Ситуационные факторы персональных отношений

Менеджмент стоит перед выбором: использовать стандартные варианты решения с целью экономии времени на его принятие или учитывать особенности ситуации и вырабатывать альтернативные стандартным варианты решения с целью повышения их качества. С другой стороны, руководитель должен поощрять инициативность и стремление работников к совершению позитивных поступков и не оставлять без внимания ошибки и просчеты. Поэтому линейный менеджер вынужден ситуационно реагировать на происходящее в рамках установленных и известных всем членам группы правил. Более того, как менеджер, так и его подчиненные, должны знать какой прагматичный смысл приписывается тем или иным решениям, т.е. правильно соотносить уровни и критические области знаний.

 

Таблица 3 – Уровни изучения и используемые области знаний

 

Уровни Области знаний
Уровень процессов Коммуникационные процессы, социальные конфликты, оптимизация управленческих отношений, мотивация и контроль, сотрудники как члены группы
Уровень организации Предприятие как живая, сложная, открытая, технико-технологическая, экологическая, информационная и финансовая система. Предприятие как социальная система, правовые условия системы участия
Уровень группы (команды, рабочие группы, комитеты) Социально-психологические основы сотрудничества в группе, подразумевающие единство деятельности, условий, обстоятельств. Осознание персоналом принадлежности к группе как команде. Команда – группа, достигшая высшего уровня сплоченности, отличающая постоянным составом, более жестким распределением ролей, более ясной и формальной целью. Участие в команде воспринимается ее членами как вознаграждение
Уровень человека Структура качеств и способностей личности, значение результатов, успеха и образца в самоорганизации и самообучении

 

Коммуникационные процессы по определению нацелены на обмен идеями (предложениями) по улучшению взаимодействия в группе, а также обмен передовым опытом, который, с тем, чтобы он стал достоянием всех членов группы и повысил ее производительность. Поэтому поступки работников, которые нацелены на сотрудничество, должны поощряться и вознаграждаться.

К ситуационным факторам, обуславливающим трудовые отношения и поведение работников, относятся:

- структура деловых качеств человека как личности;

- состояние личности (зрелость, целеполагание, способности, духовные качества);

- квалификация;

- знание ситуации на предприятии и перспектив его развития;

- уровень вознаграждения, оплаты труда и перспектив роста;

- структуризация и разделение труда;

- организация и улучшение условий труда;

- социальная среда;

- стиль управления;

- политическая, экономическая и социальная ситуация в стране.

На предприятиях используется нормирование организационного поведения (нормирование комплексов работ по управления персоналом), которое применяется для разработки положения об оценке персонала и использования ее в материальном и нематериальном вознаграждении.

Нормирование комплексов работ по управления персоналом включает, как правило, следующую корпоративную документацию:

1 Положение о кадровом учете и делопроизводстве, включающем:

- Положение о службе управления персоналом (СУП);

- Должностные инструкции начальника СУП;

- Должностные инструкции начальника бюро обучения и развития;

- Должностные инструкции начальника бюро отбора и приема персонала;

- Должностные инструкции психолога.

2 Ориентационный пакет.

3 Пакет документов по найму персонала.

4 Положение об оценке организационного поведения, в том числе Методика оценки организационного поведения.

5 Положение об обучении на предприятии, которое включает разделы:

- Адаптация;

- Бюджетирование СУП;

- Карьера;

- Формирование резерва;

- Обучение.

6 Положение о мотивации персонала.

Мотивированный персонал представляет собой внутренний источник идей и нововведений, прежде всего в части работы в группе и на рабочем месте. Существенность инновационной активности персонала повышается в связи с изменениями в практике управления, о которых можно судить по следующим признакам:

- организация и ее среда становятся все более ориентированными на рынок и жесткий контроль издержек производства;

- организационная структура становятся все более «плоской» и децентрализованной;

- стиль управления, система ценностей и квалификационно-поведенческие профили менеджеров меняются от бюрократического к предпринимательскому характеру;

- люди и талант становятся наиболее ценными ресурсами организации, управление человеческими ресурсами становится стратегической задачей; развитие человеческого потенциала превращается в статью инвестиций, а не затрат, как это было в традиционных, централизованных и бюрократических организациях.

В этой связи в качестве актуальной задачи менеджмента предприятий становится организация работы с персоналом по так называемому «полному циклу». Он включает:

- маркетинг и лизинг персонала;

- наем и обучение при вступлении в должность;

- формирование резерва на замещение должностей;

- ротацию и непрерывное обучение в течение всего срока работы;

- оценку персонала;

- эффективное применение материального и морального стимулирования, а также увольнение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: