Аристотель о государстве и общественной жизни

Примеры.

  Благородный муж думает о девяти вещах: о том, чтобы видеть ясно; о том, чтобы слышать четко; о том, чтобы его лицо было приветливым; о том, чтобы его поступки были почтительными; о том, чтобы его речь была искренней; о том, чтобы его действия были осторожными; о необходимости помнить о последствиях своего гнева; о необходимости помнить о справедливости, когда есть возможность извлечь пользу.

 

Соотношение между правителем и народом таково:

император - всадник,

чиновники и законы - <узда> и <вожжи>,

народ - лошадь.

Чтобы хорошо управлять лошадьми, нужно правильно их взнуздывать, нужно ровно держать вожжи и стимул, следует соразмерять силы лошадей и наблюдать за согласным бегом последних; при этих условиях правителю можно не издавать ни одного звука, вовсе не хлопать вожжами и не подстрекать стимулом - лошади сами собой побегут.

 

Обществознание в эпоху Античности

Становление философской теоретической мысли об обществе появилось тогда, когда возникло самосознание культуры – т.е. в Античную эпоху.

УЧЕНИЕ ПЛАТОНА ОБ ОБЩЕСТВЕ И ГОСУДАРСТВЕ

В мировоззрении Платона важное место принадлежит его взглядам на общество и государство. Платон менее всего похож на аполитического мыслителя, равнодушного к явлениям общественной жизни и политическим учреждениям. Его чрезвычайно занимал вопрос о том, каким должно быть совершенное общество и каким воспитанием люди должны быть подготовлены к устройству и сохранению такого общества.

Платон был идеалистом. Но он не был праздным мечтателем, думал не о звездных мирах, а о земле, не о призраках, а о человеке. И прежде всего Платон думал о том, что человек должен быть гражданином государства...» (А. Лосев).

Не удивительно поэтому, что вопросам общественно-политическим Платон посвятил два наиболее обстоятельных своих произведения: написанный в большей своей части в эпоху зрелости, долго разрабатывавшийся трактат «Государство (Politeia)» и произведение глубокой старости «Законы».

Исходная мысль Платона - о естественном неравенстве людей.

Платон разделяет души людей на три категории в зависимости от того, какое начало у них преобладает: ум, страсть (воля) или чувственные желания.

Владельцы души умной – это «мудрецы», философы. Они стремятся к благу государства в силу природы их души и потому главная их функция – руководить государством.

Души, в каких преобладает страсть и воля, принадлежат стражникам и воинам. Естественная функция этих людей заключается в том, чтобы охранять государство, потому что для них характерная воля, сила, мужество.

Третий тип души – стремится к материальным, чувственным наслаждениям. Люди, которые владеют этими душами, – крестьяне, торговцы, ремесленники. Их поведение, считает Платон, стоит регулировать и ограничивать с целью сохранение благоразумности в обществе.

По его убеждению, в государстве должны быть представлены три социальных группы. Такое государство будет крепким: поскольку каждый в нем станет заниматься своим делом, не мешая другим. Существующее социальное неравенство было создано когда-то богами, что якобы одним людям прибавили больше золото, вторым – серебра, а третьим достались медь и железо.

В идеальном государстве должно быть хорошо поставлено и воспитание людей. Оно должно включать в себе гимнастику, искусство и поэзию, математику. Претенденты же на государственную службу должны уже с детства изучать философию и таким способом приобщаться к мудрости.

Исследуя формы государства, Платон негативно относился к демократии. Он думал, что она обнаруживает собой «безумие большинства», власть «густой толпы» и волю в «неразбавленном» виде. В силу этих причин демократия всегда перерождается в тиранию и новое рабство. По убеждению мыслителя, идеальным типом государства может быть, быстрее всего, аристократическая республика. Там будут править лучшие, наиболее способные к этому.

Аристотель о государстве и общественной жизни

 

Аристотель: человек есть общественное животное, наделенное разумом.

 

Аристотель, как и Платон, считал государство не просто средством обеспечения безопасности индивидов и регулирования общественной жизни с помощью законов.

В годы своего пребывания в Ликее Аристотель много внимания уделял вопросам государственного устройства. Под его руководством были выполнены многие коллективные труды, в том числе дано описание 158 государ­ственных устройств. Аристотель имел значительный конкретный мате­риал для своих обобщений политического характера.

Все формы государственного устройства, считал он, подразделяются по количеству правящих (по имущественному признаку) и по цели (моральной зна­чимости) правления.

В соответствии с первым признаком имеются:

1) «правильные» формы правления монархия, аристократия и полития (республика)

2) «непра­вильные» формы правления -  тирания, олигархия и демократия.

 По второму признаку Аристотель выделяет в качестве «пра­вильных» такие государства, при которых власть имущие имеют в виду общую пользу, и «неправильные», где имеется в виду только собствен­ная польза.

 

Аристотель разработал концепцию «лучшего государства». Таким он считал «справедливое государство».

Высшая цель государства, согласно Аристотелю, состоит в достижении добродетельной жизни. Добродетель - условие и гарантия счастья. Не случайно греческий философ определял человека как общественное животное, наделенное разумом. Человек самой своей природой предназначен к жизни сообща; только в общежитии люди могут формироваться, воспитываться как нравственные существа.

Такое воспитание, однако, может осуществляться лишь в справедливом государстве.

Признаки государственной справедливости:

- Достижение материального достатка  (когда в обществе нет ни бедных, ни слишком богатых людей);

- Вознаграждение добродетелей. Справедливость венчает все добродетели, к которым Аристотель относил также благоразумие, великодушие, самоограничение, храбрость, щедрость, правдивость, благожелательность.

 

Предпосылка политических концепций античных философов - признание законности и необходимости рабовладения. И у Платона, и у Аристотеля речь идет о государстве свободных: рабы не считаются гражданами государства.

В социальной философии античности отстаивается социальное неравенство. Люди от природы неравны, считает Аристотель: те, кто не в состоянии сам отвечать за свои поступки, не способен стать господином самого себя, не может воспитать в себе умеренность, самоограничение, справедливость и другие добродетели, тот раб по природе и может осуществлять лишь волю другого.

Вывод. Античная философия развивала социальные идеи на основе представлений о человеке как общественном существе. При этом отстаивала приоритет общего порядка и общего блага над личным, государства – над человеком.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: