Французская модель менеджмента

Франция – самая «социалистическая» страна. Это очень сбалансированное общество в социальном отношении. Свободный экономический рынок с присущей ему конкуренцией, принципы капитализма доведены здесь до совершенства, но уравновешены мощнейшими социальными программами и огромной ролью государства. Французы меньше всех работают, здесь самая короткая рабочая неделя в Европе, а выходных дней и праздников больше, чем в других странах.

Во французском языке большое значение имеет подтекст разговора. Их культура и общение часто построена на недомолвках, намеках, порой – на лицемерии. Французы никогда не говорят о том, что их интересует. Их лозунг: правда – это скучно! И общаясь, они все время играют. Лишь человек, знающий особенности их менталитета, может понять подтекст в общении с французами. А человек другой культуры – русский, англичанин, немец – не увидит ничего за массой недоговоренностей. В этом огромная трудность ведения переговоров с ними.

В деловых отношениях французы капризны. Они будут долго обсуждать мелкие детали, стараясь извлечь микроскопическую выгоду. И после долгих переговоров они не всегда обязательны в выполнении контракта. Это средиземноморская культура с ее меркантильным духом. Внутри каждого француза сидит средневековый торговец, желающий получить свою выгоду.

В центре французской модели менеджмента – не финансы, а человеческие ресурсы. Высокий бюрократизм, но значительно меньше порядка, чем в немецких компаниях. Генеральный директор нередко воспринимается как монарх. Французы не любят переплачивать. Однако трудовое законодательство соблюдается очень строго, предлагается много социальных льгот. Для успешной карьеры необходимо быть не только профессионалом в своем деле, но и приятным в общении человеком.

Рассмотрим менеджмент в странах северной Европы на примере Швеции.

Менеджмент в Швеции

Шведы известны в мире лютеранской деловой этикой, которая наиболее близка к немецкой, но, пожалуй, не столь суха. К ее характерным чертам относятся: прилежность, пунктуальность, аккуратность, серьезность, основательность, порядочность и надежность в деловых отношениях.

Достижение Швецией высочайших показателей по уровню жизни и социальной обеспеченности во многом обусловлено реализацией программ социал-демократической партии, которая на протяжении всей истории своего существования не отделяла социальные вопросы от экономических проблем. Среди государств, где у власти в тот или иной период находились социал-демократические правительства, Швеция занимает особое положение. Это признают научные, деловые и правительственные круги Запада, которые определяют модель «государства благосостояния» как совокупность мер по социальной защите человека.

В конце XIX в. Швеция была аграрной страной, но уже в 60-х годах XX в. она завоевала репутацию одного из самых развитых государств. Почти за 70 лет развития и за более 30 лет пребывания у власти социал-демократов Швеция стала страной с высокоэффективной экономикой. В течение столетия темпы роста экономики постоянно росли. Ни одна страна не знала не только такого высокого среднего за столетие темпа роста валового национального продукта (ВНП) на душу населения (25 %), но и такой почти непрерывной его динамики.

Суть модели «государства благосостояния» выражается в качественных особенностях социально-экономического развития:

- сочетание частной собственности на средства производства с широкой социализацией сфер потребления и распределения товаров и услуг;

- эффективно действующая государственная система обеспечения высокой занятости и надежность социальных гарантий;

- система демократических методов, позволяющая каждому человеку влиять на решение всех вопросов, касающихся его жизни, что создает своеобразный психологический климат в стране, ощущение сопричастности работника к целям организации.

Шведская модель «государства благосостояния» имеет на Западе и другое название – «функциональный социализм», т. е. социализм, основанный не на ликвидации частной собственности и радикальном изменении управления производством, а на осуществлении государством функции перераспределения национального дохода в соответствии с приоритетом общественных потребностей в целях достижения социального равенства.

Шведские менеджеры, руководители высших уровней управления на первое место ставят решение проблем социальной обеспеченности своих подчиненных, работников предприятий. Работники, которым гарантировано социальное обеспечение и которые имеют достаточно привлекательные условия труда, гораздо качественнее выполняют свою работу и задания руководителя, повышают квалификацию на постоянно действующих на предприятиях всевозможных курсах.

Кроме того, особенность Швеции по сравнению с другими странами состоит и в том, что ее правительство и профсоюзы активно влияют на отношения между государством и капиталом, на уровень оплаты труда и занятости. Эффективно функционируют и местные органы самоуправления.

В Швеции существует достаточно организованное движение профсоюзов, благодаря чему работники фирм могут активно влиять на процесс принятия решений высшим руководством, что позволяет избегать конфликтных ситуаций на предприятиях. В этой стране в процессе принятия решений на уровне высшего руководства участвуют экономисты, известные не только в стране, но и за рубежом. Высшее руководство стремится, чтобы каждый работник имел высокий социальный статус – это необходимо для достижения целей предприятия. Формирование заработной платы осуществляется на коллективно-договорной основе – государство не участвует в этом процессе.

В Швеции создана продуманная система избежания забастовок и конфликтов на производстве. В случае возникновения конфликтных ситуаций законодательство предоставляет возможности для проведения переговоров. При неудачных предварительных переговорах официальная забастовка может быть объявлена не ранее, чем через неделю после предупреждения. Эта неделя дается для попыток избежать конфликта, и на этой стадии ведутся переговоры между конфликтующими работниками и посредником, которого назначает руководство (или группой посредников).

Право профсоюзов прибегать к забастовке ограничено. Так, если подписанный контракт уже действует, нельзя проводить забастовки при конфликте, связанном с ним. Забастовка солидарности с использованием незаконных мер запрещена вообще.

Рассмотрим менеджмент в странах южной Европы на примере Испании.

Менеджмент в Испании

Менеджмент в Испании имеет общие и специфические черты. Общие черты отражают этапы развития Испании, уровень научно-технического прогресса и описаны в различных научных подходах. Специфические черты отражают национальные и исторические особенности Испании, а так же географические условия, уровень социально-экономических отношений, культуру и т.д. Испанцев считают крайне эмоциональными, страстными, ленивыми, непунктуальными, часто нарушающими контракты. В Испании существует негласный принцип «сначала личные связи, потом бизнес». Очень часто именно личные взаимоотношения помогают заключить контракт или решить проблему, возникшую в ходе его исполнения.

Признаки испанского менеджмента:

- экономическое управление;

- мотивационное управление;

- профессиональное управление;

- управление в условиях рынка;

- маркетинг и стратегия;

- использование информационных технологий;

- организационно-гибкое управление.

В испанской организации царит неформальная атмосфера, и внутренние конфликты сведены к минимуму, в группах дружелюбные отношения. Считается, что фирма – долговременная организация, потому что она гарантирует долгосрочный найм.

В Испании складывается и определенная система группового принятия решений, согласно которой ответственность за принятое решение несет вся группа. Ни один человек не имеет права единолично принять решение. Суть системы в том, что решения должны приниматься всеми.

Испанцы допускают в организационной жизни неопределенность, двусмысленность, несовершенство, как и многое другое, реально существующее. Кроме того, испанцы чувствуют себя взаимозависимыми. Поэтому они готовы предпринимать дальнейшие условия для воспитания умения эффективно работать в команде.

Другой особенностью испанского менеджмента является своеобразная система контроля.

Управленческий контроль – это сокращенное определение управленческого планирования и обратной связи, которое является инструментом деятельности менеджеров в достижении организационных целей.

Управленческий контроль за выполнением поставленных задач осуществляется не путем принятия определенных директив, как это принято в традиционном менеджменте, а путем оказания помощи и выявлении слабых звеньев в производственном процессе. Для сохранения дисциплины и улучшения качества работы испанский менеджмент больше практикует поощрение, чем наказание.

Так же у испанских менеджеров широкое распространение получила система управления качеством, что оказало влияние не только на качество товаров, но и на осознание ответственности каждым рабочим за качество выполненной работы, развивая в них чувство самоконтроля.

Наиболее актуальные проблемы управления сегодня в Испании: антикризисное управление, управление занятостью, информационные технологии управления, поддержка малого и среднего бизнеса, мотивирование экономической активности в сфере туризма, риск-менеджмент.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: