Персонал рассматривается как ключевой ресурс. Возрастание значения знаний. Повышение затрат на персонал. Конкуренция на рынке труда. Расширение узаконенных прав по участию в принятии решений. Партнерство. Упор на индивидуальность. Учеба в течение всей жизни.
Эта концепция также опирается на теории Д. Мак-Грегора и У. Оучи. Д. Мак-Грегор предложил теории «Х» и «Y», а У. Оучи дополнил их теорией «Z».
Теория Оучи (теория «Z») – модель управления, объединяющая в себе опыт американского и японского менеджмента. Теория была разработана американцем японского происхождения Уильямом Оучи (род. 1943) и опубликована в его книге «Теория Z». Как американский бизнес может ответить на японский вызов» в 1981 г.
В этой книге У. Оучи подробно описал приведенные исследования и дал американским предпринимателям совет, какие особенности японского менеджмента им было бы полезно перенять. По его мнению, успех японцев основан не на активном внедрении современных инновационных технологий, а на особом отношении к сотруднику, на командном духе и корпоративной культуре, пожизненном найме и совместном принятии решений.
|
|
Основные положения теория Оучи:
1 Долговременный найм. Это положение У. Оучи позаимствовал у японской модели менеджмента. В крупных японских фирмах сотрудники нанимаются пожизненно. Подобная политика фирмы поддерживает у работников ощущение, что фирма берет за них ответственность и становится вторым домом.
2 Принятие решений на основе консенсуса, групповое принятие решений, при этом инициатива играет определенную роль.
3 Ответственность за результаты решений коллективная, то есть, хотя решение принимается на основе консенсуса, озвучивает его менеджер, оберегая тем самым индивидуальность своих сотрудников.
4 Продвижение по карьерной лестнице медленное, напрямую зависит от количества лет, которые сотрудник проработал на компанию, а также его собственного возраста.
5 Механизм контроля является неформальным и не имеет четких и ясных правил, как в японской традиции, однако инструменты осуществления контроля строго определены.
6 Внимание к работнику. Оучи адаптировал японскую традицию восприятия компании как второго дома.
Оучи сформулировал теории «А» и «Z», которые во многом характеризовали японскую и американскую модели управления людскими ресурсами (таблица 5).
Таблица 5 – Японская и американская модели управления
Подход | Теория «Z» (японская организация) | Теория «А» (американская организация) |
Человеческий капитал | 1 Крупные вложения в обучение 2 Общее обучение 3 Неформализованная оценка | 1 Малые вложения в обучение 2 Обучение конкретным навыкам 3 Формализованная оценка |
Трудовой рынок | 1 На первом месте внутренние факторы 2 Долгосрочный наем 3 Неспециализированная лестница продвижения | 1 На первом месте внешний фактор 2 Краткосрочный наем 3 Специализированная лестница продвижения |
Преданность организации | 1 Внутренние стимулы 2 Подразумеваемые контакты 3 Групповая ориентация в работе | 1 Внешние стимулы 2 Прямые контакты по найму 3 Индивидуальные рабочие заказы |
|
|
Управление персоналом становится не просто составной частью концепции развития организации, а органически совмещается с ней. Кратко стратегическую роль управления персоналом можно определить так: управление персоналом должно быть представлено на высшем уровне управления организации; функцию управление персоналом необходимо учитывать при разработке стратегии бизнеса и организационной структуры компании; все линейное руководство должно участвовать в реализации управления персоналом.
Исходя из стратегической роли управления персоналом, основу его концепции в настоящее время составляют:
- интеграция управления персоналом со стратегией бизнеса,
- всевозрастающая роль личности работника в определении своего развития,
- знание мотивационных установок работника и группы,
- умение их формировать и направлять в соответствии со стратегией раз вития организации.
Направления кадровой стратегии организации можно дифференцировать следующим образом:
- организация отношений и связей с рынком труда и с внутрифирменными трудовыми ресурсами;
- политика использования персонала;
- выбор и реализация стиля управления кадрами, организация горизонтальной кооперации;
- организация рабочего места и условий труда;
- политика признания личных успехов в труде;
- выбор системы оплаты труда (включая социальные услуги);
- политика подготовки кадров и повышения их квалификации;
- коммуникационная политика.
В условиях, когда персонал рассматривался не как фактор производства, а как жизненно важный ресурс для достижения целей организации, объединение интересов компании и отдельных работников становится основополагающим принципом достижения высокой полезной отдачи персонала и заинтересованного отношения к труду.
Новый подход заключается в интеграции функций, ориентированных на персонал, что позволяет администрации реально управлять этим важнейшим ресурсом.
В практике внутрифирменного управления персоналом значительно усилились роль дифференцированного подхода к равным группам работников и более гибкое воздействие на них. Это вызвано как соображениями усложнившейся экономической конъюнктуры, ориентацией на ресурсо- и трудосберегающие производства, повышением удельных затрат на высококвалифицированную рабочую силу, так и преимуществами целевого использования высококвалифицированного персонала (на ведущих научно-технических направлениях, в процессе нововведений и др.).
Вывод: Стратегия – повышение роли знаний. Принципы – повышение затрат на персонал, анализ конкуренции на рынке труда, узаконивание права участия в принятии решений (может быть через профессиональные союзы и организации), социальное партнерство. Стиль руководства – кооперативный. Функции управления персоналом сосредотачиваются на взаимодействии всех стадий воспроизводства персонала.