Организация государственного финансового контроля

Классификация финансового контроля

Финансовый контроль классифицируется по следующим основаниям: 1. По уровню управления финансовый контроль подразделяется на:

а) общегосударственный (вневедомственный) финансовый конт­роль, который проводят органы государственной власти. Этот
контроль осуществляется в масштабе РФ, субъекта РФ и муни­ципального образования. Основными субъектами государствен­ного финансового контроля являются: Счетная палата РФ, Конт­
рольное управление Президента РФ, Федеральное казначейство,
Федеральная таможенная служба, Федеральная налоговая служ­ба, Департамент государственного финансового контроля и ауди­та и другие органы;

б) ведомственный финансовый контроль, который проводят конт­рольно-ревизионные подразделения министерств, ведомств, го­ловных подразделений предприятий и учреждений. В коммер­ческих организациях финансовыми службами (бухгалтериями,
финансовыми отделами, внутренними аудиторами) проводится
внутрихозяйственный, внутрифирменный контроль;

в) негосударственный контроль — аудит — представляет собой независимую проверку и анализ финансовой отчетности хо­зяйствующего субъекта в целях определения ее достовернос­ти, полноты и реальности, соответствия действующему зако­нодательству и требованиям, предъявляемым к составлению финансовой отчетности.

2. По времени осуществления финансовый контроль подразделя­ется на:

а) предварительный контроль, который производится на стадии подготовки проекта распределения и использования финансо­вых ресурсов;

б) текущий контроль, который осуществляется на стадии движе­ния финансовых потоков;

в) последующий финансовый контроль, в ходе которого оцени­вается итоговое состояние финансовой системы в целом и ее структурных элементов.

5. По признаку повторяемости контрольные действия могут быть первичными, повторными и дополнительными.

6. По характеру субъектов контроля различают внутренний и внешний контроль.

7. По средствам осуществления различают: документальный и фак­тический контроль.

8. По обследуемым периодам выделяют оперативный и периоди­ческий контроль.

9. По объему деятельности, охватываемой ревизиями и обследова­ниями, различается полный и частичный контроль.

Государственный финансовый контроль в РФ призван обеспечить проведение в стране единой финансовой, кредитной и денежной по­литики в целях защиты ее финансовых интересов. При осуществле­нии своих функций органы государственного финансового контроля имеют право проводить ревизии и проверки, получать письменные и устные объяснения от должностных лиц и граждан. В случае выяв­ления нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответствен­ность, органы государственного финансового контроля обязаны передать материалы ревизии или проверки в правоохранительные органы.

Федеральное собрание образовало Счетную палату как постоянно действующий орган государственного финансового контроля. Задача­ми Счетной палаты являются:

1. организация и осуществление контроля своевременного исполне­ния доходных и расходных статей федерального бюджета и бюд­жетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре
и целевому назначению;

2. определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральный собственно­сти;

3. оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

4. финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполне­ние федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

5. анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в це­лом;

6. контроль законности и своевременности движения средств феде­рального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных фи­нансово-кредитных учреждениях РФ;

7. регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и ре­зультатах проводимых контрольный мероприятий.

Счетная палата осуществляет контроль исполнения федерального бюджета на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности. Все органы государственной власти в Российской Федерации, органы местного самоуправления, Центральный банк Российской Федерации, предприятия, учреждения, организации не­зависимо от форм собственности и их должностные лица обязаны пре­доставлять по запросам Счетной палаты информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности. При проведении ревизий и прове­рок Счетная палата получает от проверяемых предприятий, учрежде­ний, организаций, банков и иных кредитно-финансовых учреждений всю необходимую документацию и информацию по вопросам, входя­щим в ее компетенцию.

Счетная палата также осуществляет контроль: управления и обслу­живания государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации; законности, рациональности и эффективности использо­вания иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством Российской Федерации от иностранных государств и финансовых организаций; эффективности размещения централизованных финан­совых ресурсов, выдаваемых на возвратной основе; предоставления государственных кредитов, а также предоставления средств на безвоз­мездной основе иностранным государствам и международным орга­низациям.

Контрольное управление Президента РФ,1 являясь самостоятель­ным подразделением Администрации президента РФ, осуществляет контроль и проверку:

♦ исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, а также органи­зациями федеральных законов, указов, распоряжений и иных ре­шений Президента РФ;

♦ реализации общенациональных проектов;

♦ исполнения поручений Президента РФ и Руководителя Адми­нистрации Президента РФ;

♦ реализации ежегодных посланий Президента РФ Федеральному собранию РФ, бюджетных посланий Президента РФ и иных про­граммных документов Президента РФ.

Контрольное управление Президента РФ осуществляет информи­рование Президента РФ и Руководителя Администрации Президента РФ о результатах проверок и подготовку предложений по предупреж­дению и устранению выявленных нарушений.

На федеральном уровне функционирует ряд служб и агентств, ос­новным содержанием деятельности которых является осуществление контроля и надзора в определенных сферах экономики и финансов.

Федеральная антимонопольная служба осуществляет контроль и над­зор за:

а) соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами испол­нительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправ­ления антимонопольного законодательства, законодательства о ес­тественных монополиях, законодательства о рекламе;

б) соблюдением требований обеспечения доступа на рынки услуг ес­тественных монополий и оказанием услуг субъектами естествен­ных монополий на недискриминационных условиях и др.

Федеральная служба по финансовым рынкам:

а) контролирует порядок проведения операций с денежными сред­ствами или иным имуществом, совершаемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в целях противодействия лега­лизации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;

б) проводит проверки: эмитентов, акционерных инвестиционных фон­дов, субъектов отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, субъектов отношений по негосу­дарственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсион­ному страхованию и профессиональному пенсионному страхова­нию, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием и специализированных депозитариев ипотечного покрытия; профес­сиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компа­ний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестицион­ных фондов и негосударственных пенсионных фондов, а также их саморегулируемых организаций;

в) запрещает или ограничивает на срок до шести месяцев проведе­ние профессиональным участником отдельных операций на рын­ке ценных бумаг;

г) рассматривает факты нарушения законодательства РФ о товар­ных биржах.

Федеральная служба по тарифам производит контроль применения государственных регулируемых цен (тарифов) на электрическую и теп­ловую энергию и проводит проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих деятельность, в сфере регулируемого цено­образования в части обоснованности величины и правильности приме­нения этих цен (тарифов); использования инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые государством тарифы на электрическую и тепловую энергию. Федеральная служба по тарифам применяет меры ответственности за нарушение законодательства РФ о естественных мо­нополиях и об электроэнергетике.

Федеральная служба государственной статистики осуществляет функ­ции по контролю в сфере государственной статистической деятельности.

Федеральная налоговая служба осуществляет контроль и надзор за: соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сбо­ров, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, — за пра­вильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в со­ответствующий бюджет иных обязательных платежей.

Федеральная служба страхового надзора осуществляет контроль и надзор за: соблюдением субъектами страхового дела страхового законо­дательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах; достоверностью представляемой субъектами страхового дела от­четности; обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности в части формирования страховых резервов, соста­ва и структуры активов, принимаемых для покрытия страховых резер­вов, квот на перестрахование, нормативного соотношения собственных средств страховщика и принятых обязательств; составом и структурой активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщи­ка; выдачей страховщиками банковских гарантий; соблюдением страхо­выми организациями требований законодательства РФ о противодей­ствии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части, относящейся к компетен­ции Службы; выдает в соответствии с законодательством РФ предписа­ния субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхо­вого законодательства.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществля­ет контроль и надзор за:

1.использованием средств федерального бюджета, средств государ­ственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;

2.соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кре­дитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валют­ных операций условиям лицензий и разрешений;

3. соблюдением требований бюджетного законодательства РФ полу­чателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюд­жетных инвестиций; за исполнением органами финансового контро­ля федеральных органов исполнительной власти, органов государ­ственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре.

Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществля­ет контроль и надзор за выполнением юридическими и физически­ми лицами требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным пу­тем, и финансированию терроризма, привлечение к ответственнос­ти лиц, допустивших нарушение этого законодательства; осуществ­ляет сбор, обработку и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим кон­тролю в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществляет проверку, в соответствии с законодательством Рос­сийской Федерации, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию тер­роризма, полученной информации об операциях (сделках) с денеж­ными средствами или иным имуществом, в том числе получает не­обходимые разъяснения по представленной информации.

Федеральное казначейство осуществляет предварительный и теку­щий контроль ведения операций со средствами федерального бюджета, главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Федеральная таможенная служба контролирует правильность ис­числения и своевременность уплаты пошлин, налогов и сборов, прини­мает меры по их принудительному взысканию; обеспечивает соблюде­ние запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ; производит таможенное оформление и тамо­женный контроль; осуществляет в пределах своей компетенции валют­ный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транс­портных средств через таможенную границу РФ.

Федеральное агентство по государственным резервам осуществляет контроль наличия материальных ценностей государственного матери­ального резерва, их движения и состояния; проводит экономический анализ деятельности подведомственных федеральных государствен­ных унитарных предприятий и утверждает экономические показатели их деятельности, производит в подведомственных организациях про­верки финансово-хозяйственной деятельности и использования иму­щественного комплекса.

Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости осуще­ствляет:

♦ государственный мониторинг земель в РФ;

♦ государственный земельный контроль.

Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляет контроль управления, распоряжения, использования по назначению и сохранности земельных участков, находящихся в феде­ральной собственности и в государственной собственности (до разгра­ничения государственной собственности на землю); проводит в пределах своей компетенции проверку использования имущества, находящегося в федеральной собственности, назначает и проводит документальные и иные проверки, в том числе организует осуществление ревизий и прини­мает решение о проведении аудиторских проверок федеральных государ­ственных унитарных предприятий и федеральных государственных уч­реждений по эффективному использованию и сохранности федерального имущества.

Кроме федеральных контрольно-ревизионных органов существуют соответствующие органы в регионах. Так, в Москве действуют следу­ющие контролирующие органы и органы, обладающие контрольными полномочиями:

1. Государственная инспекция цен Москвы;

2. Комитет по делам миграции Правительства Москвы;

3. Управление транспорта и связи Правительства Москвы;

4. Управление Правительства Москвы по делам наружной рекла­мы, информации и оформления города;

5. Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы;

6. Государственная инспекция по качеству сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Правительства Москвы;

7. Мосгортехнадзор и др.

Государственная инспекция цен Москвы является органом исполни­тельной власти Москвы по контролю соблюдения порядка формирова­ния и установления цен, тарифов и сборов, а также дисциплины цен органами государственной власти, предприятиями и предпринимателями. В состав Инспекции входят аппарат и территориальные подразде­ления по административным округам Москвы.

Основной задачей инспекции цен является осуществление контро­ля над экономической сферой в целях обеспечения реализации реше­ний Правительства Москвы, направленных на снижение темпов инф­ляции, на подъем промышленности и рост благосостояния населения. Осуществляется контроль розничных цен, торговых надбавок к ценам на продукты детского питания, лекарственные средства и другие со­циально-значимые товары. Осуществляется контроль тарифов пере­возки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутри­областным и межобластным маршрутам, включая такси.

Инспекция цен Москвы контролирует порядок ценообразования при использовании льготных кредитов, выделяемых Правительством Моск­вы на финансирование определенных программ.

Государственная инспекция цен Москвы контролирует цены на продукцию и услуги, заказы на которые оплачиваются за счет средств город­ского бюджета. Обобщаются и анализируются результаты проведенных проверок и на их основе готовятся предложения Правительству Москвы по совершенствованию системы ценообразования. Инспекция участвует в разработке проектов законов и других нормативных актов Москвы в об­ласти ценообразования и контроля над ценами. Инспекция участвует в разработке плана координации работы контрольных служб города.

Инспекция цен Москвы применяет экономические и штрафные санкции к предприятиям и предпринимателям, допускающим нару­шение дисциплины цен. Совместно с другими контрольными органа­ми и организациями Инспекция обеспечивает защиту прав потреби­телей и соблюдение требований антимонопольного законодательства. Контроль деятельности Инспекции цен осуществляет Правительство Москвы и уполномоченные им органы.

В соответствии с Уставом города в Санкт-Петербурге создана Конт­рольно-счетная палата. Порядок ее организации и деятельности уста­навливается соответствующим законом Санкт-Петербурга. Основны­ми задачами Контрольно-счетной палаты являются:

1. осуществление контроля исполнения доходных и расходных статей бюджета, расходования средств территориальных государственных внебюджетных фондов;

2. оценка эффективности и целесообразности расходования государ­ственных финансовых ресурсов и использования государственной собственности Санкт-Петербурга;

3. оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов городского бюджета и бюджетов территориальных государствен­ных внебюджетных фондов;

4. финансовая экспертиза проектов законов Санкт-Петербурга, пре­дусматривающих расходы, покрываемые за счет средств городско­го бюджета, или влияющих на формирование и исполнение город­ского бюджета и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

5. контроль финансовой деятельности исполнительных органов го­сударственной власти Санкт-Петербурга;

6. контроль поступления средств в городской бюджет от продажи и использования имущества, находящегося в государственной соб­ственности Санкт-Петербурга;

7. контроль расходования средств, поступивших в бюджеты муни­ципальных образований, находящихся на территории Санкт-Пе­тербурга, из бюджета Санкт-Петербурга;

8. проведение ревизий бюджетов муниципальных образований, на­ходящихся на территории Санкт-Петербурга, — получателей фи­нансовой помощи из бюджета Санкт-Петербурга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: