Вопрос. модель отраслевого рынка с доминирующей фирмой

Модель доминирующей фирмы Форхаймера основана на анализе рыночной структуры, в которой имеется одна достаточно крупная (доминирующая) фирма, обладающая стратегическими преимуществами над конкурентами. Цены, устанавливаемые доминирующей фирмой, являются ориентирами для всех остальных (конкурентных) фирм при выборе объемов производства, по этой причине данную модель также называют моделью ценового лидерства. В качестве стратегических преимуществ доминирующей фирмы могут выступать: - преимущество в издержках производства: использование более эффективных технологий, реализация эффекта масштаба за счет больших объемов производства; - лучшее качество и потребительские свойства продукции; - влияние на рынок через действие картельных соглашений. В модели Форхаймера действуют следующие основные предпосылки: 1) доминирующая фирма обладает полной инф-цией о рыночном спросе; 2) доминирующая фирма обладает полной информацией о функции совокупного предложения фирм-конкурентов; 3) доминирующая фирма имеет преимущество в издержках; 4) фирмы-конкуренты определяют объемы производства исходя из цены, установленной доминирующей фирмой, предполагая ее неизменной. Следовательно, фирмы-конкуренты действуют как фирмы на совершенно конкурентном рынке и производят такой объем продукции, при котором их предельные издержки равняются цене, установленной доминирующей фирмой

 

Вопрос 7

Модель Картеля. Условия стабильности Картеля.

Фирмы - участники рынка могут снижать остроту конкуренции, заключая тайные или явные картельные соглашения. Картелю свойственно:1. объединение нескольких (или всех) продавцов данного товара для проведения единой сбытовой политики; 2. назначение единой цены всеми продавцами и/или согласованное её изменение на протяжении достаточно длительного периода; 3. финансовая и производственная самостоятельность участников; 4.регулирование квот выпуска. На картельном рынке устанавливается, как правило, цена, близкая к монопольной. Это дает возможность картелю получать положительную прибыль. Распределение прибыли происходит внутри картеля в соответствии с его принципами: по вкладу участников или каким-либо другим способом. При этом всегда остается возможность подрыва картельного соглашения какой-нибудь фирмой, которая желает получить дополнительную прибыль за счёт расширения своего сбыта в ущерб картельным продажам. Поэтому говорить о стабильной монопольной прибыли всех участников в долгосрочном периоде не приходится.

К факторам, облегчающим сохранение картельного соглашения и поддержания дисциплины в картеле, относятся следующие: 1. Величина монопольной прибыли; 2. Число фирм на рынке; 3.Величина издержек по организации картеля. Издержки по организации картеля включают в себя, прежде всего, затраты по ведению переговоров между предполагаемыми участниками. Чем ниже эти трансакционные издержки, тем выше стабильность картеля; 4. Тип выпускаемого продукта. Чем больше товарного разнообразия в отрасли (чем выше степень дифференциации продукта), тем труднее фирмам договориться о поддержании одного уровня цен на рынке;5. Концентрация производителей.(Если несколько крупных фирм определяют основной объём выпуска отрасли, эти фирмы могут легко договориться между собой, не привлекая к ведению переговоров другие (мелкие) фирмы.).

Вопрос 8

Естественная монополия – состояние рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее отсутствия конкуренции в силу технологических особенностей производства. Экономия обуславливается эффектом масштаба (эффективное мало затратное производство может быть достигнуто за счет крупного размера предприятия). У е.м. долгосрочные средние издержки минимальны, т.к. продавец один.

В РФ к е.м. относятся:

1) транспортировка нефти, газа

2) ж/д перевозки

3) передача электроэнергии

4) транспортные терминалы, порты, аэропорты

5) электросвязь и почта, передача тепла и энергии, внутренние водные пути.

Признаки е.м.:

1) низкая эластичность спроса – спрос не зависит от изменения цены, нет товаров заменителей

2) высокие границы входа на рынок (эффективность деятельности – экономия от масштаба и высокие постоянные издержки)

3) сетевой характер рынка.

Плюсы е.м.:

1) снижаются издержки на производство

2) мобилизация финансовых ресурсов

3) единый стандарт на продукцию

4) использование новых технологий.

Минусы е.м.:

1) блокировка технического прогресса

2) снижается качество продукции

3) издержки перекладываются на потребителя.

Цены е.м.: любая монополия должна быть устойчивой, а это значит цена обеспечивает безубыточность и не привлекает других конкурентов.

Цены е.м.

Цены, которые максимизируют общее благосостояние называются наилучшими ценами (наилучшее решение), тогда Р=МС. В случае с е.м. это равенство не достигается, потому что Р=АС. Монополист захотел, чтобы Р=МR, поэтому Р=АС – второе наилучшее решение (цена Рамсея) – это и есть гос. регулирование. В первом случае, когда Р=МС, достигает максимума общ. благосостояния Р0РО, но здесь е.м. несет убытки. Точка М – стратегия нерегулир. монополиста, задача получать больше прибыли, общ. благосостояние РРмМ, остальное захватывает монополист. Чтобы удовлетворить государство, производителя, потребителя, существует цена Рамсея, где Р=АС, монополия не безубыточная, но и не получает прибыль.

Вопрос 9 Ценовая дискриминация

Дискриминация цен - установление разных цен на разные единицы одного и того же товара.

Цель: захватить фирмой продавцом потребительский излишек (разница между рыночной ценой и ценой, которую покупатель мог бы заплатить)

Цель ценовой дискриминации:

1) фирма получает двойную выгоду

2) увеличивает объем продаж

3) перераспределяет доходы в ущерб потребителю.

Ценовая дискриминация используется:

1) если продавец обладает властью на рынке

2) если рынок можно сегментировать по группам покупателей

3) если есть возможность исключать посредников

Цены могут различаться в зависимости от: качества товара, объема покупки, дохода покупателя, времени покупки.

3 вида ценовой дискриминации:

1. ЦД 1 степени – каждая единица товара продается фирмой по цене спроса, т.е. максимальной возможной цене, которой готовы заплатить покупатели

По цене Р1 он продает количество Q1, Q2 он продаст по цене Р2 и тд. (бывает на рынке услуг, встречается редко).

2. ЦД 2 степени – назначаются разные цены, в зависимости от объема покупки.

Если он продает количество товара Q1 по цене Р1, то прибыль ОР1АQ1, Q2 по цене Р2, то прибыль ОР2ВQ2, Q3 по цене Р3, то прибыль ОР3СQ3. Общая площадь прибыль продавца составляет ОР1АКВLСQ3.

3. ЦД 3 степени - основана на сегментировании покупателей по группам, т.е. для каждого из которых продавец назначает цену. Н-р, авиабилеты, скидки пенсионерам.

Вопрос 10


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: