Представление об обществе в эпоху средневековья

Философия средневековья – религиозная философия. Основными темами в ней были:

1) Бог и его творение, доказательство бытия бога;

2) Человек как образ и подобие Бога

3) Учение о свободе воли человека

4) Разработка вопросов христианской догматики и др.

Мыслители средневековья проявляли большой интерес также к проблеме истории и общественной жизни. В раннем средневековье наиболее значимо учение Августина.

Августин считал, что человек создан Богом как социальное существо и должен объединяться с другими людьми.

Августин жил в условиях кризиса Римского государства. Поэтому он стремился создать концепцию христианского государства. Опираясь на античную философию, он утверждал, что задача государства - забота о благе народа, т. е. об общем благе.

Народ он понимал как «большое разумное множество, сплоченное полным единством своих идеалов». Обязанность народа и правителей - всячески укреплять возвышенные идеалы.

Цель государства - забота о мире и обеспечении безопасности граждан, поддержание в обществе порядка и гармонии. Достичь этого можно, опираясь на справедливый закон, без которого невозможно политическое устройство. Государство без закона - ненастоящее государство.

Августин различает два вида государства - земное государство, основанное на эгоизме и гордыне, и государство небесное, основанное на принципах справедливости и любви. Противоречие между «градом земным» и «градом небесным» лежит в основе религиозно осмысленной Августином человеческой истории.

Мир в государстве - большая ценность. Однако Августин признавал возможность справедливой войны: народ, подвергшийся нападению, имеет право защищаться.

Государство должно обеспечить гражданам порядок и безопасность. Государство поддерживает закон, охраняет собственность граждан, карает нарушителей. Все это невозможно без судов. Подчеркивая необходимость судов, Августин отмечает, что их деятельность должна быть проникнута гуманностью.

Важной проблемойдля Августина было отношение между государством и Церковью. Церковь должна признавать специфические цели государства и не нарушать общественного спокойствия, не противоречить законам государства (если эти законы не противоречат божественным заповедям).

Государство должно признавать авторитет Церкви в духовной сфере и, исходя из превосходства духовных целей над мирскими, темными целями, подчиняться духовному авторитету Церкви.

Однако вопрос о соотношении полномочий Церкви и государства в эпоху Средневековья вышел далеко за пределы чистой теории. Соперничество светской и духовной власти пронизывает всю историю Средневековья.

В позднем средневековье выделяется социально-политическое учение Фомы Аквинского. Основные положения он заимствует у Аристотеля.

В трактате «О властвовании князей» Фома Аквинский обосновывает необходимость государства аристотелевским учением о человеке как политическом (общественном) существе и об общественном благе как высшем по отношению к благу отдельной личности.

Фома Аквинский считал государство проявлением божественного порядка. Именно поэтому государство должно содействовать общественному благу, заботиться о сохранении мира и справедливости в обществе, организации добропорядочного образа жизни граждан.

Правильным он считал социальное неравенство, которое идет от установленного Богом порядка: одни трудятся физически, другие – умственно и духовно, третьи – управляют обществом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: