Методические рекомендации для обучающихся по подготовке к учебным занятиям в интерактивной форме

Интерактивные формы обучения рассматриваются как способ познания, осуществляемый в виде совместной деятельности обучающихся. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

При изучении дисциплины «Теория доказательств» проводятся следующие виды интерактивных форм обучения: презентация, тренинг, деловая игра, кейс-метод.

При подготовке обучающихся к презентации необходимо помнить, что презентация - эффективный способ донесения информации, наглядно представить содержание, выделить и проиллюстрировать сообщение и его содержательные функции. Презентация (от английского слова - представление) – это набор цветных картинок-слайдов на определенную тему, который хранится в файле специального формата с расширением РРT. Термин «презентация» (иногда говорят «слайд-фильм») связывают, прежде всего, с информационными и рекламными функциями картинок, которые рассчитаны на определенную категорию зрителей (пользователей).

К основным правилам создания презентаций по дисциплине «Теория доказательств» относятся следующие положения:

1. Прежде чем приступить к созданию презентации, следует четко представлять (понимать), что вы собираетесь донести до аудитории, что вы собираетесь ей (аудитории) рассказать. Поэтому необходимо просмотреть как можно больше литературы по данной теме, составить список материалов и иллюстраций, которые вам необходимы. Определить, какие материалы и иллюстрации необходимо отсканировать, найти в Интернете или, наконец, нарисовать самим.

2. В презентации не должно быть ничего лишнего. Каждый слайд должен представлять собой звено, логически связанное с темой повествования, и работать на общую идею презентации.

3. Не перегружайте слайды лишними деталями (не увлекайтесь анимацией). Анимацию следует использовать только с целью привлечения внимания к основным, ключевым моментам слайда. Не забывайте, что звуковые и визуальные эффекты не должны отвлекать внимание от основной (важной) информации.

Одним из методов проведения семинарских занятий по дисциплине «Теория доказательств» является кейс-метод. При подготовке обучающихся к КЕЙС-МЕТОДУ необходимо помнить, что метод кейсов (англ. Case method, кейс-метод, кейс-стади, метод конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа) — техника обучения, использующая описание реальных социальных ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.

Перед началом занятия преподаватель оценивает знания обучающихся по заданной на дом теме, определяя уровень готовности. В случае необходимости преподаватель еще раз разъясняет необходимые термины и определения по данной теме. Затем студентам выдается набор материалов, который раскрывает структуру и содержание кейса: подробное описание ситуации; формулировка проблемы и заданий; учебно-методическое обеспечение (наглядный, информационный материал, который может помочь решить проблему); временные характеристики (режим работы: продолжительность каждого этапа), которые зависят от сложности поставленной проблемы, количества малых групп, временного пространства занятий; система и критерии оценки каждого этапа работы; дополнительные факторы, которые зависят от особенностей дисциплины, при изучении которой используется кейс-метод; список литературы для обучающихся.

Кейс-метод проходит в несколько этапов:

1. Подготовительный – создание учебно-методического обеспечения для работы кейс-методом по теме (как преподавателя, так и обучающихся);

2. Представление кейса преподавателем.

3. Самостоятельная индивидуальная работа студента с кейсом: а) индивидуальное изучение кейса каждым членом группы; б) разработка вариантов индивидуальных решений.

4. Работа малыми группами: а) обсуждение вариантов индивидуальных решений; б) анализ, систематизация имеющейся информации; в) выработка логики коллективного решения; г) обсуждение группового проекта, решения; д) создание готового к презентации проекта; е) подготовка к дискуссии.

5. Дискуссия, ее этапы: сообщение от каждой группы; вопросы каждой группе.

6. Самооценка работы в каждой группе.

Роль преподавателя при использовании кейс-методов существенно отличается от традиционной. Преподаватель как бы передает свои полномочия обучающимся, его руководящая роль сводится к минимуму. Преподаватель не должен предлагать свои варианты решения и оценивать правильность действий студентов в ходе работы над кейсом. Вмешательство преподавателя в работу обучающихся должно быть резко ограничено, оно сводится лишь к регулирующей функции.

Преподаватель должен знать, как работают подгруппы, и с этой целью следует подходить к подгруппам, слушать ход обсуждения, иногда воодушевлять обучающихся, но ни в коем случае не делать никаких комментариев относительно правильности решения. Преподаватель должен занимать нейтральную позицию. Это весьма непросто, так как не соответствует сложившемуся стереотипу поведения, но это необходимо.

В отведенный период времени каждая подгруппа должна подготовиться к общему обсуждению, т.е. к концептуальному представлению своего варианта решения задачи.

Далее выбирается подгруппа, которая сообщает результаты своей работы. Лучше, если решение будет представлено на доске. После этого остальные подгруппы высказывают свою, обязательно аргументированную, точку зрения относительно предлагаемого решения и вносят соответствующие предложения.

Во время общего обсуждения роль преподавателя должна оставаться скрытой, незаметной. Преподаватель выполняет здесь лишь две функции: регулирующую и корректирующую, то есть, если обсуждение происходит неинтересно, нужно уметь направить его в нужное русло, в случае необходимости – уметь снять напряжение в группе и т.д.

И лишь после общего обсуждения преподаватель возвращается к традиционной роли и подводит итоги занятия.

Для этого сначала следует вернуться к теоретическому материалу и напомнить его обучающимся, т.е. нужно указать название темы или раздела, которые были закреплены с помощью данного кейса. Далее, если кейс построен на реальных фактах, следует сказать, что было предпринято в реальной ситуации, указав при этом, что решения, принимаемые в практической ситуации, не всегда бывают наиболее оптимальными.

В решениях, представленных обучающими, необходимо отметить сильные и слабые стороны. Причем по кейсу может быть принято несколько решений, если они обоснованы.

Подготовка к деловой игре:

Подготовка к деловой игре предполагает изучение обучающимся архивных материалов из фонда кафедры уголовного процесса (постановлений, протоколов следственных действий, приговоров и определений и т.д.).

При подготовке к деловой игре в рамках изучения раздела «Судебное производство» обучающимся необходимо проанализировать материалы, размещенные в Государственной автоматизированной системе «Правосудие» по делам, аналогичным избранной фабуле.

Готовясь к практическому занятию в форме деловой игры, обучающийся должен проанализировать процессуальный статус участника, роль которого была предложена ему для участия в деловой игре: изучение норм УПК РФ, регулирующих статус данного участника, ведомственных нормативных актов, кодексов этики и т.д.

При подготовке к выполнению роли в деловой игре обучающийся должен широко применять теоретические знания, которые были получены при изучении курсов «Уголовного процесса», «Уголовного права», «Криминалистики».

Для решения задач, которые ставятся перед участником деловой игры возможны консультации обучающихся с сотрудниками правоприменительных и правоохранительных органов как через преподавателя, так и самостоятельно.

При подготовке к деловой игре по соответствующей теме дисциплины обучающиеся должны изучить и использовать литературу из основного и дополнительного списка УМК.

Обучающийся при подготовке к практическому занятию должен тщательно изучить структуру деловой игры, при проведении конкретных следственных действий следует учесть необходимость применения дополнительных материалов: измерительные инструменты (линейки, рулетки), технические средства фиксации (фотоаппарат, цифровая видеокамера) и т.д., которые обучающиеся приносят на занятие.

Обучающийся должен вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача данного метода - научить ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, к приказу. Для метода деловой игры составляется сценарий, где описывается конкретная ситуация, функции и обязанности конкретных лиц, их задачи.

При подготовке к занятию с применением метода деловой игры обучающийся должен повторить ранее пройденный материал по дисциплине «Уголовный процесс», делая акцент на процессуальной форме производства различных процессуальных действий. В начале занятия он должен внимательно прочитать сценарий занятия, определить свои задачи и выбрать линию поведения, исходя из сценарного описания.

 Дискуссия  как интерактивный метод обучения означает исследование или разбор. Учебной дискуссией называется целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группе.

Эффективность использования учебной дискуссии как метода обучения определяется целым рядом факторов: актуальность выбранной проблемы; сопоставление различных позиций участников дискуссии; информированность, компетентность и научная корректность дискутантов; владение учителем методикой дискуссионной процедуры; соблюдение правил и регламента и др.

Каждая дискуссия обычно проходит три стадии: ориентация, оценка и консолидация. Последовательное рассмотрение каждой стадии позволило выделить следующие их особенности. Стадия ориентации предполагает адаптацию участников дискуссии к самой проблеме, друг другу, что позволяет сформулировать проблему, цели дискуссии; установить правила, регламент дискуссии. В стадию оценки происходит выступление участников дискуссии, их ответы на возникающие вопросы, сбор максимального объема идей, предложений, пресечение учителем личных амбиций отклонений от темы дискуссии. Стадия консолидации заключается в анализе результатов дискуссии, согласовании мнений и позиций, совместном формулировании решений и их принятии.

При подготовке к дискуссии обучающийся должен обратить внимание на вопросы, вынесенные на дискуссию, подобрать литературу, подтверждающую положения, которые он хочет отстаивать в ходе дискуссии, выработать стратегию отстаивания своей точки зрения.

Тренинг позволяет овладеть навыками выбора оптимального варианта решения, действия и т.п.

Проведение тренинга - практический способ оценить преимущества и недостатки различных вариантов.

При подготовке к занятию с использованием данной методики обучающийся должен внимательно ознакомиться с проблемой, выносимой на разрешение, попытаться выделить несколько вариантов ее решения, опираясь при этом на ранее изученный материал и дополнительную литературу, которую предоставляет преподаватель. На этапе предложения вариантов, и на этапе их оценки возможно использование методики «мозговой штурм». Далее обучающийся должен проанализировать варианты решений, выделяя плюсы и минусы в каждом варианте.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: