Положение выборного профсоюзного органа организации. 1 страница

Конституционное право граждан на объединение в профессиональные союзы закреплено в ст. 30 Конституции РФ: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов»

Более детальное регулирование данного конституционного права отражено в ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». В частности в ст. 2 закона говориться, что, профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Все профсоюзы пользуются равными правами.

Каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. Это право реализуется свободно, без предварительного разрешения.

Граждане РФ, проживающие вне ее территории, могут состоять в российских профсоюзах. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории РФ, могут состоять в российских профсоюзах, за исключением случаев, установленных ФЗ или международными договорами РФ.

Профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку. Профсоюзы, их объединения (ассоциации) имеют право сотрудничать с профсоюзами других государств, вступать в международные профсоюзные и другие объединения и организации, заключать с ними договоры, соглашения.

Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и др. общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны.

Запрещается вмешательство органов гос. власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности.

Права профсоюзов в отношениях с органами гос. власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями и гарантии их деятельности определяются Конституцией Российской Федерации, ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», другими ФЗ, а также законами субъектов РФ. Законодательство субъектов Российской Федерации не может ограничивать права профсоюзов и гарантии их деятельности, предусмотренные федеральными законами. Если международными договорами Российской Федерации, конвенциями Международной организации труда, ратифицированными Российской Федерацией, установлены иные правила, чем предусмотренные ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», то применяются правила международных договоров и конвенций.

ФЗ от 12 января 1996 г. "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности": Профсоюз - это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Трудовой кодекс в гл. 58 (ст. 370—378) закрепил их права на осуществление защитной функции, в том числе за соблюдением трудового законодательства (ст. 370), порядок запроса работодателем мнения профсоюзного органа организации и учета этого мнения на отдельные его правоприменительные действия (ст. 371, 372, 373), а также предусмотрел ряд дополнительных гарантий права на труд для профсоюзных активистов (ст. 374—376) и ответственность за нарушение прав профсоюзов.

Основные права профсоюзов, в том числе касающиеся их защитной функции и осуществления профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и охраны труда, а также их представительской функции в социальном партнерстве, закреплены в ФЗ от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Статья 19 этого Закона предусматривает, что профсоюзы имеют право осуществлять профсоюзный контроль засоблюдением трудового законодательства в организациях, где работают их члены, взаимодействовать с государственными органами надзора и контроля в данной сфере. В указанном Законе более конкретно и шире предусмотрены права профсоюзов и гарантии их деятельности, нежели в Трудовом кодексе.

Защитная функция профсоюзов России выражается в их праве и деятельности по защите трудовых прав и законных интересов своих членов, а вместе с ними прав всех трудящихся организации от нарушения работодателем, должностными лицами ее администрации. Эта защитная функция проявляется профсоюзами на всех стадиях правового регулирования труда:

а) при принятии новых актов трудового законодательства как в централизованном порядке, так и в локальном. Здесь профсоюзы должны четко высказывать свое мнение по каждому проекту нового акта трудового законодательства. Трудовой кодекс (ст. 372) установил порядок запроса и учета мнения профсоюзного органа организации при принятии работодателем локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права;

б) при принятии решений работодателем по применению отдельных норм трудового права с учетом мнения профсоюзного органа (ст. 371 ТК и др.), в том числе при расторжении трудового договора по инициативе работодателя (ст. 373 ТК);

в) при осуществлении установленных для профсоюзов и их активистов (выборных профсоюзных работников) гарантий их деятельности (ст. 374—377 ТК);

г) при оказании помощи, защите при самозащите работниками своих трудовых прав и законных трудовых интересов, в том числе при разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров и восстановлении нарушенных трудовых прав;

д) при защите трудовых прав работников на последней стадии правового регулирования труда — на стадии привлечения к ответственности нарушителей трудовых прав работников и профсоюзов (ст. 362, 278 и 416 ТК).

Только активное участие профсоюзных органов во всех указанных стадиях правового регулирования труда способно реально помогать восстановлению нарушенных трудовых прав работников и быть профилактической мерой от трудовых правонарушений. Если же профсоюзы малоактивны, не стремятся проявлять свою защитную функцию, то в нынешних условиях хозяйской власти они будут утрачивать свою защитную роль.

16. Трудовое правоотношение: понятие, стороны, содержание.

Понятие трудового правоотношения - пред­ставляет собой юридическую форму выражения общественно-тру­дового отношения, складывающегося на рынке труда между работ­ником и работодателем (организацией), по которому одна сторона (работник), будучи включенной в состав трудового коллектива ор­ганизации, обязана выполнять определенного рода работу с подчи­нением установленному там внутреннему трудовому распорядку, а другая сторона (работодатель) — обеспечивать работника работой в соответствии с обусловленной договором (контрактом) специаль­ностью, квалификацией или должностью, оплачивать его труд и создавать благоприятные для здоровья и развития личности ус­ловия труда.

Трудовые отношения регулируются нормами ТП и выступают в форме трудовых правоотношений.

Трудовые правоотношения определяют характер др правоотношений, которые вне связи с трудовыми не имеют самостоятельного значения и выполняют служебную роль. Эти правоотношения, связанные с трудовыми

К непосредственно связанным с трудовыми отношениями относятся, согласно ст. 1 ТК, следующие отношения по:

- организации труда и управлению трудом

-социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений

- участию работников и профсоюзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях

- профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя

- содействию в обеспечении занятости и трудоустройства у данного работодателя

- разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров.

Указанные группы общественных отношений в зависимости от времени их возникновения, развития и прекращения можно разделить на отношения предшествующие, сопутствующие и вытекающие из собственно трудовых п/о-ий.

Группа предшествующих правоотношений появляются до труовых, а прекращаются с их возникновением.

К ним относятся правоотношения по содействию в обеспечении занятости и трудоустройства, а также проф подготовке и квалификации кадров.

Сопутствующие правоотношения возникают и существуют вместе с трудовыми, обеспечивая их.

Непосредственно вытекающие возникают при рассмотрении индивидуальных и коллективных споров.

Данные отношения можно также отнести и к сопутствующим. Если работник продолжает трудовые п/о-ия с работодателем, то отношения по возмещению материального вреда будут считаться сопутствующими. Если же работник прекратил трудовые п/о-ия с работодателем в связи с увольнением, то в случае причинения им материального вреда работодателю (также и в обратном случае) такие отношения будут относиться к системе вытекающих (последующих) из трудовых.

Трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности, профессии, специальности; конкретного вида поручаемой работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными НПА, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Субъект – одна из двух сторон трудового отношения, наделенная по отношению к другой конкретными правами и обязанностями:

1) работник (гражданин РФ, иностранец, лицо без гражданства) – физ.лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.

2) работодатель (юр. или физическое лицо, иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры в случаях, установленных ФЗ) – лицо, вступившее в трудовые отношения с работником.

В качестве работника может быть только физическое лицо, которое обладает трудовой праводееспособностью (правосубъектностью). Это признанная нормами трудового законодательства возможность гражданина иметь и своими действиями приобретать, а также осуществлять и исполнять трудовые права и обязанности, составляющие содержание конкретных трудовых правоотношений.

Наступает с 16 лет, так как именно с этого возраста допускается заключение трудового договора. Однако в некоторых случаях допускается прием на работу лиц, достигших возраста 15 лет (которые получили основное общее образование либо оставили образовательное учреждение), или учащихся, достигших 14-летнего возраста (для выполнения в свободное от учебы время легкого труда), а также заключение трудового договора с детьми до 14 лет для участия в создании или исполнении произведений в организациях кинематографии, театрах, цирках и т. п. (у них неполная труд.правосуб.)

Трудовая правосубъектность – это способность и уровень реального обладания лицом трудовыми правами и обязанностями. Она состоит из трех элементов:

1) правоспособности (способности при определенных условиях иметь трудовые права);

2) трудовой дееспособности (способности своими действиями приобретать права и выполнять обязанности);

3) деликтоспособности (способности нести ответственность за трудовые правонарушения).

Для отдельных категорий граждан и иностранцев установлены специальные требования при приеме на работу – они должны обладать специальной трудовой правосубъектностью.

Для того, чтобы организация могла выступить в качестве работодателя, она должна обладать трудовой правосубъектностью, которая выражается в наличии у неё определенной структуры и штатов, фонда заработной платы, права у руководителя заключать трудовые договоры, осуществлять расстановку кадров, увольнять работников.

работодателями - физическими лицами признаются:

1) физические лица, зарегистрированные в качестве ИП и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юр. лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, вступившие в трудовые отношения с работниками в целях осуществления указанной деятельности;

2) физические лица, вступающие в трудовые отношения с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства.

Права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются: физическим лицом, являющимся работодателем; органами управления юридического лица или уполномоченными ими лицами.

Заключать трудовые договоры в качестве работодателей имеют право физические лица, достигшие возраста 18 лет, при условии наличия у них гражданской дееспособности в полном объеме, а также лица, не достигшие 18 лет, - со дня приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме.

Остальные несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, могут заключать трудовые договоры с работниками при наличии собственных заработка, стипендии, иных доходов и с письменного согласия своих законных представителей (родителей, опекунов, попечителей).

17. Основания возникновения, изменения и прекращения трудового правоотношения.

Обстоятельства называются юридическими фактами.

В соответствии с общим правилом, трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора (ТД).

Возникновение трудовых отношений в отдельных случаях обладает определенными особенностями, в частности, заключению ТД предшествуют какие-либо юридические факты, в результате которых заключается ТД и возникают трудовые отношения.

Так, в случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными НПА, содержащими нормы трудового права, или уставом организации, возникают на основании ТД в результате:

1. избрания на должность – если избрание на должность предполагает выполнение работником определенной трудовой функции;

2. избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности, если трудовым законодательством и иными НПА, или уставом организации определены перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу, и порядок конкурсного избрания;

3. назначения на должность или утверждения в должности;

4. направления на работу уполномоченными в соответствии с ФЗ органами в счет установленной квоты;

5. судебного решения о заключении ТД (например, если работником в судебном порядке был обжалован необоснованный отказ работодателя в заключении ТД и судом принято решение обязать работодателя заключить ТД с данным работником.)

К исключение из общего правила:

• также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда ТД не был надлежащим образом оформлен;

• ТД, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. Кроме того, при фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним ТД в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня допущения;

• в тех случаях, когда судом установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства.

Изменение может происходить только в силу правомерных действий и в большинстве случаев на договорных основаниях. Юридические факты, с которыми связано изменение, включают соглашение сторон, а точнее, если инициатива исходит от администрации, то в преобладающем большинстве случаев требуется согласие работника (исключение - перевод на другую работу в связи с производственной необходимостью и простоем). Если инициатива исходит от работника, то соответственно требуется согласие администрации, за исключением когда требования работника должны удовлетворяться безусловно (для беременной женщины в соответствии с медицинским заключением, а также для женщины, имеющей ребенка в возрасте до полутора лет, при невозможности выполнения прежней работы).

Прекращается фактом прекращения ТД. Основанием прекращения может служить как соглашение сторон, так и одностороннее волеизъявление каждой из них. Однако если для работника никаких юридических фактов не требуется (исключение - заключение договора на определенный срок), то для администрации установлен четкий перечень оснований, при наличии которых трудовые отношения могут быть прекращены. Основанием прекращения могут быть и отдельные юридические факты, когда инициатива расторжения принадлежит третьему лицу, не являющемуся стороной трудового правоотношения. Это призыв или поступление на военную службу, вынесение приговора судом, если уголовная санкция исключает возможность продолжения работы, и требования профсоюзного органа (не ниже районного уровня) в отношении некоторых руководящих работников с целью защиты интересов трудового коллектива данного предприятия или учреждения.

18. Коллективный договор: понятие, стороны, содержание и срои действия.

Коллективный договор – это правовой акт, регулиру­ющий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей, а также акт социального партнерства ра­ботников и работодателя. Его основная задача – регулирование социально-трудовых отношений. Стороны коллективного договора – работники в лице их представителей и работодатель, представленный руково­дителем предприятия либо другим полномочным лицом.

Содержание коллективного договора – это согласованные сторонами условия (положения), призван­ные регулировать социально-трудовые отношения в данной организации. Они определяют права и обязанности сторон и ответственность за их нарушение.

По общему правилу коллективный договор состоит из всту­пительной части, раздела, содержащего права и обязанности администрации, работодателя, и раздела, включающего права и обязанности работников организации и их представительных органов. В приложениях к коллективному договору содержат­ся нормативные положения – нормы, установленные в цент­рализованном порядке, доводящиеся посредством коллективно­го договора до сведения работников организации, и локальные нормы, применяемые на данном предприятии.

Условия и нормы коллективного договора обязательны для исполнения и не могут ухудшать положение работников по сравнению с действующим законодательством о труде. При ухудшении положения работников коллективный дого­вор в этой части признается недействительным.

В коллективном договоре в обязательном порядке ого­вариваются сроки действия (не более трех лет) и порядок изменения коллективного договора, а также сроки отчета сто­рон о выполнении условий коллективного договора. Подпи­санный сторонами коллективный договор в семидневный срок направляется работодателем в соответствующий орган по труду по месту нахождения организации для уведомительной регистрации (при ее осуществлении выявляются условия, ухудшающие положение работников).

Коллективный договор заключается на срок не более трех лет, вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного в самом договоре. Срок действия кол­лективного договора может быть продлен сторонами, но не более чем на три года.

Функции коллективного договора:

· организация трудовых отношений;

· обеспечение стабильности трудовых отношений;

· обеспечение и защита интересов работников и рабо­тодателей;

· приспособление трудовых отношений в организации к реальным экономическим отношениям;

· достижение компромисса между работниками и ра­ботодателем с помощью заключения договора;

· обеспечение экономического прогресса, повышения производительности труда, снижения себестоимос­ти товара.

ТК РФ в отношении представителей сторон устанавлива­ет ответственность: за уклонение от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению коллективного до­говора, соглашения; за неправомерный отказ от подписания согласованного коллективного договора, а также в отноше­нии лиц, виновных в непредоставлении информации, необ­ходимой для ведения коллективных переговоров и осущест­вления контроля за соблюдением коллективного договора.

19. Понятие занятости. Органы службы занятости.

Занятость – деятельность граждан, не противоречащая законодательству, приносящаяим заработок (трудовой доход). Обстоятельства, доказанность которых позволяет признать граждан занятыми:

1. осуществление деятельности для удовлетворения личных и общественных потребностей, которая не противоречит действующему законодательству;

2. возмездный характер указанной деятельности. Общим правилом ее осуществления является получение заработка. Данное понятие не исключает возможность замены заработка иными выплатами.

На основе ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» занятыми считаются граждане:

· работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в организации общественных работ);

· занимающиеся предпринимательской деятельностью;

· занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

· выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов, артелей;

· избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

· проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, службу в органах внутренних дел;

· проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения;

· временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой; призывом на военные сборы, исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

· учредители (участники) организаций (имеющие доход не менее установленного для работников минимального размера заработной платы), за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.

 

Виды занятости:

 

1. Полная занятость — это состояние наибольшей вовлеченности трудоспособного населения в общественно полезную деятельность. Она характеризует такое состояние, при котором обеспечены работой все нуждающиеся в ней и желающие работать, что соответствует наличию сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы.

 

2. Продуктивная (эффективная) занятость характеризуется с двух позиций:

 

1) занятость должна приносить трудящимся доход, обеспечивающий достойные человека условия жизни. Отсюда вытекает прямая связь политики занятости с политикой доходов, антиинфляционными действиями и т.п.

 

2) продуктивная занятость противопоставляется занятости формальной. Частный случай последней — содержание излишних работников или создание формальных рабочих мест во избежание безработицы.

 

3. Свободно избранная занятость предполагает, что право распоряжаться собственной способностью к труду принадлежит исключительно владельцу рабочей силы, т.е. самому работнику. Этот принцип гарантирует право каждого работника на выбор между занятостью и незанятостью, запрещая любое административное привлечение к труду.

 

4. Неполная занятость представляет собой ситуацию, при которой общественно полезным трудом занята лишь некоторая часть экономически активного населения.

 

5. Скрытая занятость населения характеризуется тем, что определенная часть людей из числа находящихся в длительном отпуске без сохранения содержания, безработных, пенсионеров занимаются торговлей, предоставлением различных услуг населению (ремонт, строительством т.д.) вне рамок официального их учета в качестве занятых.

 

6. Сезонная занятость представляет собой периодическое (как правило, в определенные сезоны) вовлечение трудоспособного населения в общественно полезную деятельность с учетом природно-климатических особенностей.

 

7. Маятниковая занятость — это особый вид занятости, который носит постоянный характер и в то же время связан с периодическими возвратными перемещениями во время трудовой деятельности.

 

8. Периодическая занятость — это вид занятости, предполагающий чередование периодов трудовой деятельности с равномерными периодами отдыха (вахты в нефт. и газовой отраслях)..     

§ 5. Органы службы занятости, их права и обязанности

Работу органов службы занятости возглавляет и организует Министерство труда и социального развития РФ с его органами на местах.

Финансирование органов службы занятости производится за счет средств федерального бюджета на соответствующий год. Из федерального бюджета финансируются расходы на выплату по­собий по безработице и стипендий в размерах, установленных Законом о занятости, а также расходы на прочие выплаты безработным гражданам, осуществление мероприятий по содействию трудоустройству населения, организацию профессионального обу­чения безработных граждан и профессиональной ориентации граждан, содержание органов и учреждений федеральной госу­дарственной службы занятости населения и другие мероприятия по содействию занятости населения.

В соответствии с Законом о занятости по решению органов государственной власти субъектов Российской Федерации и ор­ганов местного самоуправления мероприятия по содействию за­нятости населения, в том числе по социальной поддержке безра­ботных, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов).

Дополнительные средства для финансирования мероприятий по содействию занятости населения могут быть также получены из внебюджетных источников.

Положение о Министерстве труда и социального развития РФ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 23 ап­реля 1997 г., предусматривает, что это министерство «возглавля­ет и организует деятельность федеральной государственной службы занятости населения и службы по урегулированию кол­лективных трудовых споров». Оно создает свои территориальные органы службы занятости и урегулирования коллективных тру­довых споров.

Федеральная государственная служба занятости населения является единой федеральной системой органов и учреждений, деятельность которой направлена на:

-оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;

-разработку и реализацию федеральных, территориальных (рес­публиканских, краевых, областных, окружных, районных, город­ских) и других программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытываю­щих трудности в поиске работы;

-содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работо­дателям в подборе необходимых работников;

-организацию при необходимости профессиональной ориента­ции, профессиональной подготовки, переподготовки и повыше­ния квалификации безработных граждан;

-осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Рос­сийской Федерации.

Работу федеральной государственной службы занятости насе­ления возглавляет и организует федеральный орган исполнитель­ной власти, ведающий вопросами в области занятости населения.

Следует иметь в виду, что территориальные органы службы занятости не являются структурными подразделениями соответ­ствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

На территориях субъектов Российской Федерации, городских, сельских поселений и на других территориях органы службы за­нятости координируют свою деятельность с деятельностью соот­ветствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

Органы службы занятости совместно с органами государст­венной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного са­моуправления осуществляют разработку и реализацию государст­венной политики в области содействия занятости населения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: