Существует мнение, что люди по-разному относятся к жизни, воспринимая её либо как шахматную партию, либо как бокс. Но в любом случае смысл игры – в победе, различие – в разных стратегиях. Чтобы выиграть партию или раунд, необходимо проанализировать предполагаемое ролевое поведение своего партнёра, которое можно рассматривать как взаимопроникновение социальной роли и индивидуального исполнения. Такое сложное единство в основе своей имеет “идеальную модель” поведения для определённой роли в культуре. Из чего складывается и как формируется такая идеальная модель? Возьмём для примера роль студента. Уже в средние века студент ассоциировался с человеком нонконформистского типа, зачастую нарушающим общее генное спокойствие, ценящим внутреннюю свободу и интеллект. В Европе бюргерши прятали благовоспитанных девиц от студентов. Пытаясь представить усреднённый образ студента, в своём воображении мы обращаемся к традициям Кембриджа, Гарварда, Итона и других университетов. Возникновение с наступлением интеллектуальной революции студенческих городков даже архитектурно ограничивало уникальный социальный мир студенчества. Но мы корректируем образ и с современным знанием: своеобразные легенды старшекурсников также способствуют формированию социального типа «студент»
Интересно, что в истории существовали целые системы социальных идеальных моделей ролей: конфуцианство, русский “Домострой”, коммунистическая система. Усваивая соответствующие идеальные модели, индивид адаптирует их к себе сразу, для того чтобы в дальнейшем их интерпретировать. Интерпретация – это процесс во многом творческий, результатом которого становится выработка собственного стиля исполнения роли. Чаще всего, найдя такой стиль, человек придерживается его всю жизнь, хотя какие-то кризисные моменты, кардиналыая переоценка ценностей могут его изменить. Обозначенные игры: происходят не в изолированном пространстве. Играть для себя – удовольствие небольшое, человеку необходима публика, оценивающая игру. Хотя оценка может быть жестокой, существует потребность возвращаться на сцену вновь и вновь. Оценивающая публика может повлиять на смену ролевого стиля, может вообще заставить человека отказаться от какой-либо роли или навязать новую роль.
Соотношение личности и роли
Социальная роль как внешнее проявление адаптивной стратегии
Для личности социальная роль - это, прежде всего внешнее проявление адаптивной стратегии. Сталкиваясь с определённой ситуацией человек, переживает соответствующие эмоции как первую реакцию организма и психики на внешние обстоятельства; подбор маски-роли происходит из набора поведенческих схем, имеющихся уже в наличии. Если ситуация незнакомая, эмоции проявляются более сильно и подбор маски требует некоторого времени. Адаптация затягивается, если человек не может сразу же выбрать роль. Человек способен субъективно отделять себя от роли, выше уже говорилось о ролевой дистанции, поэтому он в состоянии анализировать роль: оценивать собственную игру, учитывая все плюсы и минусы, подправлять ее, искать новые варианты использования роли-маски. Это даёт индивиду возможность менять роль или же ролевой стиль и адаптироваться к новым или изменившимся обстоятельствам. Если же ролевая дистанция сведена к нулю, способность к адаптации также снижена. Человек становится жертвой своей же роли; так, домохозяйка, проигрывающая одну и ту же роль, как личность поглощается ролью, она рискует стать неинтересной со временем даже собственным детям.
Ролевой конфликт
Отношения личности и роли не всегда складываются благополучно, они могут развиваться через конфликт. Ролевой конфликт может возникнуть, когда человек проигрывает несколько диаметрально противоположных ролей. Поскольку каждая из ролей включает в себя определённую мотивацию, несоответствующие друг другу мотивации ставят личность в состояние кризиса. Единственный выход: выбор одной из ролей и отказ от другой.
Понятие организмической включенности
В случае когда индивид самоотверженно отдаётся ролевому исполнению, не считаясь с затратами сил, говорят о полной организмической включённости. Организмическая включённость тем выше, чем согласованнее и интенсивнее ролевые ожидания публики. В этом случае, если публика полностью одобряет роль и поддерживает её. человек может испытывать сильнейшее чувство удовлетворения, которое поддерживает указанную организмичность и стремление играть только эту роль. Так, харизматический лидер, поддерживаемый всем народом, старается всеми способами удержать свою харизму, уверовав в неё сам. Часто общество лишает индивида выбора роли, навязывая её пусть даже не явным, но косвенным способом. Родители, желая ребёнку только самого хорошего, принуждают его стать юристом, не смотря на очевидные задатки художника. Маргинализация приводит к тому, что профессиональный врач или учитель становится челноком-торговцем и т. д. Если человек вынужден исполнять роль, представление о которой не соответствует его представлению о самом себе, возникает внутриличностный ролевой конфликт. Предлагаемая роль не соответствует ни одной из адаптивных стратегий человека, и самое первое чувство, которое он испытывает, - это растерянность, так как есть маска, но возникает вопрос: что с ней делать? Таким образом, для разрешения конфликта необходима реадаптация.