М-форма внутрифирменной организации

 

Хотя возникновение организации обычно рассматривается через призму провалов ценового механизма (рынка), экстерналий и экономии на трансакционных издержках, в действительности, внутри многих фирм применяются многие различные системы цен в целях обеспечения координации внутри организации. Для этого воссоздаются различные механизмы рынка внутри организации путем применения различных способов финансового контроля, измерения качества работы, а также трансфертных цен для сделок, осуществляемых между отдельными структурными подразделениями организации.

Трансфертные цены – это цены, используемые в операциях между подразделениями одной фирмы.

Трансфертные цены (пример, различные стадии производства бензина) не влияют на общую прибыль корпорации, однако они могут сказываться на показателях деятельности различных подразделений. Неверно выбранные трансфертные цены могут приводить к принятию ошибочных решений внутри корпорации.

 Чаще всего при определении трансфертных цен фирмам приходится полагаться на калькуляцию издержек. При наличии стандартного рынка аналогичного товара стандартные цены устанавливаются с помощью рыночных.

В 1960 г. Фишер доказал, что прибыль может быть ограничена через объемы продаж компании. Так, если прибыль, полученная предприятием, не снизила объемы продаж или не изменила рыночной доли, то она не будут противоречить работе предприятии и в будущем. На основании этого объем прибыли можно считать оптимальным, поскольку все менеджеры лучше ощущают на себе ограничение продаж, чем ограничение прибыли, жертвуя последней в краткосрочном периоде. В целом теория дает следующие ответы:

- Нет механизма, который гарантировал бы, что отказ от превышения ограничения по объему продаж ведет к росту краткосрочной прибыли

- Объем продаж и текущая прибыль не обязательно являются максимизирующими показателями при прочих ограничениях.

- Детализация ограничений неудовлетворительна. Крупная компания может иметь совпадающие ломанные на коротком промежутке времени без корреляции на долгосрочных отрезках.

Баумоль предполагает, что ограничение прибыли ведет к ограничению затрат, что не всегда верно. Ярроу, 1970 предложил сочетание ограничений более правдоподобное, основанное на затратах принуждения. Так, он считает, что зависимость между ограничением максимальной рыночной оценки капитала (или показателя, ее заменяющего) и реальной, которая возникает вследствие поведения фирмы, более точно отражает суть теории. Размер расхождения зависит от распределения акционеров по размеру и от затрат вмешательства, вынуждающих проводить приемлемую для акционеров политику. Сходная ситуация возможна при угрозе свободе действий менеджеров от максимизирующей богатство фирмы, рассматривающей возможность поглощения или полезность.

Ярроу, 1973 предположил, что существует компромисс между полезностью менеджера, измеряемой с помощью любой переменной, и вероятностью избежать вмешательства акционеров с утратой руководящего положения – с другой. Чем больше свобода действий менеджера в преследовании поставленной цели, тем меньше вероятность выживания. То есть даже в условиях контроля необходимо придерживаться уровня ограничения, поставленного эмпирически (близко к максимуму, но снижается по мере снижения показателя полезности). Теория Ярроу имеет преимущество в том, что опирается на свободный перечень переменных полезности, а это означает свободу действий менеджеров и допускает отклонение от поведения, максимизирующего прибыль.

Уильямсон, 1967, конструирует такие цели предприятия, которые находятся вне целей менеджеров:

- Жалование и денежные вознаграждения

- Число подчиненных менеджера и их квалификация

- Контроль над инвестициями

- Привилегии (авто, офисы, услуги), превосходящие необходимый для работы уровень (вариант управленческой слабины)

Если представить ступенчатое распределение прибыли в порядке убывания, то каждой ступени соответствуют свои цели и направления распределения (табл.2.1).

Цели и направления распределения прибыли

Размер прибыли Позволяет осуществлять
Прибыль максимальная Избыточные расходы на персонал
Прибыль реальная Управленческая слабина
Прибыль объявленная - Произвольные инвестиции - Налоги
Прибыль минимальная - Нормальные инвестиции - Дивиденды

Так прирост прибыли явно стимулирует «непроизводительные расходы» предприятия, формируя его имидж и положение на рынке.

Важно помнить, что любая модель имеет ряд существенных ограничений, поэтому применение моделей на практике затруднено:

- При неполной конкретизации ограничения;

- При выборе длительных промежутков времени;

- При работе с истинными корпорациями, а не квазифирмами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: