Абсолютные и относительные преимущества внешней торговли

 

Серьезный шаг в развитии теории международной торговли сделали классики английской политической экономии А.Смит и Д.Рикардо.

В своих суждениях о международной торговле А.Смит признает её выгодной саму по себе, лишь бы она возникала своевременно и развивалась самостоятельно, без государственного вмешательства. По мнению А.Смита, бессмысленно производить у себя те товары, которые из-за границы могут быть доставлены по более низким ценам. Следовательно, страна должна покупать все то, что иностранцы могут произвести дешевле, а продавать все то, в производстве чего страна имеет некоторые преимущества.

Доказательство А.Смитом сформулированных положений получило название теории абсолютных преимуществ. Рассмотрим для убедительности условный пример: две страны (Аргентина и Бразилия) производят два товара (зерно и сахар). Пусть, например, Аргентина на единицу затрат может произвести 50 т зерна или 25 т сахара, а Бразилия при аналогичных затратах – 40 т зерна или 100 т сахара. В таком случае, максимальные объемы потребления зерна и сахара в этих странах будут заданы линиями производственных возможностей (рис. 11.1 и 11.2).

 

 

Аргентина

зерно


                                                     Линия производственных

                                                         возможностей

          50

                        А1

                А                              Линии торговых возможностей

 

 

 


           0        25             50          сахар

 



Рис.11.1 Абсолютное преимущество и выигрыш от внешней

Торговли Аргентины

 

Бразилия

 

зерно

          100                                  Линии торговых возможностей

 

                 

 

                                                                  Линия производственных

            40                                В1                возможностей

 

                                     В

                                             

 


              0                                                100 сахар

 


Рис.11.2. Абсолютное преимущество и выигрыш от внешней

Торговли Бразилии

 

В нашем примере Аргентина обладает абсолютным преимуществом по зерну, а Бразилия – по сахару (т.е. на одну единицу затрат в Аргентине можно произвести больше зерна, а в Бразилии – больше сахара). Эти абсолютные преимущества могут порождаться естественными факторами – особыми климатическими условиями или наличием природных ресурсов, а также приобретенными факторами, обусловленными развитием технологии, повышением квалификации работников, совершенствованием организации производства и т.д.

В условиях, когда внешняя торговля отсутствует, каждая страна может потреблять только те товары и только то их количество, которое она производит, а относительные цены этих товаров на внутреннем рынке определяются относительными издержками их производства. В нашем примере эти цены составят: 1 т зерна = 0,5 т сахара в Аргентине и 1 т зерна = 2,5 т сахара в Бразилии. Очевидно, Аргентине будет выгодно экспортировать зерно, и импортировать сахар, а Бразилии будет выгодно экспортировать сахар и импортировать зерно.

Чтобы торговля была взаимовыгодной, цена какого-либо товара на внешнем рынке должна быть выше, чем внутренняя цена равновесия на тот же товар в стране – экспортере, и ниже, чем в стране – импортере. Для нашего примера мировая цена на зерно должна устанавливаться в пределах: 0,5 т сахара < 1 т зерна < 2,5 т сахара. Предположим, что цена на мировом рынке устанавливается на уровне 1 т сахара = 1 т зерна. Максимальные объемы потребления сахара и зерна теперь будут определяться линиями торговых возможностей, наклон которых определяется соотношением цен на зерно и сахар на мировом рынке. Выгода, получаемая странами от внешней торговли, будет заключаться в приросте потребления, который может быть обусловлен двумя причинами: 1) изменением структуры потребления и 2) специализацией производства.

В первом случае сложившаяся в стране структура производства не меняется, но в результате внешней торговли меняется структура потребления. Пусть, например, структура производства в Аргентине определяется точкой А на ее кривой производственных возможностей (рис.11.1), а в Бразилии – точкой В (рис.11.2). Продавая на внешнем рынке часть продукции, по которой она обладает преимуществом, страна в обмен может теперь получить гораздо больше другого товара. Изменяя таким образом структуру потребления, страна увеличивает его общий объем, выходя за пределы границы производственных возможностей (пунктирная линия, выходящая из точки А на рис.11.1 и из точки В на рис.11.2).

Во втором случае, когда уже меняется структура производства и происходит специализация на производстве того товара, по которому страна обладает преимуществом, обе страны могут увеличить объемы потребления и зерна, и сахара (например, точка А1 для Аргентины и точка В1 для Бразилии).

На первый взгляд может показаться, что абсолютные преимущества страны по всем товарам делают невозможной специализацию на одном (или нескольких) из них, а значит, исключают выигрыш от торговли. В действительности это не так, что подтверждает теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо. Даже тогда, когда страна ни в чем не располагает абсолютным преимуществом, торговля остается выгодной для обеих стран. Предположим теперь, что Аргентина на единицу затрат по-прежнему может производить 50 т зерна или 25 т сахара, а Бразилия при аналогичных затратах производит 67 т зерна или 100 т сахара. Другими словами, Бразилия теперь обладает абсолютным преимуществом и по зерну, и по сахару. Однако до тех пор, пока в соотношениях внутренних цен между странами сохраняются различия, каждая страна будет располагать сравнительным преимуществом.

В нашем примере Аргентине производство товаров обходится абсолютно дороже, чем Бразилии, но зерно оказывается относительно дешевле: 1 т зерна = 0,5 т сахара по сравнению с 1 т зерна = 1,5 т сахара в Бразилии. Таким образом, по зерну Аргентина обладает сравнительным преимуществом и может экспортировать зерно в обмен на сахар. В свою очередь, Бразилии будет выгодно экспортировать сахар и импортировать зерно.

Если страна специализируется на производстве того вида продукции, по которому она обладает сравнительным преимуществом, то это позволит ей расширять объемы потребления. Более того, увеличивается и совокупный объем выпуска продукции в масштабах всей мировой экономики. Он будет наибольшим тогда, когда каждый товар будет производиться той страной, в которой ниже издержки.

Сравнение ситуаций абсолютного преимущества и сравнительного преимущества позволяет сделать важный вывод: в обоих случаях выигрыш от внешней торговли проистекает из того факта, что соотношения издержек в отсутствие внешней торговли в разных странах различны. Таким образом, направления торговли определяются относительными издержками независимо от того, имеет ли страна абсолютное преимущество в производстве какого-либо продукта или нет.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: