Методические рекомендации для обучающихся по подготовке к практическим (семинарским) занятиям

Семинарское занятие (семинар) (лат. seminarium - буквально: «рассадник») - одно из видов учебных занятий, для которого характерно: активность, самостоятельность, проверка своих способностей, вооружение знаниями необходимыми в практической деятельности. Это такой вид учебных занятий, на котором в результате предварительной работы преподавателя и обучающихся над содержанием рассматриваемых вопросов, в обстановке их непосредственного и активного общения и творческой дискуссии решаются задачи познавательного и воспитательного характера, формируется мировоззрение, прививаются навыки использования научной методологии в будущей профессиональной деятельности.

Основные цели семинарского занятия: углубленное изучение учебной дисциплины, закрепление и систематизация теоретических знаний, осуществление контроля за их усвоением. Цели достигаются в результате:

- рассмотрения сложных, трудных для усвоения вопросов, требующих повторения, детализации и доказательности;

- формирования у обучающихся умения давать ответы на поставленные вопросы, высказывать и отстаивать свою точку зрения, свои взгляды, мнения, убеждения;

- выработки единства взглядов по изучаемым вопросам;

- выявления, неусвоенного материала и устранения пробелов в знаниях обучающихся для подготовки их к изучению последующих учебных вопросов;

- пополнения знаний и обсуждения, вновь возникших вопросов, связанных с темой семинарского занятия;

- формирования методических навыков ведения дискуссии, публичного выступления;

- установления обратной связи с обучающимися и получения от них необходимой информации при подготовке и проведении последующих занятий.

Помимо прочего, курс «Теория доказательств» призван обеспечить усвоение обучающимися общих основ доказывания в уголовном судопроизводстве и, на этой основе –

Формирования отдельных навыков практической деятельности.

Цели семинарских занятий по дисциплине «Теория доказательств»:

·проверить, закрепить и углубить знания, полученные обучающимися на лекциях и в процессе самостоятельной работы;

·развить способность к творческому мышлению в ходе обсуждения вопросов на семинарских занятиях;

·приобрести умения использования полученных теоретических знаний в конкретных практических ситуациях, выработать навыки осуществления профессиональной деятельности.

· Углубить полученные знания, приобрести навыки практической работы в коллективе, в условиях психотравмирующей ситуации.

По итогам семинарских занятий по дисциплине «Теория доказательств» обучающиеся должны получить знания об основных категориях доказательственного права России, умения применять и использовать полученные в ходе обучения знания в своей профессиональной деятельности, навыки применения современных способов собирания и проверки доказательств при осуществлении профессиональной деятельности.

При подготовке к семинарским занятиям от обучающегося требуется владение различными видами изложения текста. По отношению к объему исходного текста изложение может быть подробным или сжатым, по отношению к содержанию исходного текста - полным или выборочным. При подготовке сжатого изложения содержания текста необходимо: прочитать текст, определить его тему и главную мысль, отметить изобразительно-выразительные средства; подумать, кому будет адресовано сжатое изложение, какова его цель; выделить в тексте все части; определить, какие части можно исключить, объединить, попытаться объяснить, почему; составить план сжатого изложения; в каждой части текста отметить главное; отметить то, что возможно объединить; подобрать обобщающие слова и предложения; изложить устно или письменно сжато каждую часть; подумать, как связать части между собой; пересказать подготовленный текст, постараться определить, все ли в нем будет понятно тому, кому оно адресовано.

При подготовке полного (подробного) пересказа текста необходимо: внимательно прочитать текст; выяснить значение непонятных слов; сформулировать тему и основную мысль текста; внимательно перечитать текст; выбрать то, что относится к теме, разделить текст на смысловые и композиционные части, желательно составить план, сделать необходимые выписки, закладки в книге; продумать, как лучше связать смысловые части изложения; какие слова, обороты, предложения для этого использовать; прочитать текст снова, разделяя смысловые и композиционные части его значительными паузами; написать или пересказать анализируемый текст.

В целом, в целях повышения продуктивности подготовки обучающихся к семинарским занятиям по дисциплине «Теория доказательств», можно предложить алгоритм, т.е. систему последовательных действий, выполняя которые можно постепенно грамотно и легко продвигаться к поставленной цели при подготовке к выступлению на семинаре:

1. Четко уяснить тему, цель работы, внимательно прочитать, продумать предложенный преподавателем план к изучаемой теме, осмыслить содержание каждого вопроса плана;

2. Внимательно изучить указанную основную и дополнительную литературу, затем найти ее в фонде библиотеки или в читальном зале;

3. После внимательного изучения указанной основной и дополнительной литературы, проработать конспект лекции, определить, какие вопросы получили детальное рассмотрение, а какие затронуты обзорно или вообще не нашли отражение в тексте лекции;

4. Просмотреть материал учебника, обратив особое внимание на изучение вопросов, которые составят предмет рассмотрения на семинаре; основные положения, раскрытые в учебнике, записать в свои рабочие тетради;

5. После просмотра материала учебника, обращения особого внимания на изучение вопросов, которые составят предмет рассмотрения на семинаре; основные положения, раскрытые в учебнике, записи в свои рабочие тетради, необходимо приступить к работе с текстом источника. По каждому вопросу подобрать фактический текстовой материал, иллюстрирующий определенные теоретические положения, взятые из текста лекции, учебника или самостоятельно выделенные обучающимся;

6. На основе осмысления материала всех изученных источников по теме продумать логику ответа по каждому вопросу плана, сделав соответствующие записи в рабочих тетрадях;

7. Записать вопросы, отметив отдельные места текста источника, которые вызвали затруднения, чтобы выяснить их на семинарском занятии.

 Таким образом в ходе практических занятий углубляются и закрепляются знания студентов по ряду рассмотренных на лекциях вопросов, развиваются навыки ведения публичной дискуссии, умения аргументировать и защищать выдвигаемые в них положения, а также их соотношение с юридической практикой.

По согласованию с преподавателем обучающийся может подготовить реферат, доклад или сообщение по теме занятия. В процессе подготовки к занятию студенты могут воспользоваться консультациями преподавателя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: