Начиная с XVI века в Европе, исподволь назревают глубокие социально-экономические и политические перемены. Феодализм, несмотря на блеск и роскошь королевских, императорских дворов, клонится к упадку, а в его недрах появляются ростки нового общественного устройства, носители которого, прежде чем взять в руки ломы и топоры для разрушения феодальных твердынь, нуждаются в идейном обосновании построения общества, основанного на принципах рационализма, свободы и гражданского равенства. Для этого требовалось доказать неразумность существующих феодальных политических порядков, обосновать право народа на их ликвидацию. Политическая и социальная наука в этот период все больше приобретает практический характер, ориентируясь на решение назревших социально-политических проблем.
Одной из фундаментальных проблем политических идей Нового времени становится проблема государства.
Важнейшая социальная теория, созданная в эпоху Просвещения – то Теория Общественного договора. Это концепция происхождения государствав результате общественного договора. Она разрабатывается английскими мыслителями Т.Гоббсом (1588-1679) и Дж. Локком (16,32-1704), позднее Ж.-Ж.Руссо (1712-1778).
|
|
Суть концепции сводится к утверждению о том, что человечество в своем развитии проходит два этапа — естественное (дообщественное) состояние и государственно-организованное (гражданское) существование. В естественном состоянии независимый самостоятельный индивид является частью природы, находится в состоянии «войны всех против всех». Эгоизм, жестокость, страх, стремление уничтожить другого, чтобы очистить место для себя — «естественное положение рода человеческого».
Выход из этого антагонизма, вытекающего из естественных прав (то есть свободы делать все для самосохранения), состоит в переходе от естественного состояния к общественному или государственному. Он совершается по взаимному согласию, по договору. Так возникает государство, которое ограничивает свободу каждого, создает условия для цивилизованного совместного проживания всех.
Гоббс, Локк и Руссо по разному рассматривают сущность и назначение государства как продукт общественного договора.
Гоббс понимает государство как грозного стража общественного порядка. Согласно общественному договору люди вручают свои права, судьбу и власть государству, которое в обмен на это призвано гарантировать порядок в обществе. Государство Т.Гоббс уподобляет библейскому чудовищу — Левиафану. Подданные является рабами всемогущего государства, только так можно обеспечить общественное согласие.
|
|
Несколько иначе идею общественного договора трактовал Дж.Локк. Локк - родоначальник идеологии либерализма, главной ценностью которой является свобода личности. Для Локка естественное состояние – это прежде всего естественные права человека, которые нуждаются в защите. Это:
- Право на жизнь;
- Право на свободу
- Право на собственность
Поэтому главная функция государства, по Локку, состоит в защите естественных и неотчуждаемых прав человека.
Для того, чтобы государство не вышло за рамки своих полномочий, чтобы оно не посягало на права и свободы личности, Дж.Локк выдвигает идею разделения властей на законодательную и исполнительную, отводя при этом приоритет законодательной власти. Политический и социальный идеал Дж. Локка — ограниченная монархия.
Для Ж.-Ж.Руссо общественный договор — способ интеграции общей воли. В его трактовке основная задача общественного договора — достичь справедливого и удовлетворительного для каждого существования. Если государство, рассуждает философ, возникло в результате договора, то за народом остается право расторгнуть невыгодный договор и создать такую форму ассоциации, которая соответствовала бы его интересам. Естественным способом выражения воли гражданина Ж.-Ж.Руссо считал прямую демократию.
Теория разделения властей, первоначально предложенная Дж.Локком, была развита французским философом Шарлем Луи Монтескье (1689-1755). Власть, утверждает мыслитель, должна иметь свой предели не угрожать правам и свободам граждан, и достигнуто это может быть при условии разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Сосредоточение всей полноты власти в руках одного лица, учреждения иди сословия неминуемо ведет к злоупотреблениям и произволу. Более того, считает Ш.Монтескье, власти должны обладать специальными полномочиями, чтобы они сами ограничивали и сдерживали друг друга. Нужен такой порядок, указывал он, при котором «одна власть останавливает другую».
Триада Монтескье и Локка (законодательная, исполнительная, судебная власти) стала классической формулой будущего конституционализма.
Социальная мысль немецкой классической философии. Иммануил Кант.