Какие другие личностные характеристики медработника могут мешать эффективной коммуникации?

Серьезной психологической характеристикой, затрудняющем установление доверительных отношений «медработник-больной» является глубокая интровертированность медработника.

Интроверсия - термин, введенный в психологию Юнгом обозначает направленность субъекта на самого себя, обращенность к собственным ощущениям и переживаниям. Интроверт ориентируется на собственные ценности, идеалы, убеждения, моральные и этические нормы.

Как влияет интровертированность на коммуникацию?

• Интровертированная личность, погруженная в свой психологический мир, занятая собой, своими чувствами, идеями, впечатлениями, мало интересуется другими людьми и обнаруживает беспомощность в ситуации, требующей взаимодействия и сотрудничества с окружающими;

• Как правило, интровертированность сопровождается недостатком интуиции, чуткости, тактичности в межличностных отношениях, недостаточной способностью откликаться на боль и страдание другого, отзываться на его беспокойство и тревогу;

• выступая в роли «коммуникативного барьера», препятствующего эффективному общению, это качество способно снизить коммуникативную компетентность медработника;

• выраженная в значительной степени интровертированность затрудняет установление психологического контакта с больным, взаимодействие с ним и не обеспечивает необходимой степени эмоциональной поддержки.

Какие еще трудности могут возникать в процессе общения между медработником и больным?

Существует пять основных трудностей во взаимоотношении «медработник - пациент».

1) Использование в беседе упрощенных техник или схем. Например, медработник выступает в роли «назидателя» или «опекуна», а пациент в роли исполнителя или ученика. В этих случаях из уст медработника наиболее часто звучат такие фразы «постарайтесь успокоиться»; «возьмите себя в руки»; «все будет хорошо»; «постарайтесь отвлечься». В таких ситуациях медработник пытается просто уйти от сложной ситуации и перекладывает ответственность за данное состояние на больного, забывая, что коммуникация сама по себе и есть лечебный процесс.

2) Личностные характеристики медработникей и пациентов различны. Но понимание личностных особенностей пациента позволяют медработнику эффективно взаимодействовать с больным.

3) Отсутствие знаний и навыков использования различных форм и методов коммуникаций. Личности и их характеристики обычно мало меняются в течение жизни, но использование даже простых техник коммуникаций может помочь общению. Поэтому очень важен предшествующий опыт медработника, знания различных форм и методов коммуникаций.

4) Пациенты обычно хотят знать свой диагноз, но могут недооценивать его значение и могут неохотно спрашивать о нем. Их восприятие информации отличается от того, что сказал и хотел сказать медработник. Некоторые пациенты могут не желать знать «правду». Отрицание является иногда эффективным механизмом совладания (адаптации). Неведение, особенно в отношении вещей, которые не могут быть изменены, позволяет людям продолжать функционировать. В зависимости от ситуации, иногда уместно помочь пациенту принять решение в его темпе или сказать «Мы, возможно, обсудим это позже» и оставить это пациенту для принятия собственного решения.

5) Недостаточное понимание или оценка необходимости риска. Многое из того, что советует или делает медработник, зависит от оценки преимущества риска в сравнении с другими, менее рискованными действиями. Часто, лучшее, что медработники могут сделать, - это измерить риск и дать ему количественную оценку.

Пациентам можно помочь, сказав, что могли бы сделать, находясь в подобных обстоятельствах, вы, но подчеркнуть, что не вы, а они сами должны принять решение. Этот подход «если бы я был в Вашей ситуации» особенно полезен в работе с родственниками, которым, возможно, предстоит принимать решения от имени своих престарелых родителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: