Классификация финансового контроля
Финансовый контроль классифицируется по следующим основаниям: 1. По уровню управления финансовый контроль подразделяется на:
а) общегосударственный (вневедомственный) финансовый контроль, который проводят органы государственной власти. Этот
контроль осуществляется в масштабе РФ, субъекта РФ и муниципального образования. Основными субъектами государственного финансового контроля являются: Счетная палата РФ, Конт
рольное управление Президента РФ, Федеральное казначейство,
Федеральная таможенная служба, Федеральная налоговая служба, Департамент государственного финансового контроля и аудита и другие органы;
б) ведомственный финансовый контроль, который проводят контрольно-ревизионные подразделения министерств, ведомств, головных подразделений предприятий и учреждений. В коммерческих организациях финансовыми службами (бухгалтериями,
финансовыми отделами, внутренними аудиторами) проводится
внутрихозяйственный, внутрифирменный контроль;
в) негосударственный контроль — аудит — представляет собой независимую проверку и анализ финансовой отчетности хозяйствующего субъекта в целях определения ее достоверности, полноты и реальности, соответствия действующему законодательству и требованиям, предъявляемым к составлению финансовой отчетности.
2. По времени осуществления финансовый контроль подразделяется на:
а) предварительный контроль, который производится на стадии подготовки проекта распределения и использования финансовых ресурсов;
б) текущий контроль, который осуществляется на стадии движения финансовых потоков;
в) последующий финансовый контроль, в ходе которого оценивается итоговое состояние финансовой системы в целом и ее структурных элементов.
5. По признаку повторяемости контрольные действия могут быть первичными, повторными и дополнительными.
6. По характеру субъектов контроля различают внутренний и внешний контроль.
7. По средствам осуществления различают: документальный и фактический контроль.
8. По обследуемым периодам выделяют оперативный и периодический контроль.
9. По объему деятельности, охватываемой ревизиями и обследованиями, различается полный и частичный контроль.
Государственный финансовый контроль в РФ призван обеспечить проведение в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики в целях защиты ее финансовых интересов. При осуществлении своих функций органы государственного финансового контроля имеют право проводить ревизии и проверки, получать письменные и устные объяснения от должностных лиц и граждан. В случае выявления нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, органы государственного финансового контроля обязаны передать материалы ревизии или проверки в правоохранительные органы.
Федеральное собрание образовало Счетную палату как постоянно действующий орган государственного финансового контроля. Задачами Счетной палаты являются:
1. организация и осуществление контроля своевременного исполнения доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре
и целевому назначению;
2. определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральный собственности;
3. оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
4. финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
5. анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
6. контроль законности и своевременности движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях РФ;
7. регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольный мероприятий.
Счетная палата осуществляет контроль исполнения федерального бюджета на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности. Все органы государственной власти в Российской Федерации, органы местного самоуправления, Центральный банк Российской Федерации, предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и их должностные лица обязаны предоставлять по запросам Счетной палаты информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности. При проведении ревизий и проверок Счетная палата получает от проверяемых предприятий, учреждений, организаций, банков и иных кредитно-финансовых учреждений всю необходимую документацию и информацию по вопросам, входящим в ее компетенцию.
Счетная палата также осуществляет контроль: управления и обслуживания государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации; законности, рациональности и эффективности использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством Российской Федерации от иностранных государств и финансовых организаций; эффективности размещения централизованных финансовых ресурсов, выдаваемых на возвратной основе; предоставления государственных кредитов, а также предоставления средств на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.
Контрольное управление Президента РФ,1 являясь самостоятельным подразделением Администрации президента РФ, осуществляет контроль и проверку:
♦ исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, а также организациями федеральных законов, указов, распоряжений и иных решений Президента РФ;
♦ реализации общенациональных проектов;
♦ исполнения поручений Президента РФ и Руководителя Администрации Президента РФ;
♦ реализации ежегодных посланий Президента РФ Федеральному собранию РФ, бюджетных посланий Президента РФ и иных программных документов Президента РФ.
Контрольное управление Президента РФ осуществляет информирование Президента РФ и Руководителя Администрации Президента РФ о результатах проверок и подготовку предложений по предупреждению и устранению выявленных нарушений.
На федеральном уровне функционирует ряд служб и агентств, основным содержанием деятельности которых является осуществление контроля и надзора в определенных сферах экономики и финансов.
Федеральная антимонопольная служба осуществляет контроль и надзор за:
а) соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе;
б) соблюдением требований обеспечения доступа на рынки услуг естественных монополий и оказанием услуг субъектами естественных монополий на недискриминационных условиях и др.
Федеральная служба по финансовым рынкам:
а) контролирует порядок проведения операций с денежными средствами или иным имуществом, совершаемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;
б) проводит проверки: эмитентов, акционерных инвестиционных фондов, субъектов отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, субъектов отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием и специализированных депозитариев ипотечного покрытия; профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, а также их саморегулируемых организаций;
в) запрещает или ограничивает на срок до шести месяцев проведение профессиональным участником отдельных операций на рынке ценных бумаг;
г) рассматривает факты нарушения законодательства РФ о товарных биржах.
Федеральная служба по тарифам производит контроль применения государственных регулируемых цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию и проводит проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих деятельность, в сфере регулируемого ценообразования в части обоснованности величины и правильности применения этих цен (тарифов); использования инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые государством тарифы на электрическую и тепловую энергию. Федеральная служба по тарифам применяет меры ответственности за нарушение законодательства РФ о естественных монополиях и об электроэнергетике.
Федеральная служба государственной статистики осуществляет функции по контролю в сфере государственной статистической деятельности.
Федеральная налоговая служба осуществляет контроль и надзор за: соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, — за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей.
Федеральная служба страхового надзора осуществляет контроль и надзор за: соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах; достоверностью представляемой субъектами страхового дела отчетности; обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности в части формирования страховых резервов, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, квот на перестрахование, нормативного соотношения собственных средств страховщика и принятых обязательств; составом и структурой активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика; выдачей страховщиками банковских гарантий; соблюдением страховыми организациями требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части, относящейся к компетенции Службы; выдает в соответствии с законодательством РФ предписания субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет контроль и надзор за:
1.использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;
2.соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений;
3. соблюдением требований бюджетного законодательства РФ получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций; за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре.
Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет контроль и надзор за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства; осуществляет сбор, обработку и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществляет проверку, в соответствии с законодательством Российской Федерации, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, полученной информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, в том числе получает необходимые разъяснения по представленной информации.
Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль ведения операций со средствами федерального бюджета, главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.
Федеральная таможенная служба контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты пошлин, налогов и сборов, принимает меры по их принудительному взысканию; обеспечивает соблюдение запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ; производит таможенное оформление и таможенный контроль; осуществляет в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.
Федеральное агентство по государственным резервам осуществляет контроль наличия материальных ценностей государственного материального резерва, их движения и состояния; проводит экономический анализ деятельности подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и утверждает экономические показатели их деятельности, производит в подведомственных организациях проверки финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса.
Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости осуществляет:
♦ государственный мониторинг земель в РФ;
♦ государственный земельный контроль.
Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляет контроль управления, распоряжения, использования по назначению и сохранности земельных участков, находящихся в федеральной собственности и в государственной собственности (до разграничения государственной собственности на землю); проводит в пределах своей компетенции проверку использования имущества, находящегося в федеральной собственности, назначает и проводит документальные и иные проверки, в том числе организует осуществление ревизий и принимает решение о проведении аудиторских проверок федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений по эффективному использованию и сохранности федерального имущества.
Кроме федеральных контрольно-ревизионных органов существуют соответствующие органы в регионах. Так, в Москве действуют следующие контролирующие органы и органы, обладающие контрольными полномочиями:
1. Государственная инспекция цен Москвы;
2. Комитет по делам миграции Правительства Москвы;
3. Управление транспорта и связи Правительства Москвы;
4. Управление Правительства Москвы по делам наружной рекламы, информации и оформления города;
5. Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы;
6. Государственная инспекция по качеству сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Правительства Москвы;
7. Мосгортехнадзор и др.
Государственная инспекция цен Москвы является органом исполнительной власти Москвы по контролю соблюдения порядка формирования и установления цен, тарифов и сборов, а также дисциплины цен органами государственной власти, предприятиями и предпринимателями. В состав Инспекции входят аппарат и территориальные подразделения по административным округам Москвы.
Основной задачей инспекции цен является осуществление контроля над экономической сферой в целях обеспечения реализации решений Правительства Москвы, направленных на снижение темпов инфляции, на подъем промышленности и рост благосостояния населения. Осуществляется контроль розничных цен, торговых надбавок к ценам на продукты детского питания, лекарственные средства и другие социально-значимые товары. Осуществляется контроль тарифов перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным маршрутам, включая такси.
Инспекция цен Москвы контролирует порядок ценообразования при использовании льготных кредитов, выделяемых Правительством Москвы на финансирование определенных программ.
Государственная инспекция цен Москвы контролирует цены на продукцию и услуги, заказы на которые оплачиваются за счет средств городского бюджета. Обобщаются и анализируются результаты проведенных проверок и на их основе готовятся предложения Правительству Москвы по совершенствованию системы ценообразования. Инспекция участвует в разработке проектов законов и других нормативных актов Москвы в области ценообразования и контроля над ценами. Инспекция участвует в разработке плана координации работы контрольных служб города.
Инспекция цен Москвы применяет экономические и штрафные санкции к предприятиям и предпринимателям, допускающим нарушение дисциплины цен. Совместно с другими контрольными органами и организациями Инспекция обеспечивает защиту прав потребителей и соблюдение требований антимонопольного законодательства. Контроль деятельности Инспекции цен осуществляет Правительство Москвы и уполномоченные им органы.
В соответствии с Уставом города в Санкт-Петербурге создана Контрольно-счетная палата. Порядок ее организации и деятельности устанавливается соответствующим законом Санкт-Петербурга. Основными задачами Контрольно-счетной палаты являются:
1. осуществление контроля исполнения доходных и расходных статей бюджета, расходования средств территориальных государственных внебюджетных фондов;
2. оценка эффективности и целесообразности расходования государственных финансовых ресурсов и использования государственной собственности Санкт-Петербурга;
3. оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов городского бюджета и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
4. финансовая экспертиза проектов законов Санкт-Петербурга, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств городского бюджета, или влияющих на формирование и исполнение городского бюджета и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
5. контроль финансовой деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга;
6. контроль поступления средств в городской бюджет от продажи и использования имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга;
7. контроль расходования средств, поступивших в бюджеты муниципальных образований, находящихся на территории Санкт-Петербурга, из бюджета Санкт-Петербурга;
8. проведение ревизий бюджетов муниципальных образований, находящихся на территории Санкт-Петербурга, — получателей финансовой помощи из бюджета Санкт-Петербурга.