем причина увеличения их числа в современных обществах?
4. Объясните, почему для адаптации к ситуации или к новому статусу необходима адекватная роль?
5.Как можно определить социальную стратификацию? Какие основные системы стратификации можно выделить в современном обществе?
ТЕСТ
1. Социальный статус – это
а) соотносительное положение индивида или группы в социальной системе, обусловленное выполняемыми им социальными функциями;
б) образец поведения, закрепившийся, утвердившийся, отобранный как целесообразный в определенном типе общества;
в) позиция индивида в обществе, обусловленная выполняемыми им профессионально-должностными функциями;
г) социальная роль, которая заранее предписана индивиду обществом.
2.Ролевой конфликт – это
а) любой конфликт на межличностной почве;
б) столкновение ролевых требований, предъявляемых человеку, вызванное множественностью одновременно выполняемых им ролей;
в) столкновение людей, занимающих различные социальные позиции, вызванное антагонизмом, враждебностью;
г) противоречие между стремящимися к удовлетворению влечениями и
потребностями человека и возможностью их удовлетворения.
3.Социальная позиция, которая занимается индивидом и закрепляется через его индивидуальный выбор, собственные усилия и конкуренцию с другими индивидами, это статус
а) достигаемый;
б) предписанный;
в) профессионально-должностной;
г) главный.
4.Социальный статус, приобретаемый человеком, благодаря наследуемым признакам, - это статус
а) предписанный;
б) формализованный;
в) неформализованный;
г) достигаемый.
5.Схематично в виде ромба, где самым многочисленным является средний класс, можно представить стратификационную систему
а) восточную;
б) западную;
в) смешанную;
г) советскую.
6.Сложный социально-психологический процесс, целью которого является приспособление психики к абсолютно новым условиям и нахождение новой социальной ниши, называется
а) адаптацией;
б) псевдоадаптацией;
в) реадаптацией;
г) организмической включенностью.
7.Автором теории социальной обратификации и социальной мобильности является
а) К.Маркс;
б) М.Вебер;
в) П.Сорокин;
г) Т.Парсонс.
8.Разделение совокупности людей (населения) на социальные слои (страты), представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегией и престижа, называется
|
|
а) социальной структурой;
б) социальной дифференциацией;
в) социальной стратификацией;
г) социальной мобильностью.
9.Из перечисленных пунктов: 1) доход, 2) власть, 3) образование, 4) престиж – к основным измерениям стратификации относятся;
а) 1, 2;
б) 1, 3;
в) 1, 2, 3;
г) 1, 2, 3, 4.
10.Понятие "социальная роль" было выработано
а) в XIX в.;
б) в начале XX в.;
в) в XVIII в.;
г) в середине XX в.
11.Определение социальной роли как "организованного действия по выполнению позиции, где позиция есть по существу система ожиданий" принадлежит
а) И.Кону;
б) Л.Божович;
в)Т.Шибутани;
г) В.Ядову.