Вертикальная интеграция и вертикальные ограничения

Вертикально интегрированная фирма – фирма, включающая более одной стадии производства конечной продукции.

Вертикальные ограничения – контракты, которые заключает неинтегрированная фирма со своими поставщиками и покупателями, в которых помимо цен оговариваются вопросы особых условий поставки, особых условий реализации произведенной продукции, нормативов запасов, минимальной или максимальной цены перепродажи и т.д.

2 типа вертикальной интеграции:

- интеграция «вперед» (интеграция продукта) – включает в себя процесс приобретения фирмой предприятий, относящихся к последующим стадиям реализации продукции;

- интеграция «назад» (интеграция ресурса) – состоит из приобретения фирмой предприятий-поставщиков ресурсов.

Стимулы к вертикальной интеграции:

- Возможность снижения трансакционных издержек.

- Стремление фирм к увеличению прибыли за счет решения проблемы «двойной надбавки». В результате вертикальной интеграции фирм происходит снижение затрат производителя конечной продукции на промежуточный продукт, рост объема рыночных продаж и уменьшение цены конечного продукта. Результат – прибыль выше, чем суммарная прибыль производителей конечной и промежуточной продукции.

- Стремление компаний уменьшить давление государственного регулирования. Вертикальная интеграция позволяет манипулировать объемом полученной прибыли (для снижения налоговых отчислений, например), перераспределяя ее между подразделениями фирмы.

- Использование эффективной системы ценовой дискриминации. Путем назначения цен для разных покупателей товара, производитель получает возможность расширять объемы продаж и повышать объемы получаемой прибыли.

- Диверсификация производства. Способствует снижению риска деятельности, что особенно актуально при расширении производства.

- Стремление к снижению потерь от монопольной власти. Существует возможность для объединения независимых производителей.

- Возможность решить проблему морального ущерба производителя. При увеличении спроса на конечную продукцию будет происходить автоматическое увеличение спроса на промежуточную продукцию производителя со стороны торговца и, соответственно, увеличение прибыли обоих.

Виды вертикальной интеграции и вертикальных контрактов.

- Линейное ценообразование. Ситуация, когда фирма-монополист сама назначает цену перепродажи, а выбор объема закупок промежуточной продукции остается за фирмой-клиентом.

- Нелинейное ценообразование в виде двухчастного тарифа. В данной ситуации первая фирма в вертикальной цепочке предоставляет второй исключительные права на свою продукцию в обмен на францизу – постоянный размер «выкупа» за доступ к рынку, к которому прибавляется цена единицы промежуточного товара.

- Контроль уровня розничных цен. Фирма-монополист может устанавливать так называемую рекомендуемую цену для торговцев. Это может быть как максимальная, так и минимальная цена перепродажи. Контроль уровня розничных цен позволяет оказывать влияние на конечный спрос и на прибыль производителя.

- Нормирование объема сбыта. В данном случае фирма-производитель указывает розничному торговцу минимальные или максимальные объемы сбыта, при которых вертикальный контракт остается в силе. Если эти условия не выполняются, контракт расторгается.

- Право исключительной территории. Может предоставляться нескольким розничным торговцам для того, чтобы устранить излишнюю конкуренцию между ними. Под исключительной территорией подразумевается пространственная дифференциация рынка и сегментация по покупателям.

- Исключительные контракты или связывание. Исключительные контракты предусматривают продажу товара только одному покупателю или покупку товара только у данного продавца. Связывание используется для устранения эффекта замещения промежуточных товаров между монопольными и немонопольными поставщиками.

- Ограничение числа торговцев. Для устранения излишней конкуренции и возможности ценовой войны, а также устранения излишней дифференциации товара применяется принудительное ограничение числа торговцев на рынке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: