Разделы программы, их характеристика и пути реализации в учебном процессе

Программный материал по физическому воспитанию состоит из трех разделов: теоретического, практического, контрольного.

Содержание теоретического раздела направлено на обеспечение студентов системой специальных знаний по основам теории и методики физического воспитания, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, умения использовать их для физического и личностного самосовершенствования, для организации здорового стиля жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности [2].

Теоретический раздел программы реализуется в форме лекций, методико-практических занятий, бесед, информационных сообщений, обзоров периодической печати, диспутов, написания рефератов, консультаций преподавателя.

Лекционный курс рассчитан на изложение теоретических сведений, раскрывающих требования Государственного образовательного стандарта по дисциплине «Физическая культура». В обобщенном виде он включает в себя основные понятия и термины, ведущие научные идеи, основные закономерности теории, принципы, положения, раскрывающие сущность явлений в физической культуре, объективные связи между ними, тематическую информацию и научные факты, объясняющие и формирующие убеждения. Лекции должны постоянно обновляться и совершенствоваться с учетом новых фактов.

Важную роль в приобретении знаний, умений и навыков играют методико-практические занятия. Они направлены на формирование у студентов навыков организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, приобретение умений по использованию средств физической культуры.

Методические умения и навыки должны закрепляться на последующих практических занятиях.

Эффективной формой теоретической подготовки студентов являются беседы, информационные сообщения, диспуты, непосредственно проводимые во время практических занятий, в паузах отдыха после физических нагрузок в свободной и непринужденной обстановке. Коллектив кафедры должен разрабатывать, обобщать и систематизировать материалы для проведения таких бесед.

Практический раздел программы включает разнообразные средства физической культуры, направленные на обеспечение необходимой двигательной активности, достижение и поддержание оптимального уровня физической и функциональной подготовленности в период обучения студента, приобретение опыта совершенствования и коррекции индивидуального физического развития, освоение жизненно необходимых навыков, формирование устойчивого мотивационно-ценностного отношения к физкультурно-спортивной деятельности, овладение умениями по использованию средств физической культуры и спорта в целях физического совершенствования, формирования жизненных и профессионально значимых психофизических качеств и свойств личности, умений и навыков для обеспечения активного отдыха.

Обязательными средствами физического воспитания для студентов всех отделений являются бег, разнообразные прыжки, лыжные гонки, плавание, спортивные и подвижные игры и силовой направленности [5].

Материал для практических занятий с группами общей физической подготовки ориентирован на безопасные, общедоступные упражнения, которые могут быть использованы в условиях групповых или индивидуальных занятий в обстановке ограниченного помещения, на спортивной площадке, в парковой зоне и т.п.

Практический учебный материал для студентов специального отделения должен быть направлен на укрепление здоровья, закаливание организма, повышение уровня работоспособности студентов, устранение отклонений от нормы в состоянии здоровья, физическом развитии, функциональном состоянии организма, на совершенствование двигательных умений, навыков и качеств в доступных пределах с учетом показаний и противопоказаний для каждого студента. При его реализации необходим индивидуально-дифференцированный подход в зависимости от уровня функциональной и физической подготовленности, характера и выраженности структурных и функциональных нарушений в организме, вызванных временными или постоянными патологическими факторами.

Контрольный раздел программы определяет содержание зачетных требований. Обеспечивает информацию об умениях и двигательных навыках, о состоянии и динамике физической подготовленности каждого студента.

 Содержание программы реализуется в учебном процессе посредством документов планирования, во многом определяющих качество учебной работы, детально раскрывающих технологию использования программных средств подготовки на занятиях по физическому воспитанию в отделениях и группах.

Основными документами планирования учебного процесса по физическому воспитанию для каждого учебного отделения в Рязанском государственном радиотехническом университете являются годовой план-график учебного процесса, тематический план занятий, рабочие планы занятий по семестрам. Учебные планы разрабатываются ведущими преподавателями кафедры, обсуждаются на кафедре и утверждаются заведующим.

Преподаватель несет полную ответственность за адекватный характер предлагаемых студентам упражнений (сложность, интенсивность, объем, функциональная психическая нагрузка) и обеспечение необходимой техники безопасности при проведении учебных занятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: