Общую силу трения проверяют при полностью вывешенных передних колесах приложением усилия к рукояткам 5 динамометра. В правильно отрегулированном рулевом механизме рулевое колесо должно свободно поворачиваться от среднего положения для движения по прямой при усилии 8—16 Н.
Состояние шарниров рулевых тяг оценивается визуально при приложении усилия к рулевому колесу. Люфт в шарнирах будет проявляться взаимным относительным перемещением соединенных деталей.
Проверка усилителя, рулевого управления заключается в измерении давления в системе гидроусителя. Для этого в нагнетательную магистраль устанавливают манометр с краном. Замеры производят при работе двигателя на малых оборотах, поворачивая колеса в крайние положения.
Давление, развиваемое насосом, должно составлять не менее 6 МПа. Если давление меньше указанного, то закрывают кран, после чего оно должно подняться до 6,5 МПа. Если давление не поднимается, это свидетельствует о неисправности насоса, который подлежит ремонту.
|
|
Регулировочные работы по рулевому механизму заключаются в регулировке осевого зазора в подшипниках вала винта и в зацеплении.
Состояние рулевого механизма считается нормальным, если люфт рулевого колеса при движении по прямой не превышает 10°, При увеличении люфта проверяют зазор в подшипниках вала винта (червяка). При наличии большого зазора в подшипниках осевой люфт будет легко ощущаться.
Для устранения осевого люфта в подшипниках вала отворачивают болты, снимают нижнюю крышку картера рулевого механизма и удаляют одну регулировочную прокладку после чего собирают механизм и повторно проверяют осевой люфт. Операцию повторяют до тех пор, пока усилие на поворот руля не будет 3—6 Н.
Зацепление червяка с роликом регулируют без снятия рулевого механизма с автомобиля. Для чего отворачивают гайку со штифта вала червяка, снимают шайбу со штифта, специальным ключом поворачивают регулировочный винт на несколько вырезов в стопорной шайбе. При этом изменяется боковой зазор в зацеплении, что изменяет свободный ход рулевого колеса.
Люфт в сочленениях рулевого привода определяют, резко покачивая сошку руля при повороте рулевого колеса. При наличии люфта подтягивают резьбовую пробку.
Во время регулировки осевого люфта в сочленение добавляют смазку. При большом износе заменяют шаровой палец или всю тягу в сборе.
Ремонт механизмов управления производится в соответствии с системой ППР.
Основными дефектами деталей рулевого управления являются: износ червяка и ролика вала сошки, втулок, подшипников и мест их посадки; обломы и трещины на фланце крепления картера, износ отверстия в картере под втулку вала рулевой сошки и деталей шаровых соединений рулевых тяг; погнутость тяг и ослабление крепления рулевого колеса на валу.
|
|
Червяк рулевого колеса заменяют на новый при значительном износе рабочей поверхности или отслсоении закаленного слоя. Ролик вала бракуют при наличии на его поверхности трещин. Червяк и ролик заменяют одновременно.
Изношенные опорные шейки вала сошки восстанавливают хромированием с последующим шлифованием под ремонтный размер. Шейка вала может быть восстановлена шлифованием под ремонтный размер бронзовых втулок, устанавливаемых в картере.
Изношенные места посадки подшипника в картере рулевого механизма восстанавливают постановкой дополнительной детали — втулки. Отверстие в картере растачивается, в него запрессовывается втулка и дорабатывается под наружный размер подшипника.
Обломы и трещины на фланце крепления картера устраняют заваркой газовым пламенем. Изношенное отверстие в картере развертывается под ремонтный размер.
Быстрому износу подвергаются шаровые пальцы и вкладыши поперечной рулевой тяги. Наблюдается срыв резьбы на концах тяг, ослабление или поломка пружин и погнутость тяг.
Изношенные шаровые пальцы, а также пальцы, имеющие сколы и задиры, заменяют новыми. Одновременно устанавливают новые вкладыши шаровых пальцев. Слабые и сломанные пружины заменяют новыми. Погнутость тяг устраняется правкой в холодном состоянии.
Неисправностями гидравлических усилителей являются отсутствие усиления при любых частотах вращения коленчатого вала двигателя, недостаточное или неравномерное усиление при повороте в обе стороны.
Для устранения дефектов разбирают насос, сливают масло, детали тщательно промывают.
При разборке, ремонте и сборке насоса не должны обезличиваться крышка насоса, статор, ротор, лопасти насоса и перепускной клапан.
Последовательность разборки следующая: снимают крышку бачка и фильтра, бачок с корпуса насоса, удерживая предохранительный клапан от выпадения технологической чекой, затем снимают распределительный диск, статор, ротор в сборе с лопастями, отметив положение статора относительно распределительного диска и корпуса насоса.
Шкив, стопорное кольцо и вал насоса с передним подшипником снимают только при необходимости ремонта.
Детали промывают раствором, обмывают водой и обдувают сжатым воздухом.
При контроле проверяют свободное перемещение перепускного клапана в крышке насоса, отсутствие задиров или износа на торцевых поверхностях ротора, корпуса и распределительного диска.