Влияние золотых парашютов на благосостояние акционеров

Каждая из рассмотренных выше гипотез предлагает собственный мотив создания золотых парашютов и по-разному определяет выигрыши и проигрыши сторон. Какая гипотеза верна? На этот вопрос нельзя рассчитывать получить однозначный ответ, так как на практике создание золотого парашюта будет мотивированно своеобразным гибридом, включающим в себя все три гипотезы. Отталкиваясь от уже известных нам гипотез, мы можем сформулировать следующие три (эмпирически тестируемые) гипотезы применения золотых парашютов:

Информация о создании золотого парашюта в подавляющем большинстве стран подлежит раскрытию.

1. Выполнение на практике гипотезы уравнивания интересов означает, что фондовый рынок может положительно воспринять новость о создании золотого парашюта (цена акций компании должна расти).

2. Выполнение на практике гипотезы трансферта благосостояния означает, что фондовый рынок может отрицательно воспринять новость о создании золотого парашюта (цена акций компании должна падать).

3. Выполнение на практике сигнальной гипотезы означает, что возможна реализация одного из двух вариантов:

3.1) если участники фондового рынка рассматривают создание золотого парашюта как сигнал увеличения вероятности враждебного поглощения компании, то рынок положительно воспримет новость о его создании (цена акций компании должна расти);

3.2) если участники фондового рынка рассматривают создание золотого парашюта как сигнал ухудшения качества корпоративного управления компании, то рынок отрицательно воспримет новость о его создании (цена акций компании должна падать).

Чаще всего на практике выплаты по золотым парашютам состоят из следующих элементов:

- накопленные отпускные и социальные льготы, на которые мог претендовать менеджер на дату увольнения;

- все прошлогодние бонусы, которые заработаны менеджером, но по какой-то причине не были ему выплачены;

- бонус текущего года (возможны и иные варианты, например целевой бонус, максимально возможный бонус, бонус, полученный менеджером в предыдущем году, средний бонус за последние три года и т.д.);

- сумма денежных средств, равная годовой базовой заработной плате и умноженная на какой-то коэффициент (чаще всего 3), плюс бонус;

- ускоренный выход из периода ожидания опционов, ограниченных акций и других компенсаций на акциях;

- сохранение социального пакета менеджера на срок компенсационного периода[8].

Естественно, что на практике возможны самые различные комбинации из вышеперечисленных элементов, составляющих золотой парашют.

Как правило, золотые парашюты появляются на свет с помощью создания специального компенсационного плана изменения контроля [change of control severance plan], который разрабатывает и утверждает совет директоров компании.

Сегодня у многих компаний в мире золотые парашюты могут быть привязаны не к факту изменения контроля над компанией, а просто к факту увольнения менеджера! Увольняют тебя текущие собственники или новые – это не имеет значения. В любом случае ты получишь свой золотой парашют. В компенсационных планах изменения контроля многие компании прописывают такие расплывчатые формулировки, как "в случае увольнения по причине" ["for cause" или "for good reason"].

Причем размеры золотых парашютов часто оказываются столь значительными, что менеджер при увольнении может получить сумму большую, чем получил бы, продолжая работу на компанию до истечения контракта. Подобных примеров предостаточно. Джил Барад, менеджер корпорации Mattel Inc., получила 50-миллионный золотой парашют, а компания во время ее правления зафиксировала значительные убытки. Джон Рид, сопредседатель совета директоров корпорации Citigroup Inc., получил при увольнении золотой парашют в 30 млн долл. наличными плюс выплаты по 5 млн долл. в год - пожизненно.

Но наиболее одиозным примером применения золотого парашюта является недавний случай с корпорацией Walt Disney Co., президент которой получил по своему золотому парашюту 140 млн долл. (эта сумма составляет 10% от чистой прибыли компании Walt Disney Co. в 1996 году) и при этом проработал на компанию только 14 месяцев. Да это просто рекорд!

Как же могут создаваться такие одиозные парашюты? Ответ на этот вопрос заключается в том, кто принимает решение о создании золотого парашюта. Этот кто – совет директоров корпорации. Как правило, создание золотых парашютов не требует одобрения общего собрания акционеров[9]. А как мы знаем, в совете директоров любой компании всегда есть директора-инсайдеры – люди, которые находятся под большим или меньшим влиянием со стороны текущего менеджера.

Возможно, некоторые компании считают, что золотые парашюты действительно разрешают агентские конфликты, возникающие в момент враждебного поглощения компании (и мы знаем, что это достаточно разумная точка зрения). Другие могут полагать, что золотые парашюты снижают вероятность враждебного поглощения компании, отпугивая потенциальных покупателей своими размерами (это более чем сомнительный мотив). И, наконец, третьи могут искренне верить, что золотой парашют является своеобразным знаком качества, оттиснутым на борту компании. Такой знак качества сообщает всем, что "в этой компании заботятся о ценных работниках". Золотые парашюты могут быть необходимы для того, чтобы привлекать и удерживать талантливых менеджеров. Компания, не предлагающая своему менеджеру золотой парашют, может выглядеть непривлекательно в глазах опытного и успешного менеджера. И это утверждение особенно верно сегодня, когда многие компании "встраивают" золотые парашюты в контракты о найме на работу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: