Различия как барьер для эффективной коммуникации

Одним из самых серьезных препятствий для эффективной коммуникации является вынесение суждений или предположений о другом лице.

Различия могут быть следующими:

• Культурные различия;

• Личностные различия;

• Различия между медработником и пациентом в восприятии болезни;

• Различия у пациентов с проблемами обучения или общения;

Какова роль пациент-центрированого подхода в построении коммуникации?

Применение более пациент-центрированного подхода, стремление взглянуть на ситуацию с точки зрения пациента сделает пациента более раскованным, более свободным и приведет к более эффективному консультированию и диагностике. Это также поможет сэкономить время.

S.A. Lewin и др. отмечают, что «проблемы общения в здравоохранении могут возникнуть как результат того, что работники здравоохранения больше фокусируются на болезнях и их лечении, чем на людях и их проблемах здоровья. Пациент-центрированные подходы в оказании помощи все больше защищаются потребителями и клиницистами и включены в подготовку работников здравоохранения».

Клинический пример:

Вы хотите госпитализировать пожилую женщину с абдоминальной болью для серии исследований, но она сопротивляется госпитализации. Возможны следующие причины такого поведения:

• Она боится того, что серьезно больна;

• Она не хочет оставлять кошку одну в доме;

• Она - вегетарианка и боится, что не сможет есть больничную еду;

• Она не хочет, чтобы кто-либо знал о том, что она храпит;

• Она не может позволить себе новую ночную рубашку.

Какие психологические особенности снижают коммуникативную компетентность медработника?

Профессиональная деятельность медработника связана с разработкой стратегии и тактики терапевтического воздействия и, следовательно, требует умения прогнозировать события, предвосхищать возможные варианты развития заболевания, осложнения, последствия фармакологического лечения. В связи с этим важно наличие у медработника такой характеристики, как тревожность, которая влияет на его прогностические возможности, выполняя в зависимости от степени выраженности как адаптивную, так и дезадаптивную роль.

Что такое тревога?

Тревога - это эмоция, направленная в будущее, связанная с прогнозированием, предвосхищением, ожиданием возможных неудач и формированием соответствующих отношений и установок. Как правило, тревога возникает в ситуациях неопределенности и ожидания, обусловленных дефицитом информации и труднопрогнозируемым исходом.

Когда тревога является положительным качеством?

Легкая степень тревоги (беспокойство) - обычная реакция на неопределенность, сигнализирующая о возможной опасности и выполняющая в этом случае адаптивную функцию. Мобилизация под воздействием эмоции тревоги адаптивных, компенсаторных и защитных механизмов позволяет более эффективно противостоять возможной опасности. Тревожность в качестве свойства личности позволяет медработнику чутко реагировать на изменения в состоянии пациента и вовремя принимать необходимые меры. Больным это воспринимается как понимание со стороны лечащего медработника и его эмоциональная поддержка, повышающая эффективность коммуникации «медработник-больной».

Когда тревога может быть отрицательным фактором?

Интенсивная степень эмоции тревоги (страх, паника, ужас) выполняет по отношению к познавательной деятельности дезорганизующую, разрушающую функцию, парализуя продуктивную работу психических процессов.

Интенсивная тревога мешает:

• адекватно оценить ситуацию;

• определить возможные варианты ее развития и выбрать наиболее правильное при данных обстоятельствах решение;

• прерывают коммуникацию медработника с пациентом;

• разрушают психологический контакт между медработником и пациентом;

• тревога медработника «передается» больному и дезорганизует его;

• под влиянием тревоги нарушаются различные функции организма, вследствие чего могут возникнуть расстройства сна, снижение аппетита, либо, напротив, его повышение (у некоторых больных в состоянии тревоги возникает булимия);

• медработники, склонные реагировать на любые изменения повышением тревоги, обычно малопривлекательны для больных, которые предпочитают более стабильных и эмоционально уравновешенных медработникей.

Какая характеристика медработника особенно негативна для коммуникации?

Другой характеристикой медработника, способной разрушить его коммуникацию с пациентом, может быть депрессия - гипотимия.

Что такое депрессия?

Если тревога направлена в будущее, то депрессия связана с переживанием прошлого, когда в воображении вновь и вновь возникают образы пережитых конфликтов, психотравмирующих событий. Прошлое, представляясь сплошной цепью неудач и неприятностей, проецируется в будущее. Утрачивается перспектива, жизнь окрашивается переживанием собственной ущербности, неполноценности. Депрессивные установки могут представлять собой весьма устойчивые особенности всей личности медработника.

Как депрессия влияет на коммуникативную компетентность?

• Медработник, имеющий склонность к депрессивным реакциям, не вызывает доверия больного;

• Наблюдая, как лечащий медработник реагирует чувством вины на любую, самую незначительную неудачу, неточность, ошибку, больной начинает подозревать его в некомпетентности, перестает ему верить;

• Погруженный в собственные переживания медработник может, с одной стороны, не заметить улучшения в состоянии пациента, вовремя не поддержать его подчеркнув симптомы выздоровления другой стороны, «заразить» своего больного тоскливой безнадежностью, разрушить позитивные эффекты проведенной терапии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: