Раздел 3 фонд оценочных средств для государственной итоговой аттестации

 

3.1 Перечень теоретических вопросов к государственному экзамену (государственному междисциплинарному экзамену)

Блок вопросов

Международный менеджмент

1. Международный менеджмент: сущность, структура, особенности развития

2. Экономический, правовой, политический и культурный анализ внешней среды международной компании

3. Процедуры стратегического планирования в международной фирме

4. Проблемы обеспечения эффективного контроля в международной компании

5. Уровни управления в международных компаниях

6. Американская, японская и европейская модели менеджмента

7. Особенности управления ресурсами в международной компании

Международный бизнес

8.Техника осуществления экспортных и импортных операций

9. Понятие, стороны, предмет и объект международного контракта

10. Базисные условия поставки по «ИНКОТЕРМС-2010»

11. Разрешение споров по внешнеторговым контрактам, арбитраж

12. Основные способы платежа по внешнеторговым операциям: авансовый платеж, оплата после отгрузки, аккредитив, инкассо

13. Понятие международного контракта. Стороны контракта: юридические, физические лица

14. Международные денежные переводы по системе SWIFT

Глобальный маркетинг

15. Экономическая и политико-правовая среда глобального

маркетинга

16. Культурная среда и ее роль в глобальном маркетинге

17. Конкуренция и конкурентоспособность на международном рынке

18. Типы и виды международных маркетинговых исследований

19. Особенности методов исследования внешнего рынка на экспортном этапе

20. Особенности сегментирования зарубежных рынков

21. Внутренняя и внешняя среда предприятия

22. Методы сбора и обработки информации при проведении маркетингового исследования

23. Кабинетные и полевые исследования в маркетинге

24. Отбор целевых сегментов зарубежных рынков

25. Недифферинцированный и дифферинцированный маркетинг

26. Маркетинг, ориентированный на продукт

27. Маркетинг, ориентированный на производителя

28. Сustomer Relationship Management, ее функции.

29. Выбор каналов и методов сбыта на международном рынке

30. Понятие и сущность глобального маркетинга

 

 

Блок вопросов

Международные переговоры

1. Основные вопросы планирования процесса переговоров, составление плана переговоров. Основные тактические методы проведения переговоров

2. Организационная подготовка переговоров. Начало и проведение переговоров. Протокольные мероприятия, их виды и особенности

3. Встреча делегации, подарки, сувениры

4. Виды приемов: «двойное толкование», «отказ от собственных предложений», «дача заведомо ложной информации или блеф», «салями»

5. Мягкий, жесткий и принципиальный подходы к ведению переговоров

6. Инструкции участнику переговоров

Реклама и PR                              

7. Основные виды и средства рекламы

8. Рекламные мифы

9. Понятие брендинга

10. Товарный знак

11. Организация, структура и функции рекламного агентства

12. Контроль рекламной деятельности: понятие и виды

13. Функции специалиста PR

14. Формирование позитивного имиджа фирмы и фирменный стиль организации

15. Методы и средства PR.

16. Организационные мероприятия и программы выставки

17. Выставочная деятельность фирмы: подготовка и планирование.

18. Пресс-релиз и его организация. Пресс-конференция и ее организации.

19. Интервью для печати. Интервью для телевидения

Государственное регулирование ВЭД

20. Таможенная пошлина, виды и функции

21. Органы, регулирующие ВЭД, их функции

22. Методы государственного регулирования ВЭД

23. Понятие и классификация нетарифных ограничений

24. Сущность государственного регулирования ВЭД в России

25. Экономические нетарифные ограничения

26. Таможенные тарифы и их виды

Налогообложение ВЭД

27. Виды таможенных платежей, исчисление и уплата таможенных платежей

28. Акцизы во внешнеторговых операциях.

29. Налогообложение импортных операций.

30. Проблемы, связанные с применением налогового законодательства в сфере ВЭД.

 

 

Задания контрольно-оценочных средств государственного междисциплинарного экзамена необходимые для оценки результатов освоения образовательной программы

Практические задания для оценки умений и навыков выпускников, характеризующие освоение ими необходимых компетенций.

Задание 1

Провести ситуационный анализ по созданию российского или зарубежного предприятия (по выбору)

Задание 2

Классифицируйте степень новизны товаров: обувь «Монарх», йогурт «Заречье», тетради «Школьник» по следующим критериям:

· товар удовлетворяет качественно новые потребности, является результатом НТП (пионерский товар);

· у товара появились новые функции (модернизация);

· свойства товара изменились незначительно, изменился внешний вид товара (модификация);

· товар является новым только для данного рынка (товар рыночной новизны);

· изменилось только упаковка (косметическое обновление).

Задание 3

В фотомагазине состоялась выставка-продажа. Была предложена новинка – электронный фотоаппарат с устройством демонстрации снимков на экране телевизора. В широком ассортименте продавались обычные фотоаппараты, а также сменные фотообъективы, штативы, фотопленка, фотобумага и т.п. Была организована обработка пленок и печатание снимков со скидкой в 25% при предъявлении чека на купленный в магазине фотоаппарат. По низкой цене продавался фотоаппарат «для школьников младших классов».

Укажите, какие товары относятся к классу товаров-лидеров, товаров-локомотивов, товаров поддержки, зазывным товарам.

Задание 4

Разработайте план рекламы, выстроив приведенные ниже этапы разработки плана в логическую последовательность. Раскройте содержание этапов разработки плана рекламы.

Этапы разработки плана рекламы: определение бюджета, выбор объекта рекламы, определение целей рекламы, определение содержания рекламы, создание рекламных обращений, выбор средства рекламы, план рекламных мероприятий, установление ответственности за создание рекламы.

Задание 5

В 2014 году мясокомбинат запускает производство охлажденного мяса, которое упаковано с модифицированной газовой средой. Продукт будет представлять собой куски свежего мяса, которые упакованы в пластиковые ванночки, с пластиковой пленкой сверху. Новая технология дает возможность сохранить потребительские свойства мяса в течение недели реализации без консервантов.

Какую маркетинговую стратегию должна реализовать компания для занятия лидирующих позиций в данном рыночном сегменте?

Задание 6

Допустим, говядина стоит 5,4 долл. за 1 кг. По этой цене российские фермеры производят 20 тыс. т., тогда как спрос составляет 60 тыс. т. В странах ближнего зарубежья цена говядины составляет 3,6 долл. за 1 кг. По такой цене российские фермеры могут произвести только 5 тыс. тонн, а спрос тогда увеличится до 65 тыс. т. Для защиты внутреннего рынка Россия вводит импортную квоту, стоимость лицензии на которую составляет как раз разницу между внутренней и внешней ценой говядины (т.е. 1,8 долл. за кг.).

Каков будет объем импорта говядины до и после введения квоты? Как скажется введение квоты на производителях и на потребителях?

Задание 7

Импортер и экспортер заключают внешнеторговый контракт на поставку машин марки «Мерседес».

Какие документы необходимо приложить к внешнеторговому контракту?

Задание 8

В мебельном магазине проанализировав данные выяснили, что за последние 3 мес. объем продаж не вырос, а в последний месяц даже сократился. Если не растут продажи, либо вообще падают, каким образом понять, в чем состоит проблема – в продавцах (плохо мотивированная команда, не умеют работать, плохие продавцы и т.п.) либо в продукте (низкое соотношение качества и цены, никто не хочет покупать, даже если нанять самых гуру в службу продаж)?

Задание 9

Рядом с магазином одежды из меха «А» открылся конкурентный магазин «В». Ассортимент и цены отличаются несильно в обеих торговых точках. Как магазин «А» должен выстроить свою рекламную и маркетинговую политику для привлечения потенциальных покупателей, тем самым не давая возможности конкуренту переманить их на свою сторону?

Задание 10

Ситуация Вы работаете старшим менеджером в компании. Один из отделов, которым Вы руководите, называется «Отдел организации трудовой деятельности». Вы отвечаете за передвижение сотрудников внутри компании, сопровождаете все процессы распределения рабочей нагрузки. Сотрудников отдела трое, и они работают в различных подразделениях, выполняя рутинную и бумажную работу, фиксируют ритмы труда сотрудников, делают фотографию рабочего места, считают, сколько фактических часов вырабатыва­ет каждый сотрудник. По сути, их работа четко регламентирована и хорошо организована, поэтому Вам не нужно постоянно делать промежуточные проверки. Они отчитываются перед Вами раз в месяц и подают готовые переработанные данные. Ваш непосредственный руководитель – заслуженный и добро­совестный человек, который скоро уходит на пенсию, о чем он не раз говорил. Конечно, его принципы и методы управления кол­лективом уже не отвечают требованиям современности, но работа отдела не вызывает нареканий со стороны главы компании. К тому же он смело полагался на самодостаточных сотрудников, которые обладают хорошими аналитическими способностями. Один из сотрудников хочет поговорить с Вами по поводу плана своего карьерного развития. Вы не очень хорошо с ним знакомы, просто иногда сталкивались на работе и знаете, как его зовут и в каком отделе он работает. Вы подняли его личное дело и выяснили, что этот работник обладает очень высокой квалификацией, но интроверт, неохотно дает рекомендации и не принимает активного участия в решении задач отдела. У Вас сложилось впечатление, что предпосылок к высокому карьерному развитию у коллеги нет.

Вам нужно получить о сотруднике как можно больше информации. Какие источники Вы используете? Руководитель, который вскоре уходит на пенсию, настоятельно рекомендует Вам продвигать сотрудника. Ваши точки зрения не совпадают, так как то, что Вы называете безыни­циативностью, руководитель принимает за уравновешенность и сдержанность. Как Вы отнесетесь к позиции руководителя? Аргументируйте свое решение.

Задание 11

Автомобильное колесо стоит в Чехии 100 долл., в России – 80 долл., в Польше – 60 долл. Чехия – малая страна, ее внешняя торговля не влияет на уровень мировых цен.

Определите:

1) Если в Чехии буден введен 100% адвалорный тариф на импорт колес из России и Польши. Будет ли Чехия продолжать импортировать колеса:

2) Если после этого Чехия создаст таможенный союз с Россией, будет ли она сама производить колеса и импортировать их?

Задание 12

Ситуация Компания «Имани» выпускает общественно-политическую газету. Сотрудники коммерческого отдела собирают недостаточно рекламы. Это означает, что газета недополучает часть доходов. Печатная площадь, предусмотренная для размещения рекламы, заполняется текстом. Часть зарплаты сотрудников коммерческого отдела складывается из процентов от продаж газеты и от заключенных сделок с рекламодателями. Следовательно, специалисты получают меньше, чем могли бы (и чем рассчитывали). Остальным сотрудникам газеты тоже не выдают премиальных, так как нет прибыли. Из-за этого в газете высокая текучесть кадров. На собеседованиях при подборе новых сотрудников умалчивают о том, что в отделе текучка и что еще никто из специалистов не достиг желаемого уровня зарплаты. Новые сотрудники работают пару месяцев и уходят по тем же причинам, что и те, которые работали до них. После анализа работы коммерческого отдела выяснилось: чтобы заключить сделку с рекламодателем, специалисты отдела должны провести от 10 до 15 встреч в неделю. Между тем от выполнения других обязанностей (повышение продаж газеты) сотрудников никто не освобождал. Учитывая специфику рынка рекламы и загруженность специалистов работой, планы по сбору рекламы просто не могут быть выполнены. Расширять отдел компания не планирует, так как просто не может себе это позволить. Главный редактор предлагает для повышения эффективности поменять концепцию газеты, подачу материала и размещения рекламы или оставить все как есть и постоянно принимать новых специалистов вместо ушедших. Собственник не согласен с главным редактором и утверждает, что отдел персонала может и должен решить этот вопрос без лишних затрат.

Что, по Вашему мнению, привело к возникновению проблемы? Чье решение, главного редактора или собственника газеты, верно? Дайте рекомендации, как систематизировать работу отдела по принципу «Управления по целям».

Задание 13

Рынок фармацевтических препаратов средства можно подразделить на три части по интенсивности покупательской потребности (быст­рое, долговременное и постепенное облегчение) и на три группы по возрасту потребителей (молодежь, люди среднего возраста, по­жилые люди). Сопоставляя интенсивность потребностей и возраст потребителей, можно выделить девять сегментов рынка.

Какие варианты выхода на рынок можно предложить?

Задание 14

Одна из форм классификации потребительских товаров основана на поведении потребителя, его привычках в потреблении. Выделите основные категории товаров с учетом указанного при­знака и подготовьте примеры.

Задание 15

Проанализируйте с использованием конкретных примеров особенности учета культурной среды при выходе предприятия на внешний рынок. Выделите основные правила ведения бизнеса в другой культурной среде.

Задание 16

Реализуя международный маркетинг, каждая фирма стремится обеспечить определенный ею желаемый конечный результат деятельности. Если речь идет о коммерческой фирме, то она, конечно, хочет обеспечить себе в долгосрочной перспективе максимальную прибыль. Получение такой прибыли является глобальной или главной целью деятельности фирмы на внешних рынках. Помимо глобальной цели, фирма может рассматривать цели более низкого порядка. Иными словами, она может построить дерево целей, устанавливая цели первого, второго и других уровней.

Задание 17

Допустим, Вы хотите опросить потребителей об их реакции на товар конкурента. Предлагается провести это интервью якобы от имени несуществующего Института по исследованию маркетинга? Как Вы поступите?

Задание 18

Группа сотрудников специализированного предприятия нашла новое оборудование. Экспериментальный образец оправдал ожидания изобретателей. Если бы Вы были руководителем малого предприятия, то какой вариант действий выбрали бы Вы?

- организация совместной разработки и выпуска оборудования с каким-нибудь крупным предприятием или научно-техническим объединением;

- заключение лицензионного договора с каким-нибудь крупным предприятием или научно-производственным объединением относительно права разработки и выпуска оборудования;

- самостоятельная разработка документации, выпуск экспериментальных образцов и последующее серийное его изготовление;

- патентование оборудования от имени малого предприятия и дальнейшая продажа патента без проведения специальной разработки.

Задание 19

Фирма Х (Германия) более 20 лет специализируется на производстве арматуры и принадлежностей для ванных комнат и водопроводной системы (краны, узлы, крепежные детали, душевое оборудование). Фирма предлагает свою продукцию, как для домашних хозяйств, так и для разных организаций. Доля фирмы на внутреннем рынке – 33%, на рынке Франции – 8%, Бельгии – 3%, а крупная торговая компания в Майами ежегодно закупает около 4 % производимой продукции фирмы для продажи в США (доля 5%).

Общий ежегодный оборот компании превышает 40 млн. евро, а по указанным рынкам - 25 млн. евро. Дифференциация продукции производится фирмой по цвету, стилю, отделке (металлической и пластиковой), что дает возможность занять более прочные позиции.

Недавно фирма заказала исследование рынка России. Обнадеживающие результаты побудили компанию к активному внедрению на российский рынок, наметив срок внедрения – один год.

Порекомендуйте компании пути внедрения на рынок России.

Выявите потенциальные трудности, связанные с каждой возможностью проникновения.

 Выберите и дайте обоснование методу проникновения на российский рынок.

Предложите рекомендации по системе товародвижения и распределения.

Задание 20

Служба такси А обслуживает около 60% всех заказов такси по телефону в месяц. За последние два года вышло на рынок такси несколько компаний, которые составляют реальную конкуренцию службе А. Кроме этого, большую долю перевозок такси забирает частных сектор. Как результат, в ценовой политике конкуренция с частниками практически перспектив не имеет. Возросло также количество владельцев авто, и у них необходимость пользоваться такси отпала.

Компания недавно провела исследование среди клиентов. Выяснилось, что людям, которые используют такси, важно:

Быстрая подача такси.

Профессиональный водитель и исправная машина.

30 % опрошенных пользуются такси два раза в месяц. Такие пассажиры планируют обычно свои поездки и хотят заранее знать стоимость проезда.

Среди пассажиров сложился стандарт: вызов – посадка – поездка – оплата. Отклонение от данного стандарта вызывает раздражение и дискомфорт.

Какие необходимо предпринять действия для того, чтобы сохранить позиции на рынке таксомоторных услуг?

Задание 21

Определите индивидуально-личностные качества, которые необходимы Вам – менеджеру отдела продаж. Опишите идеального для Вас подчиненного.

Задание 22

Предположим, у Вас в подчинении работает человек, который несколько перерос свою должность. Однако из-за различных объективных причин карьерный рост не возможен, а доход достаточно высок, есть также комиссионные. Найдите пути дополнительной мотивации такого сотрудника.

Задание 23

Выберите две финансовые цели, две стратегические и две инновационные цели. Переформулируйте их содержание таким образом, чтобы они полностью отвечали современным требованиям.

- Увеличить долю фирмы на рынке с 5% до 10%.

- Обеспечить рост доходов на 5%.

- Обеспечить повышение качества продукции.

- Добиться ежегодного увеличения объема продаж с 1 млрд. руб. до 2 млрд. руб. за лет.

- Раз в полтора-два года выходить на новый рынок.

- Достигнуть 20%-го уровня доходов по акциям.

- Добиться повышения цены акций.

- Повысить репутацию фирмы среди клиентов.

- Повысить конкурентоспособность фирмы.

- Добиться 100%-го уровня удовлетворения запросов клиентов.

- Расширить номенклатуру продукции.

- Выделить 25-30% чистого дохода на выплату дивидендов.

- Добиться лидерства в области технологий и инноваций.

- Снизить издержки по сравнению с основными конкурентами.

- 30% от общего объема продаж должно приходиться на товары, пущенные в производство за последние 5 лет.

- Ликвидировать те направления деятельности, которые не приносят дохода и не вписываются в стратегию компании.

- Увеличить прибыль на вложенный капитал.

- Добиться увеличения притока денежных средств.

- Обеспечить стабильный доход в период экономического спада.

- Совершать селективные приобретения других фирм, которые могли бы дополнить деятельность фирмы.

Задание 24

Проанализируйте достоинства и недостатки формулировок миссий нижеследующих известных компаний: как в них отражаются удовлетворенные потребности, целевой рынок и масштабы удовлетворения потребностей?

Макдональдс – «Быстрое обслуживание клиентов ограниченным набором горячей вкусной пищи в чистых и уютных ресторанах по приемлемой цене по всему миру».

Форд – «Наша миссия – постоянные усовершенствования товаров и услуг и удовлетворение потребностей наших покупателей, что обеспечит процветание бизнеса и справедливый доход акционерам, владельцам нашей компании».

Хонда – «Мы стремимся предлагать наиболее эффективные товары по приемлемым ценам для удовлетворения потребителей всего мира».

Задание 25

Выделите из приведенных факторов и условий развития организации те, которые относятся к ее внутренней среде и составляют содержание ее главных элементов (ресурсов, структуры, культуры):

- Привлечение и удержание квалифицированных специалистов.

- Увеличение доли компании на рынке.

- Внедрение новых информационных технологий в управление компанией.

- Создание сплоченной управленческой команды.

- Привлечение долгосрочных стратегических инвестиций.

- Изменение типа, уровня и интенсивности конкуренции.

- Повышение качества обслуживания клиентов.

- Контроль экономии на затратах.

- Развитие корпоративной культуры.

- Создание эффективной системы для обмена информацией внутри компании.

Задание 26

Ситуация Вы уже несколько лет работаете в компании в отделе обучения персонала. Ваши обязанности весьма однообразны, но в то же время Вы не отвечаете за конечный результат, так как наряду с другими сотрудниками выполняете работу по поручению руководителя отдела обучения персонала. Вы выполняете главным образом такие стандартные действия: – получаете заказ на обучение от руководителя отдела и вносите его в базу планирования обучения; – составляете список работников на обучение или повышение квалификации по заявкам руководителей подразделений; – вносите все данные по сотрудникам и передаете эту заявку своему руководителю. В общем, Вы дошли до той стадии в работе, когда стало скучно, но зато Вы имеете возможность отпрашиваться по необходимости, и в коллективе очень хороший психологический климат.

Однако в последнее время Вы чувствуете, что неудовлетворенность трудом усиливается, а Вы готовы выполнять более сложную работу или хотя бы попробовать, причем Вам хотелось бы, чтобы Ваша работа не зависела от результата работы других. В общем, Вы уверены, что руководитель мог бы уже предложить Вам место повыше. В ответ на Вашу просьбу о повышении руководитель сказал, что ответит через несколько дней. Через три дня начальник предложил Вам следующие условия:

– по результатам работы за предыдущее время он не видит оснований для повышения, но предлагает Вам в течение следующих двух месяцев выполнять функции ведущего специалиста вместе с теми, что у Вас уже есть;

– официальное распоряжение о повышении будет сделано, если Вы будете отлично справляться со всей работой;

– оплата не меняется, но если работа будет выполнена качественно, то Вы получите премиальные, размер которых также будет зависеть от результата.

Оцените предложение руководителя по каждому пункту. Какие условия Вы хотели бы изменить? Предложите руководителю свой вариант решения.

Задание 27

Перед организацией стоит вопрос организации международной конференции.

1. Как организация может организовать проведение конференции, внести новые креативные решения в данный процесс?

2. Каких участников следует к данному процессу?

Задание 28

Ситуация: Канадский бизнесмен был удивлен, когда на встрече с высокопоставленным официальным лицом в Кувейте его не стали принимать в отдельном офисе и переговоры прерывались постоянно входящими и выходящими посетителями. В соответствии с канадскими культурными представлениями о ведении бизнеса важные официальные лица должны иметь в своем распоряжении большой офис с секретарем, следящим по монитору за входящими в офис людьми. В обязанности секретаря также входит отделение важных посетителей от менее важных, что помогает беспрепятственно проводить встречи с бизнесменами и не мешать переговорному процессу.

 Канадский бизнесмен оценил манеру организовывать работу офиса кувейтца как своего рода «проходной двор», а постоянное прерывание встречи как доказательство того факта, что официальный представитель, с которым он встретился, не обладает ни высоким статусом, ни настоящей заинтересованностью в установлении деловых отношений. Это полностью противоречило его первоначальному представлению о встрече и кувейтском партнере. Интерпретация канадцем царившей в офисе обстановки привела в результате к потере у него интереса к продолжению бизнеса в Кувейте.

Объясните причину возникновения трудностей во время переговоров. Обоснуйте свою точку зрения или предположение.

Задание 29

Представьте что Вы предприниматель, выбирая посредников для реализации производимой продукции Вы должны получить необходимую информацию о предполагаемом партнере.

Сформулируйте основные вопросы которые помогут Вам оценить посредника.

Задание 30

Используя подходы М. Портера продумайте последовательность действий предприятия - товаропроизводителя при формировании новой товарной ниши.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: