Социальная мысль эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения стала переломным этапом в развитии социальной мысли. Рушилось безраздель­ное господство теологии. В этот период происходит созда­ние современного национального государства, основан­ного на новых принципах:

- разделения религиозной и гражданской жизни,

- секуляризма общественной и поли­тической деятельности и

- выделение ее в само­стоятельную сферу.

Социальная и политическая теория переходят на позиции рационализма и становятся относительно самостоятельными.

Первым совершает этот переход Н.Макиавелли (1469-1527),

Макиавелли считается создателем современной политической науки. В работах «Государь», «Размышления о первой декаде Тита Ли­вия» Н.Макиавелли излагает своё рациональное понимание проблем общественной и политической жизни.

Власть во всех ее проявлениях является сердцевиной политики и всей общественной проблематики.

 

Н. Макиавелли изучал политику как социальную ре­альность. Он прослужил 14 лет секретарем Флорентий­ской республики и знал политику не понас­лышке.

Он справедливо полагал, что политическая и социальная наука должна сделать предметом исследования поведение по­литических лидеров, техникуих властвования, взаимо­действие лидера и масс.

Государь» Н.Макиавел­ли был сборником наставлений для правителей, обобщением как опыта государств античного мира, так и политической практики, которую Н.Макиавелли на­блюдал непосредственно.

 

Основная мысль: Государство, по Макиавелли, означает политическое состояние обще­ства, оно — результат естественного развития, а не результат Божественного творения.

Н.Ма­киавелли сформулировал концепцию циклического раз­вития государственных форм, в основе которой лежит идея кругооборота. Шесть форм государства, три из ко­торых «дурны во всех отношениях» (тирания, олигар­хия, охлократия), сменяются монархией, аристократией, демократией, которые «хороши сами по себе».

Политика, считал Н.Макиавелли, — особая сфера че­ловеческой деятельности. Она имеет свои закономер­ности, которые должны быть изучены, а не выведены из Священного Писания. В политике единственным кри­терием оценки правителя является укрепление власти, расширение границ государства. Поэтому дела прави­телей, политических деятелей не должны оцениваться с точки зрения морали, ибо к достижению поставленной цели должно идти, используя все средства. Выбор цели зависит от обстоятельств, а средства следует соотносить с обстоятельствами и результатом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: